Одежда мальчиков и девочек с 3-х до 7-ми лет 2 страница
|
Ещё один вид раскроя русских рубах XVIII-XIX веков – с поликами. Он более распространён в южных областях России (например, на Украине), куда пришёл из Европы гораздо раньше, чем в северные края. Это прямоугольные куски полотна для вставки в области плеч – они использовались при малом количестве ткани, когда на цельную станину её не хватало. Были более характерны для женских рубах. Они выкраиваются отдельно и всегда украшаются вышивкой. Девушкам в старину удобно было брать с собой и вышивать отдельную полику на молодёжных посиделках в зимнее время. Многие полики к праздничным девичьим и женским рубахам сплошь покрывались вышивкой, становясь и украшением, и хорошим оберегом, восполняя тем самым нарушенную целостность одежды (см. рис. 8). Сейчас иногда полики называют французским словом «кокетка».
|
|
|
|
Рубаха, как и вся народная одежда народов Славян и Ариев, обязательно украшается обереговой вышивкой. Самой богатой, разноцветной и жизнерадостной всегда была праздничная и свадебная вышивка. На обрядовых и ритуальных рубахах узор можно вышивать одним цветом: красным, или белым, или в тон ткани – но он гораздо сложнее по исполнению и смыслу. Для торжеств во всех сословиях (кроме смердов) вышивали «золотной нитью», «золотили» одежды. Рубахи старцев всегда были украшены скромно, часто в 1-2 цвета (такую одежду, украшенную в один цвет, иногда называли «сухой»).
В каждом крае, в каждом роду и семье есть свои обереговые знаки и значимые цвета. Но и у каждого человека есть свои, только ему присущие, знаки-обереги (например, бог-покровитель или животное-покровитель, знак своей стихии Природы или созвездия). Общим в узорочье рубах является то, что обычно небесные стихии (Огонь, Воздух – красные и голубые цвета) располагаются на оплечье или груди, а земные стихии (Вода, Земля – синие, зелёные, коричневые цвета) – на рукавах и подоле. Но у каждого человека расположение этих стихий, других знаков и выбор цветов для них был особый, одежд с одинаковыми узорами просто не было.
На одеждах ведунов, на обрядовых и ритуальных рубахах всех сословий может изображаться мир тех богов, к которым обращается с молитвами и славлениями человек. Обычной для русской вышивки является трёхчастное расположение (композиция) узора. Это олицетворение Триединства мира, сосуществования миров Прави, Яви и Нави, образы божественных Триглавов – и другое духовное наполнение узорочья, которое наделяло смыслом любой стежок вышивки. В старину любой узор на одежде можно было читать, как книгу. «Просто» вышивки, ради «простого украшения» – не было. Каждая женщина могла читать любой свой узор, даже самый простой, как настоящую книгу, где «буквами» были знаки узорочья. Ещё в XIX веке в деревнях средней полосы России осенью, после уборки урожая, проводились молодёжные смотрины, на которых сведущие женщины читали юношам узоры на девичьих одеждах (особо надетых для этого случая). Что помогало молодёжи найти себе подходящую пару для создания семьи. Этот праздник в народе и сейчас вспоминают, как «день чтения узоров».
Русские Сарафаны
Сарафан — один из основных видов женской одежды, широко распространённый и сейчас во всём мире. Он пришёл на Русь с Востока и претерпел изменения в русской народной культуре. Само слово происходит от персидского «сэрапай» — почётная одежда. Сарафаны давно известны на Руси, о них есть упоминания в Никоновской летописи. Наибольшее распространение этот вид одежды получил после XIII века, но до XVII века упоминается как мужская одежда с рукавами, напоминающая длиннополый застёгивающийся кафтан. П.Савваитов в «Описании старинных русских утварей…» (СПб., 1896) приводит свидетельство древней летописи: «В 1376 году при нашествии татар русские воеводы оплошишася… и начали ходити и ездити в охабнях и в сарафанах, а доспехи своя на телеги и в сумы скуташа». Все первые русские сарафаны были с рукавами, встарь так называли мужской кафтан особого покроя: «На государе было платье… сарафан… с вишнёвой обнизью» (Выход. Кн. 32).
Сарафан как выходной и праздничный вид женской одежды упоминается с XVII века и быстро получает распространение во всех областях России. В старину он напоминал платье: был длинным, распашным (т.е. расстёгивался сверху донизу, распахивался), имел отделку по вороту, прикрывал плечи (узкие лямочки появились гораздо позже). Следует сказать, что в повседневности женщины XVII века (что отмечено в писцовых документах) носили дубасы, которые являлись древнерусским видом одежды и были похожи на современные сарафаны. Дубас шили из льняного или конопляного полотна, которое дубили («красили дубом») – то есть окрашивали вываренными из местных растений красителями (чаще всего – в синий цвет). Дубас отличался от сарафана тем, что никогда не имел рукавов, имел узкие лямочки через плечи, перекрещивающиеся на спине, цельную (без застёжек) станину. Он был прочен и удобен в женском домашнем труде.Дольше всего (до конца ХХ века) дубасы носили в северных областях России и в старообрядческих поселениях. В материалах фольклорной экспедиции в Прикамье (50-60 гг. ХХ столетия) записано, что женщины в сельской местности всегда поправляли горожан: «…не сарафан это, а дубас». «Дубас холщовой у меня был, с лямкима, взаде ещё крест-накрест» - из материалов Е.Н. Поляковой («Память языка». Пермь, 1991).
И древнерусский сарафан, и современный обычно одеваются поверх длинной рубашки с рукавами. По покрою, способам украшения, использованию тканей различают: детский (для девочки), девичий, женский и «старушечий» сарафаны – когда учитываются возрастные отличия. Кроме этого, есть свадебный, вдовий, смертный и другие виды, связанные с событиями женской жизни. Различаются также летние сарафаны — из лёгких, нарядных ситцев и сатина, тонкого льняного полотна и зимние — тёплые, из тяжёлых, плотных тканей, часто — с подкладом, их иногда называли «толстыми». Подкладка раньше обычно делалась из простой домоткани (холста). В одном из деловых актов Прикамья XVII века перечисляются: «Сарафаны толстые и тонкие числом 15», «Сарафан кумачной красной, подклад холщовый». В кунгурском юридическом акте XVIII века записано: «В ночи неведомые воровские люди покрали у меня, Агафона, воровски из клети сарафан женской дорогильный («дороги» - привозная шёлковая ткань, прим. авт.), подклад крашенина (крашеная ткань домашнего изготовления)». За многими сарафанами сохранилось название по той ткани, из которой они были сшиты: холщевики, ситцевики, атласники, кумачники, суконники, пестрядинники, крашенинники и другие.
Повседневные сарафаны обычно шьют изо льна или однотонного плотного ситца. Их украшают скромной вышивкой, тканой тесьмой или набойкой (печатным рисунком) соответственно своему сословию, возрасту и принадлежности к определённому роду. Надо сказать, что в правильно сшитом льняном сарафане женщине летом будет не жарко, а зимой — не холодно, и до снега женщина может ходить босиком.
Праздничные сарафаны украшают богатой, затейливой вышивкой, часто с золотой нитью, жемчугом (девичьи) или дорогими каменьями (у знатных женщин), ручной росписью. В XVIII-XIX вв. их стали шить из готовых дорогих тканей: атласа, шёлка, парчи. Сарафаны княгинь вышивались золотой и серебряной вязью, украшались самоцветами. Женские сарафаны, обычно, шьются без рукавов, но на праздничных могут делать ложные, откидные рукава (как в старину, когда их носили с рукавами), как знак достатка и родовитости.
С праздничными сарафанами обращаются очень бережно. Хранят их в деревянных сундуках или коробах из липы. Перед тем как сложить сарафан, его выворачивают наизнанку и раскладывают на полу передом вниз. Потом с середины складывают в мелкую складку (причем, складок должно получиться определённое количество, от 21 до 40). Множество складок получалось ещё и потому, что подолы праздничных сарафанов были очень широкими, в окружности могли доходить до 12 м. Сложенный подобным образом сарафан перегибают по длине, сворачивают и затем связывают тесёмками, пришитыми для этого случая по краям. После чего заворачивают в чистую холстину.
Праздничные сарафаны передаются из поколения в поколение. Это настоящее произведение искусства. Каждая девушка готовила себе в приданое такой праздничный сарафан, даже если у неё уже был мамин или бабушкин по наследству. К каждому празднику могли шить свой разноцветный сарафан. Самые красивые из них – свадебные. Чаще всего они шьются из ткани красного цвета и считаются обрядовыми. На Русском Севере свадебные сарафаны обычно шили из белой ткани (иногда – парчи) и расшивали золотыми нитями красивейшие узоры. Среди жителей Каргополья до сих пор хранятся рассказы об этих «золотых» сарафанах. Девушек, наряжённых в такие одежды, называли «золотыми девками».
Крой сарафанов
Происхождение современного кроя сарафанов — это дальнейшее развитие существовавших на Руси прежде, до их появления, древнерусских видов одежды. Причём, существование подобных видов одежды (например, дубаса) объясняет, почему столь быстро сарафан был принят на Руси, и стал одним из основных видов народной одежды.
За многими древнерусскими сарафанами закрепились названия по покрою, которые сохранились до наших дней. Например: однорядные, двурядные, закрытые (глухие), открытые, круглые, узкие, прямые, клинчатые, распашные, сборчатые, гладкие, с лифом и прочие виды.
Сейчас выделяют 5 основных видов сарафана.
1. Глухой косоклинный («глухарь», «шушун», «костолан») – это древнейший вид сарафана на широких лямках, закрывающих плечи. Пришедшие на Русь сарафаны сперва имели застёжку спереди – «сверху донизу». Позднее характерной особенностью этих восточных сарафанов на Руси стало то, что под влиянием русских обычаев и обрядов станина «глухих» (т.е. закрытых) сарафанов стала кроиться цельной. Этот вид сарафана известен и как старинный мужской повседневный вид одежды с рукавами; обычно он был широким. Позднее к праздничным глухарям также пришивались рукава, но пройма не прошивалась (см. рис. 9).
|
|
Рис. 9. Сарафан глухой косоклинный, XIX в.
В северных областях «шушуном» сейчас называют глухой сарафан на широких лямках, потерявший рукава. В южных и средних областях России шушун остался распашной верхней одеждой, но стал короче – длиною до середины колена. Его носят девушки на выданье и замужние женщины. В словенских сёлах «сухой шушун» (торжественный, но без узорочья) до сих пор входит в погребальную сряду женщин старшего поколения. Всей России известен этот вид одежды по стихотворению С.А. Есенина «Письмо матери»:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
2. Косоклинный распашной — это летние и домашние сарафаны («клинник», «кумачник», «китайка» и др.), которые часто кроились со швом или застёжкой спереди, они имели узкие лямочки. Наиболее старый покрой женского праздничного распашного сарафана (XVII в.) – с широкими проймами и откидными или ложными рукавами. Позднее, под воздействием русских народных обычаев в одежде, слово «распашной» изменило своё значение: застёжка спереди на повседневных видах сарафана исчезла, а слово стало обозначать, что это сарафан широкий, то есть «широко распахивается». У старообрядцев Урала и Сибири ХIХ-ХХ вв. был наиболее распространён повседневный косоклинный дубас (который соединил в своём крое древнерусский дубас и восточный сарафан) на узких лямках, из крашеного холста тёмно-синего цвета. Спереди при крое дубаса вшивают прямые полотна, сзади вставляют клинья, скроенные «по косой» (см. рис. 10а). Часто спереди у дубаса оставляют цельное полотно (станину), расширяя за счёт боковых клиньев. Длина по низу (по подолу) такого сарафана может доходить до 12 м (если крой «солнце»). Обычно повседневный дубас украшается одноцветной или двухцветной набойкой, у пожилых женщин он темнее и менее украшен. Его разновидность – русский косоклинный сарафан – имеет спереди два прямых полотна, а сзади — три прямых полотна, между которыми два клина. Сборка мелких складок на спинке закрепляется вышитой или тканой тесьмой (см. рис. 10б). Он так же, как и дубас, украшался набойкой, но более многоцветной, или расшивался тесьмой и нитями.
|
а) б)
Рис. 10. Сарафан распашной косоклинный, XIX – XX вв.
Косоклинный распашной сарафан отличается от глухого более низкой проймой, узкими лямками и лапочкой, перекрестьем на спине, отсутствием пришивных рукавов, швом или застёжкой спереди — то есть он более открытый и является видоизменением восточного сарафана под воздействием древнерусских обычаев. До сих пор подобные косоклинные сарафаны носят жительницы лесных и отдалённых от цивилизации уголков России («клинники», «триклинки», «сорококлинки» и другие).
3. Прямой, собранный на обшивке сарафан с узкими лямками («московник», «круглый») — наиболее простой в крое. По записям, он известен на Руси с XVII века. Может шиться из 5-6 прямых полотнищ. Это излюбленная одежда молодёжи: летние девичьи сарафаны шьются из ярких цветных ситцев. Особое распространение получили в XIX веке, когда в городах России появились фабрики по производству набивного ситца. Так же шьются первые сарафаны для маленьких девочек (из двух полотнищ). Пожилые женщины шьют прямые сарафаны на лямках для занятий домашним хозяйством, но для этого выбираются более плотные ткани, тёмные цвета ситца или льна, меньшее количество полотен (см. рис. 11).
|
Рис. 11. Сарафан прямой на лямках
4. Сарафан с лифом («белорусский») — имеет прямую сборчатую юбку, которая короче, чем у великорусских сарафанов, и у талии пришивается к лифу. Лиф обычно украшается вышивкой или тканой тесьмой.
5. Сарафан с лифом на кокетке — более поздний вид одежды (ХIХ—ХХ вв.), связанный с заимствованиями с Запада. Но в русских деревнях сумели его изукрасить так, что он перестал выделяться из исконно древнерусской одежды. Заимствованная с Запада «кокетка» расшивается и украшается точно так же, как и полики на древнерусских рубашках, что совершенно меняет внешний вид и сокровенное предназначение этого заморского вида сарафана.
Внешний вид покроя сарафана напоминает «пирамиду», в народе говорят — «ель». В такой одежде женщина накапливает собственную жизненную силу и собирает широким подолом энергию стихии Земли. Ель у славянских народов — дерево предков, поэтому считается, что женщина получает ещё и помощь сверху. Это позволяет ей сохранять своё здоровье и спокойствие, умножать собственные силы и привлекательность, вынашивать и рожать здоровых детей.
При крое сарафанов, так же как и при крое народных рубах, учитывается энергетическая защищённость человека: лишних швов стараются не делать. При шитье все швы защищаются и украшаются вышивкой, тесьмой или набойкой. Вот почему на Руси на более древних видах северорусского сарафана (глухарь, шушун, костолан) и у древнерусского дубаса станина кроилась из цельного куска ткани. При раскрое старались использовать всё полотно, весь отрез ткани, без остатка (см. рис. 12).
|
Рис. 12. Сарафан глухой косоклинный
Женские сарафаны, обычно, на выход («на люди») опоясываются повседневными или праздничными поясами. Но следует помнить, что есть женские обряды (например, связанные с плодородием земли или женщины), которые проводятся без сарафанов в одних рубашках. В южных областях России до сих пор сохранился «безсарафанный комплекс» женской одежды (сряды), в который входят: нательная сорочка, верхняя длинная рубаха с расшитым подолом, понёва, передник, запон, навершник (нагрудник, верхница), короткий шушун. Эта многослойная одежда надевается женщиной на выход — так, чтобы был виден вышитый край предыдущей детали, что позволяет даже повседневной одежде смотреться очень нарядно и жизнерадостно.
Начиная с XVI века, русские виды сарафана получили повсеместное распространение. Они имели свои отличия не только в разных областях России, но и в каждой деревне: можно было отличить по их крою пришлых от коренных жителей. Но указы Петра I запретили ношение, производство и продажу русского народного платья в городах. Носить русское платье в городе (так же, как и носить бороду) можно было, только заплатив налог — что тогда могло сделать только купеческое сословие. Но уже в царствование Елизаветы, а позднее – Екатерины II и Николая I – детали народной одежды (в том числе и русский сарафан) вновь входят в обязательный набор городской женщины. Стали они входить и в набор парадной женской одежды для приёмов во дворце (см. А.Ф. Тютчев «При дворе двух императоров», ч. 1. М., 1928). Указ о женском придворном платье с народными мотивами был принят в 1834 году и просуществовал до 1917 года, когда началось всеобщее разрушение народной культуры — не только в городе, но и в деревне.
Пояса
Пояс является одним из самых сокровенных видов творчества, украшений и оберегов. Это обязательная принадлежность русской народной одежды. Разделяя верхнюю и нижнюю части тела человека, связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс тем самым одновременно отделяет и связывает высшее и низшее начала в человеке. Кроме этого, пояс принимает значительную часть веса одежды на себя, освобождая плечи от дополнительной нагрузки. Он всегда и во всех славяно-арийских народах воспринимается как знак благополучия и порядочности. Например, раньше женщинам сомнительного поведения (гетерам, танцовщицам) запрещалось носить пояса. Древнему римлянину разрешалось распоясаться только в особых случаях: при погребении кого-либо или в дни религиозных праздников.
Большое значение имеют пояса в обрядовой жизни Русского народа. На свадьбе супруги дарят пояса друг другу, родственникам и гостям, поясом повивают новорожденного, перевязывают первый сноп, кладут покойнику, провожая его в последний путь, завязывают на берёзах и росстанях при расставании, дарёным поясом признаются в любви и т.д.
Человек может находиться какое-то время и без пояса. Например: новорожденный, рожающая женщина, тяжело больной или умирающий; пояс обязательно снимают при гаданиях, как бы открывая ворота для связи с миром Нави. Но находиться без пояса человек может только дома, в кругу самых близких, пока ещё не взялся за дела или при каких-то обрядовых действиях.
У пояса всегда есть обереговое и знаковое назначение. По поясу читается: из каких краёв, из какого рода человек, его общественное и семейное положение; чётко отличаются мужские и женские пояса, детские, юношеские, взрослые и старческие. На простые повседневные пояса крестьяне и воины обычно подвешивали нож в ножнах и кресало, ведуны — различные обереги, женщины — ладанку, ключи, гребешок, детям подвешивали погремушки-бубенчики. Ременные (кожаные) пояса всегда носили только мужчины-воины. Особенно у них славились турьи пояса, посвещённые богу Перуну. Такие пояса делали обычно с металлическими пряжками и наконечниками, сплошь покрывая их чеканными бляшками или вырезанными узорами. Женщины на Руси никогда не опоясывали своё чрево поясом из кожи убитых животных, поскольку это может энергетически навредить здоровому чадородию. До сих пор многие женщины используют мужнин пояс, как оберег: в случае долгой отлучки мужа, при беременности, для благополучного разрешения при родах или используют его как обрядовый
Существуют повседневные, праздничные, обрядовые и ритуальные пояса. Повседневные пояса для детей до 3-4-х лет чаще всего делают витыми; изготавливают их матери, бабушки, тётки или старшие сёстры. Дарёные (чужие) пояса на детей в этом возрасте не одевают (исключение — если пояс подарен ведуном, духовным отцом или близким родственником). У детей в возрасте с 3-х до 12 лет, кроме витых, могут быть узкие (1-2 см) опояски. Лучше, если их будут ткать или плести отец, дед, родной дядька или старший брат. Девочке благоприятно носить «женские» пояса, сделанные мамой, но у неё обязательно должен быть «мужской» пояс изготовленный отцом. Связано это с тем, что пояс прикрывает и оберегает хару (один их основных энергетических центров, «золотник»), он помогает ребёнку к 12-ти годам — условному возрасту половозрелости — уравновесить использование своих Ян (мужской) и Инь (женской) энергий. Пояс, созданный руками мужчины, подпитывает жизненной созидающей силой растущего, созревающего ребёнка, защищая и оберегая его.
После 12-ти лет юноши и девушки начинают, как и взрослые, носить тканые покромки, которые обязательно разделяются по половому признаку на мужские и женские. Их обычная ширина — 2-2,5 см (полвершка). Кроме покромок, юноши и мужчины носят круглые плетёные пояса; они удобны для занятий по хозяйству и выглядят нарядно. Повседневные тканые и плетёные плоские пояса обычно заканчиваются «махрами» (бахромой), а повседневные витые и круглые плетёные – одной кистью.
Праздничные пояса во всех сословиях, кроме смердов, всегда были браными (т.е. с выбраными рукой узорами) и разноцветными. Праздничные мужские пояса-кушаки весей делают вершковыми (т.е. шириной 4,5 см), у витязей и ведунов шире — полуторавершковыми (т.е. примерно 6,6 см). Широкий кушак это мужской пояс, женщины его обычно не носят. Женские праздничные пояса менее широкие — до 1 вершка (обычно 3-5 см). Праздничные кушаки обязательно имеют в своём узорочье родовые обереговые знаки и украшаются множеством кистей или подвесок («маяльниками»), иногда с дорогими каменьями, серебряными и металлическими подвесками. Причем, на мужских и женских поясах делается разное количество кистей. Например, на многих мужских кушаках делают 7, 9 и даже больше кистей, соединяя их в причудливое переплетение. На женском праздничном поясе обычно делают 8 кистей — число покровительниц женской судьбы богинь Доли и Недоли (дочерей богини Макоши) и число космической взаимосвязи всего сущего; или 13 кистей – число самой богини Макоши, покровительницы семейного благополучия. Чаще всего на простых праздничных поясах делаются 3 кисти — знак триединства мира (Явь, Навь, Правь), связь прошлого, настоящего и будущего. Они могут быть и на женских, и на мужских опоясках (шириной 2,5-3 см). К детским пояскам вместе с кистями можно подвешивать маленькие погремушки или бубенчики-обереги. Кисти браных поясов в старину могли украшать «золотной» нитью. Иногда вместо кистей заплетают косички или вяжутся наузы – узлы, имеющие вполне определённый смысл. Ныне искусство вязания наузов (узелковое письмо) считается забытым, хотя до XIX века им пользовались лесные народы Урала и Америки в своём быту для подсчёта скота, добычи и торговых сделок. Сейчас можно увидеть рисунки таких узлов в старинных книгах.
От повседневных поясов праздничные отличаются многоцветьем, изысканностью ткачества и смысловой сложностью узоров, а также – шириной и длиной. Их длина позволяет оборачивать пояс вокруг тела 2-3 раза (длина мужского праздничного пояса – 1 круг, 285 см).
Особо красивы свадебные пояса молодожёнов, которые можно назвать обрядовыми; их хранят всю жизнь, как оберег и передают по наследству. Ширина свадебных кушаков – от 1-го до 1,5 вершков (примерно 4,5-7 см). Кисти свадебных кушаков в княжеском сословии могли украшаться колокольцами, самоцветными и серебряными подвесками («варворками»), золотной нитью, заговорёнными узлами-наузами.
Все праздничные пояса, обычно, передаются по наследству. Если судьба предыдущих владельцев была счастливой, их продолжают носить дети и внуки. В других случаях их могут хранить как память и использовать для обрядов поминовения предков.
Обрядовые пояса отличаются особыми узорами и особым выбором цвета. Они всегда браные. Иногда их ткут для проведения только определённых обрядов (на станке или «на ниту»), узор на них может идти по кругу без повторов. Обрядовые кушаки самые широкие. Например, ширина такого пояса у весей 1,5, а у ведунов — 2 вершка, т.е. 6,6-8,8 см. Они, также, и самые длинные: у весей — 1 круг (285 см), у ведунов — 2 круга (569 см), что позволяет мужчине оборачивать пояс вокруг тела до трёх раз. При этом концы пояса опускаются до земли («до дола»), бывая длиннее одежды. Кисти на таких поясах могут и отсутствовать, но тогда обязательно есть витая или заплетённая бахрома, иногда её делают с обереговыми подвесками, особо подобранными для каждого человека и отдельного случая.
Ритуальные пояса могут быть любыми: витыми, ткаными, плетёными — в зависимости от назначения. Они изготавливаются каждым человеком для себя в определённое время и с определёнными заговорами-молитвами. В чужие руки такие пояса не дают и скрывают от чужих глаз, чтобы сохранить чистую энергетику намоленного пояса. Хранят их в свёрнутом виде в особых деревянных ларях вместе с ритуальной одеждой и по наследству не передают. Ритуальные пояса, так же как и ритуальная одежда, после смерти человека уходят с ним в иной мир. Иногда ткут особые «смертные» пояса, которые внешне просты, как опояски. Человек, надев такой пояс, даёт понять окружающим, что он отрешился от этого мира и готовится перейти в мир иной. Их носят в повседневности, не снимая. Этот обычай ещё сохранился в старообрядческих сёлах в наши дни.
Есть ещё обережные пояса, к которым относятся нитяные и витые пояса-тельники, покромки с надписями, все кушаки с узорной вязью, «дарёные», крапивные пояса и другие. Например, и сейчас считается, что пояс, сделанный и подаренный женой своему мужу, оберегает его от лихого ока, наговора и всяческих бед, увеличивает его мужскую силу, бережёт здоровье и его добродетель. В народе говорят, что пояс, сделанный женщиной с особой любовью, может отвести от мужчины даже пулю (смерть от оружия). Любой мужчина может гордиться таким подарком.
Основные способы изготовления поясов
Пояса отличаются способом изготовления. Они бывают нитяными, витыми, плетёными, ткаными, браными и шитыми.
Наиболее простой, но важный пояс — нитяной. Его делает мама для своего новорожденного ребёнка в самые первые дни после родов. Обычно для этого берут 1-3 льняных нити (красных или светлых цветов). Нити женщина может достать из своей или отцовской ношеной одежды. Иногда заранее, если позволяет время, готовят для этого «первонить»: будущая мама с наговорами высеивает отдельно (на хорошем месте) лён. Потом сама его убирает и обрабатывает, когда никто не видит, выпрядая одну ниточку в определённый, благоприятный для этого день. Её она завязывает своему младенцу после родов сначала на запястьях, может ею перевязать пуповину у дитя или повесить на эту нить детский нательный оберег.
Когда у новорожденного заживает пупок, ему надевают тонкий витой (или плетёный косичкой) поясок-тельник, который он будет носить до совершеннолетия. В тельник для младенцев иногда вплетают волосы родителей. Показывать его посторонним нельзя. Поясок-тельник дети носят под одеждой до половозрелости или до совершеннолетия, когда слабеет энергетическая связь между ребёнком и его родителями. Но многие предпочитают носить такой пояс и дальше (если не на теле, то в потайном кармашке) как оберег, хранящий родительскую любовь. Об этом до сих пор в народе говорят: «Материна молитва со дна моря достанет». Многие женщины, выходя замуж и вынашивая ребёнка, начинают носить вместо тельника мужнин повседневный пояс, как оберег.
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 1475;