Познавательное отношение в гуманитарной психологии 5 страница

[265] Индукция (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

[266] Новосёлов М.М. статья «Индукция» // Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. – М.: «Советская энциклопедия», 1972. Т. 10, с. 263.

[267] В книге 3 своего основного труда «Математические начала натуральной философии» Ньютон пишет: «В опытной физике предложения, выведенные из совершающихся явлений с помощью индукции, несмотря на возможность противоречащих им предложений, должны приниматься за верные или в точности, или приближенно, пока не обнаружатся такие явления, которыми они еще более уточняются или же окажутся подверженными исключениям» // Цит. по: БЭКМ-2004, статья «Ньютон». Справедливости ради стоит отметить, что кризис ньютоновской механики в конце 19-го века частично обусловлен тем, что Ньютон выдвигал свои гипотезы, опираясь на обобщение опытных фактов современной ему науки. Когда же через два столетия открылись новые факты, то они оказались противоречащими некоторым представлениям Ньютона, и последние были пересмотрены.

[268] В конце жизни Вернадский писал: «…в основе всего естествознания лежат три широких и глубоких эмпирических обобщения, значение которых и взаимные соотношения между которыми, для меня только постепенно и медленно выяснились… Первым будет принцип, высказанный Ньютоном в 1678 г. – принцип сохранения массы вещества в окружающей нас реальности, во всех изучаемых нами явлениях… Вторым будет принцип Гюйгенса, высказанный им в предсмертной работе в 1695 году и ставший известным в начале XVIII в. Этот закон природы гласит, что жизнь есть не только земное, но и космическое явление… Третьим принципом будет принцип сохранения энергии, аналогичный сохранению массы Ньютона…Удобно назвать его принципом Карно – Майера». К этим «Большим принципам» Вернадский добавил ещё 20 эмпирических обобщений, относящихся к отдельным естественным наукам. Приведём некоторые из них: 2. Принцип Геттона. В геологии нет ни начала, ни конца. Вечность геологических процессов. 5. Принцип Реди (биогенеза): всё живое происходит только от живого. 12. Резкое различие между симметрией живых и косных тел биосферы. 14. Принцип Д. Дана: ясное и неоспоримое направление эволюционного процесса в направлении развития мозга – цефализация. 19. Эволюционный процесс приводит к превращению биосферы в ноосферу. // Аксенов Г.П. Вернадский. – М.: Соратник, 1994, с. 505, 509-510.

[269] В простейших случаях эмпирический закон имеет вид: «Все объекты класса Х обладают (или не обладают) свойством Y».

[270] Например, до открытия Австралии считалось, что млекопитающие не могут откладывать яйца, но в Австралии обнаружили странного зверька утконоса, который во всём похож на млекопитающих, но откладывает яйца наподобие птиц и пресмыкающихся.

[271] Теория Дарвина до сих пор составляет мировоззренческий базис биологии (хотя и в несколько модифицированном виде), несмотря на то, что факты свидетельствуют о патогенном характере мутаций в подавляющем большинстве случаев, о чрезвычайной стабильности видов (науке не известен ни один удостоверенный случай превращения одного вида животных в другой). Просто дело в том, что альтернативной теории эволюции живого, сравнимой по эвристическому потенциалу с дарвиновской, пока не создано.

[272] В этом смысле теорию можно сравнить со снежным комом, который формируется вокруг центрального «снежка», роль последнего и выполняет гипотеза.

[273] Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, с. 75.

[274] Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, с. 50.

[275] Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, с. 75.

[276] Например, понятие «успешной терапии» было операционализировано как «изменение Я-концепции в ходе терапии», в частности, «сближение «Я-реального» и «Я-идеального». Эти конструкты можно измерить с помощью метода Q-сортировки // Об этом см.: Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, с. 280-298; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997, с. 558-560.

[277] При этом, как отмечает Роджерс, главным является не действительное наличие этих феноменов (чувств) в отношении терапевта к клиенту, а умение терапевта их выразить так, чтобы клиент их воспринял и осознал. Поэтому измерять следует не объективное наличие эмпатии и любви со стороны терапевта, а их восприятие, фиксацию в сознании клиента.

[278] Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, с. 321 – 324.

[279] Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, с. 85. Отсюда, правда, следует достаточно сомнительный вывод о том, что теоретическая позиция терапевта никак не влияет на успешность его работы, а если теория не важна, тогда, возможно, она не нужна совсем. Надо просто научиться создавать хорошие отношения с клиентом, научиться выражать эмпатию и любовь, и успех будет обеспечен. На самом деле, это, на наш взгляд, не так. Даже для того, чтобы научиться правильно выражать позитивные чувства к клиенту, необходимо опереться, по меньшей мере, на теорию эмпатии и любви, т.е знать, что они из себя представляют, как возникают, от каких факторов зависит их сила, глубина, подлинность, продолжительность и т.д.

[280] Роджерс К.Р. Клиент-центрированная психотерапия. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, с. 37-40.

[281] Хорни К. Самоанализ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, с. 17-19

[282] «Все мыслящие люди – пишут Хьелл и Зиглер, -- имеют определённые аксиоматические представления относительно человеческой природы. Теоретики личности не составляют исключения из этого правила. Представления о природе человека, возможно, коренятся в их собственном личном опыте. Такие базисные положения глубоко и основательно влияют на восприятие людьми друг друга, на их взаимоотношения, а в случае учёного-персонолога – на создание теорий о себе и о других. Сами по себе положения могут или признаваться, или не признаваться индивидуумом, в том числе и теоретиком… Мы убеждены, что они являются одной из граней мировоззрения самого учёного – в них находит своё отражение его склад личности. Предположения о природе человека – это неотъемлемая часть его индивидуальности, наряду с другими глубоко укоренившимися убеждениями, основополагающими ценностями и установками. Таким образом, исходные положения приобретаются и развиваются так же, как и другие убеждения теоретика об устройстве мира». // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997, с. 40, 50.

[283] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997, с. 40.

[284] «например, подавление человеческой сексуальности в Австрии в начале 20-го столетия повлияло на Фрейда таким образом, что он создал теорию, в которой большая роль отводится подавленной сексуальности» // Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с. 20.

[285] «В основе логотерапии Франкла лежит отчаяние, овладевшее им в юном возрасте в связи с очевидной бессмысленностью жизни» // Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с. 21.

[286] «Хотя Роджерс не был лишён амбиций и иногда вёл себя агрессивно, в разработанной им теории личностно-центрированного консультирования, видимо, нашли отражение присущие ему нежность и чувствительность» // Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с. 21.

[287] «Лазаруса подвигла к развитию мультимодального подхода к консультированию ограниченность традиционной бихевиористской терапии» // Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с. 22.

[288] «В основе бихевиористской теории консультирования лежат экспериментальные исследования. Например, классическая теория обусловливания Павлова была разработана на основе экспериментирования с собаками; теория оперантного обусловливания Скиннера – на основе экспериментирования с голубями и крысами» // Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с. 23.

[289] «Например, под влиянием психоанализа разрабатывались версии эксзистенциального консультирования Ялома и Мэя, трансактный анализ Бёрна и гештальт-консультирование Пёрлса» // Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с. 23.

[290] «Взгляд Фрейда на человека (например, точка зрения Фрейда, отражённая в его теории инстинкта) сформировался, вероятно, во многом благодаря полученному медицинскому образованию» // Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с. 23.

[291] Разумеется, полнота и завершённость философии не означает, что в её предметном поле не будут появляться новые отрасли. Мы имеем в виду лишь то, что основные философские дисциплины, доказавшие свою жизненность, право на существование, не будут элиминированы из состава философского знания, по крайней мере, в ближней перспективе.

[292] Мы не рассматриваем здесь вопрос о влиянии религиозных воззрений на деятельность теоретика, хотя, без сомнения, оно огромно. По нашему мнению, религиозные взгляды являются частью, или, лучше сказать, аспектом философских представлений учёного: религия отвечает на те же вопросы, что и философия (имеет ли мир начало во времени, существует ли Бог, смертна ли душа, в чём смысл жизни и т.п.), только с несколько иных, более догматичных, позиций.

[293] Тем не менее, какая-то теория всё же должна быть для психолога базовой, основной. Выбор такой базовой теории определяется её соответствием жизненному опыту, складу характера, убеждениям психолога. Можно предположить, что существует соответствие между особенностями личности психолога и особенностями личности теоретика, чью теорию психолог выбрал для себя в качестве основной.

[294] На оценочной функции следует остановиться подробнее, так как она не столь очевидна, как предыдущие. Оценка по сути есть сравнение, прежде всего, с некоторым идеалом. Оценки могут быть высокие и низкие, позитивные и негативные. Когда мы оцениваем, например, метод психотерапии, то нас интересует его эффективность, экологичность, этичность. Психологические методики (например, тесты) оценивают на валидность, надёжность. Теории – с точки зрения верифицируемости, практической значимости, когерентности, непротиворечивости и пр. Философские основания отвечают не за все, а именно за философские оценки: мировоззренческие, методологические, нравственные, эстетические. При этом один и тот же метод или одну и ту же теорию с разных философских позиций можно оценить по-разному. Например, с позиций гуманитарной психологии бихевиористская теория получает низкие оценки как позитивистская (мировоззренческая оценка), редукционистская, элементаристская (методологическая оценка), дегуманизирующая, лишающая человека свободы (нравственная оценка), низкоэффективная, манипулятивная (практическая оценка), ужасная (эстетическая оценка). Таким образом, философские представления о человеке, его познании, путях и целях изменения выступают в качестве критерия оценки. Поэтому для некоторых психологов те или иные методы работы, те или иные теоретические подходы, программы исследований могут быть неприемлемы только потому, что оцениваются в качестве безнравственных, хотя при этом могут быть эффективными, объективными и т.п. К числу сомнительных методов можно, например, отнести гипноз, некоторые эксперименты (эксперименты Милграма по изучению влияния авторитета на агресивно-конформное поведение), аверсивный метод (когда нежелательное поведение наказывается ударом электрического тока).

[295] Например, большинство современных социально-психологических исследований в США осуществляется с позиций когнитивной подхода к человеку.

[296] Симптоматично, что издано уже не мало учебников (в основном, за рубежом), посвящённых изложению отдельных теорий личности, тогда как учебников, рассматривающих социально-психологические теории, теории памяти, общения, влияния и т.п. практически нет.

[297] Например, уместно говорить о гуманитарно ориентированных психологических концепциях творчества, эмоций, общения, воспитания и т.п.

[298] Выше эти термины часто употреблялись как синонимы.

[299] Наша позиция совпадает с точкой зрения Л. Хьелла и Д. Зиглера, полагающих, что «теория личности состоит из многих «минитеорий», каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах...» // Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997, с. 28.

[300] Более подробно о личностном росте см. в кн.: Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1996.

[301] Образцы прикладных концепций представлены в следующих книгах: Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994, с. 333 – 442; Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.: «Масс Медиа», 1995; Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Практическое руководство для предпринимателей, широкого круга читателей. – М.: АО Стрингер, 1992.

[302] Во многом, именно поэтому натуралистические подходы к человеку и не полны.

[303] Хорни К. Самоанализ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

[304] Выготский Л.С. Психология искусства. – Мн.: Современное Слово, 1998. Эту работу Выготского А.А. Пузырей назвал «прообразом и парадигмой нового типа психологии, которую и можно было бы назвать гуманитарной». // Психология и новые идеалы научности (круглый стол) / Вопросы философии, 1993, № 5, с. 40. Примечательна она также тем, что «наводит мосты» между психологией и искусствознанием. В ней объектом «идиографического» исследования становятся не отдельные индивиды, а конкретные произведения искусства (басни И. Крылова, рассказ И. Бунина «Лёгкое дыхание», трагедия Шекспира «Гамлет»), в которых манифестируются общие закономерности художественного восприятия.

[305] Юнг К.-Г. Психологические типы. – СПб.: Азбука, 2001.

[306] Роджерс К.Р. Клиент-центрированная психотерапия. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

[307] Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

[308] См. напр.: Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2-х т. – М.: Прогресс – Литера, 1996; Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

[309] Одним из важнейших критериев правильности интерпретации выступают инсайты клиента.

[310] Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М., 1995.

[311] Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов.– СПб.: Питер, 2001, с. 17-25.

[312] На наш взгляд, к этому списку необходимо добавить ещё семиотику, кибернетику, культурологию, зоопсихологию, риторику, логику, теорию информации.

[313] По нашему мнению, речь должна идти о создании междисциплинарной, проблемноцентричной дисциплины, изучающей все уровни и формы, стороны и проявления общения. Такую дисциплину можно было бы назвать контактологией.

[314] Онтология психология настолько объёмна, что рассматривать её полностью – всё равно, что излагать основное содержание учебников по большинству психологических дисциплин. Онтологическим статусом обладают все вопросы, относящиеся не только к психической, но и к человеческой реальности в целом: начиная с вопросов, что такое ощущение, восприятие, память, мышление и заканчивая, в чём смысл жизни, как отличить истинную любовь от мнимой, где кончается норма и начинается патология и т.д.

[315] А.Л.Доброхотов. Онтология / Философский энциклопедический словарь.- М., 1989, с. 443.

[316] «Философская антропология – фундаментальное учение о гуманитарной сущности, назначении человека и человечества» // Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. – М., 1999, с. 524.

[317] Различные образы человека обосновываются в рамках таких направлений современной философии, как экзистенциализм, философская антропология, марксизм, персонализм, прагматизм, философская герменевтика, неокантианство, протестантская теология, неотомизм. В сущности, каждый оригинальный философ, как правило, создавал собственное антропологическое учение, обосновывал свой особый взгляд на природу человека. По нашему мнению, наибольший вклад в философское знание о человеке внесли Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики, киники, А. Августин, Р. Декарт, Б. Спиноза, Б. Паскаль, И. Кант, А. Шопенгауэр, С. Киркегор, К. Маркс, Л. Фейербах, Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Н. Фёдоров, В. Соловьёв, В .Джемс, З. Фрейд, Н. Бердяев, М. Бубер, К.-Г. Юнг, Э. Мунье, К. Ясперс, Э. Фромм, К. Роджерс, Б. Скиннер, Ж.-П. Сартр, А. Маслоу, В. Франкл. Произведения этих мыслителей являются важным и незаменимым источником знаний по философско-антропологической тематике.

[318] Для других наук важнейшие онтологические вопросы будут соответственно иными: в частности, для физики – что такое природа, для космологии – что есть Вселенная, для биологии – что такое жизнь, для социологии – что есть общество.

[319] Здесь нелишне напомнить, что родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант считал вопрос о сущности человека центральным для философии в целом. Именно к вопросу: что есть человек? сводятся три других основных вопроса кантовской метафизики: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?

[320] По мнению П.С. Гуревича между понятиями «природы человека» и «сущности человека» можно провести концептуальное разграничение: «под природой человека подразумеваются стойкие, неизменные черты, которые присущи хомо сапиенс во все времена, независимо от биологической эволюции и исторического процесса», тогда как сущность человека – более узкое понятие и включает в себя лишь «верховное, державное качество человека» // Гуревич П.С. Антропологический ренессанс как философская проблема / в кн.: Философия человека: традиции и современность. Вып. 2. – М.: ИНИОН АН СССР, 1991, с.8.

[321] «…человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». Однако эту характеристику Аристотель счёл, видимо, недостаточной и добавил к важнейшим чертам человеческой природы также наличие речи («один только человек из всех живых существ одарен речью»), и нравственности («только человек способен к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п.»). По существу, Стагирит почти полностью предвосхищает классическую трактовку человеческой природы. // Цит. по: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2004 (на DVD) / статья «Аристотель».

[322] См., например, фундаментальное исследование Л.В. Крушинского «Основы рассудочной деятельности у животных». М., 197 .

[323] Имеется в виду работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», увидевшая свет в 1876 году.

[324] Классовая подоплёка этой теории сегодня очевидна: труд являлся одной из высших ценностей социализма, и названная теория вносила свою скромную лепту в поддержание идеологической стабильности в советском обществе. Сегодня эта теория не отброшена, не дискредитирована, а заняла подобающее ей место в науке в качестве одной из возможных гипотез, объясняющих появление человека.

[325] Ефремов К., Ефремова Н. Эти бонобо знают английский получше нас! // Знание – сила, 2001, № 5, с. 62 – 71.

[326] Отечественные психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев выделяют сознательность, деятельность и общественность в качестве трёх атрибутов, фундаментальных характеристик, «конституирующих саму человечность» человека. И хотя деятельность они не сводят к труду, а рассматривают более широко, как любую сознательную, целенаправленную, преобразовательную активность, в целом их позиция тяготеет к классической трактовке природы человека.

[327] Вот что пишет по этому поводу Г.Я. Стрельцова: «Человек у него (т.е. у Паскаля) оказывается не просто «сгустком противоречий», а трагически раздвоенным и парадоксальным существом, непостижимым, по его мнению, ни для одной человеческой философии и понятным лишь с точки зрения христианской религии: грехопадение объясняет тот парадоксальный факт, что всякое совершенство в мире человеческом обременено своей противоположностью. «Какую химеру, следовательно, представляет собой человек! – восклицает Паскаль. – Какую диковинку, какое чудище, какой хаос, какой сгусток противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, глупый червь земной, хранитель истины, клоака неизвестности и заблуждений, слава и отброс вселенной! Кто распутает этот клубок?… Пойми, гордец, какой парадокс ты представляешь. Смирись, немощный разум! Молчи, глупая природа… Послушайте Бога» // Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. – М.: Республика, 1994, с.195-196.

[328] Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. / Антология мировой философии: Возрождение. – Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001, с.267.

[329] Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990, с.323

[330] Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990, с. 237.

[331] Абрахам Маслоу, являющийся одним из основоположников трансперсональной психологии, так характеризует пиковые переживания: «во время пиковых переживаний люди наиболее тождественны самим себе, ближе всего к своему истинному «я» и наиболее неповторимы…человек чувствует себя более единым (целостным), чем в любое другое время… увеличивается его способность слиться с миром… чувствует себя на вершине своих сил, максимально используя все свои способности… То, на что в другое время тратится множество сил и стараний, в этом случае выполняется без всякого усилия, как бы «само по себе»… наиболее свободен от страхов, опасений, сомнений, самокритики, всевозможных оков и тормозов… в человеке больше спонтанности, экспрессии, он ведёт себя более непосредственно… человек становится более творческим… в наибольшей степени свободен от прошлого и будущего и пребывает в настоящем…» // Маслоу А. Психология бытия. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997, с. 139-152.

[332] В этом отношении показательны слова основоположника логотерапии В. Франкла: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: « У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как» // Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. (жирный курсив мой. – А.К.)

[333] Характерным симптомом невыносимого существования являются суицидальные желания и фантазии, подсчитывание дней до конца срока (тюремного заключения, службы в армии, отлучки любимого человека и пр.)

[334] «Я был убеждён – размышляет герой Кундеры, -- что вне сферы этого исторического руля (которого я опьяненно касался) нет жизни, а есть лишь прозябание, скука, изгнание, Сибирь. И сейчас я вдруг (после полугода Сибири) увидел совершенно новую и неожиданную возможность жизни: передо мной открылись забытые луга вседневности, сокрытые под крылом летящей истории, а на нём стояла бедненькая, жалкая, и, однако, достойная любви женщина – Люция» // Кундера М. Шутка. – СПб.: Азбука-классика, 2003, с. 99.

[335] Один из фантастических способов перемещения в кажимое существование показан в фильме «Ванильное небо»: попав вследствие автомобильной аварии в «невыносимый мир», потеряв любимую девушку и лучшего друга, главный герой подписывает некий контракт и, умерев в реальности, продолжает долгую жизнь в виртуальном мире, где он полностью здоров, женат на любимой и т.п. Но в конце концов и это кажимое существование превращается в невыносимое. По-видимому, авторы фильма хотели показать, что иллюзорная жизнь никогда не сможет заменить реальную, но получилось не очень убедительно.

[336] Некоторые из таких «экзистенциальных» разделов психологии сегодня уже оформились в самостоятельные дисциплины: психология общения, психология одиночества.

[337] Может показаться, что не всё из перечисленного может нами глубоко переживаться. Например, безразличие, вроде бы, есть равнодушие, отсутствие эмоций, а, значит, и переживаний. Однако, это не всегда так. Например, мы можем сильно переживать по поводу нашего безразличия к нашему супругу, которого вдруг разлюбили, или по поводу любви к нам другого человека, которому не можем ответить взаимностью. Правда, Сартр, говоря о безразличии, имеет в виду не переживание безразличия, а именно равнодушное отношение к людям, т.е. безразличие им относится не к субъективно-переживаемому существованию, а является атрибутом реально-наличного существования, как «слепота по отношению к другим», но такая слепота, которой индивид не замечает. // Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. – М.: Республика, 2000, с. 395.

[338] Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 1999, с. 572-589.

[339] Мы можем однако пережить удовольствие (неудовольствие), радость от игры, от деятельности, но это есть переживание именно удовольствия.

[340] Речь идёт о переживании своего тела, например, как прекрасного, привлекательного, сексуального, здорового (позитивная оценка) или как безобразного, больного, непривлекательного (негативная оценка).

[341] Наиболее типична для нашего времени нехватка любви. Также можно говорить и о других дефицитарных состояниях, ощущаемых человеком: недостатке трудолюбия, уверенности в себе и др. личностных качеств.

[342] Статья «Фактор» // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2004 // на DVD

[343] Значительный объём социологических, социально-психологических, психологических исследований нацелен на установление влияния тех или иных факторов на возникновение и протекание конкретных событий или явлений. Основными методами, позволяющими выявить и измерить роль социальных и психологических факторов в жизнедеятельности человека, социальной группы, общества, выступают корреляционный анализ и факторный анализ.

[344] Философия науки и техники. Учебное пособие /В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., Контакт-Альфа, 1995., с. 289.

[345] Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. - М., Академический проект, 1999, с. 241 – 245.

[346] Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. - М., Академический проект, 1999, с. 248.

[347] Как отмечает А.П. Стеценко, “...при изучении психической реальности... наблюдение над ней вне конкретных задач преобразования, планирования, совершенствования, овладения, управления и т.п. оказывается вообще не имеющим статуса объективного научного факта”// Стеценко А.П.

[348] Согласно С. Грофу, “важная сторона гуманистической психотерапии – переход от внутрипсихической и внутриорганизменной ориентации к признанию межличностных отношений, семейных взаимосвязей, социальных структур и социокультурных влияний, а также привлечение экономических, экологических и политических факторов”.// Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993, с. 200.

[349] К числу таких направлений следует отнести, прежде всего, гештальт-психотерапию Ф. С. Пёрлза, а также “теоретически облегчённый” подход К. Роджерса. Подробнее в кн.: Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1996, с. 162 – 190, 238 – 281.

[350] К числу гомологичных психоанализу направлений, содержащих в себе черты “всеядности”, всеобъемлемости, стремящихся дать ответы на все вопросы и претендующих на открытие единственно верного пути к тайнам человека, следует отнести глубинную (К. Г. Юнг) и трансперсональную (С. Гроф) психологию.

[351] Неудивительно, что во Франции психология и психоанализ рассматриваются как две различные области знания.

[352] Кроме частных наук, собственным оригинальным языком обладают также философия, теология, искусство, очевидно, не соответствующие стандартам научности, тогда как, например, история, зачастую рассматривавшаяся в качестве эталона гуманитарного знания, лишена самобытного языка и оперирует понятиями других социально-гуманитарных, философских дисциплин.

[353] О взглядах перечисленных и других психологов на проблему личностного роста см. в кн.: Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1996, с. 28 – 39. 77 – 81, 126 – 132, 299 – 301.

[354] Наибольшее внимание количественному измерению психологического роста уделял К. Роджерс, разработавший и апробировавший ряд оригинальных методик. Подробнее об этом: Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994, с. 251 – 329.








Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 891;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.