Об историческом прогрессе 4 страница
[159] См.: Мельвиль Ю.К. Чарлз Пирс и прагматизм. М., 1968; Порус В.Н. Пирс // Современная западная философия; М., 1991.
[160] См.: Блонский П.П. Современная философия. М., 1922. Ч. II. С. 3.
[161] См.: Джеме У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
[162] В России большое влияние воззрений Гуссерля испытал на себе А.Ф. Лосев, что сказалось на всем его творчестве. Он неоднократно и с пафосом говорил мне: “Я гуссерлианец!”
[163] См.: Гуссерль Э. Логические исследования. СПб., 1907. Т. 1. С. 222.
[164] В данном контексте под сциентизмом имеется в виду абсолютизация науки, "Режде всего естествознания как единственного образца собственно научного способа осмысления сущего.
[165] См.: Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968; Гайденко П.П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции // Современный экзистенциализм. М., 1966.
[166] Само слово “герменевтика” восходит к древнегреческим мифам, согласно которым посланник Богов Гермес был обязан толковать и разъяснять людям божественные вести. В античной философии и филологии под герменевтикой понимали искусство толкования иносказаний, многозначных символов, интерпретацию произведений древних поэтов, прежде всего Гомера. Затем это понятие означало искусство толкования Священного Писания, а потом и искусство верного перевода памятников прошлого.
[167] См.: Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
[168] Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1989; см. также: Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 499; Корнеев П.В. Шелер как непосредственный предшественник экзистенциализма и основоположник современной антропологии // Современная философская антропология. М., 1967.
[169] См.: Старостин Б.А. От феномена человека к человеческой сущности (предисловие к указанной книге Тейяра де Шардена): Губман Б.Л. Тейяр де Шарден // Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С. 295—296.
[170] Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 43—44.
[171] Дзэн - японское название одного из буддийских направлений.
[172] Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблемы культуры. М., 1963.
[173] Jaspers R. Philosophie. Berlin, 1956. Bd. 1. S. 7.
[174] См.: Аверинцев С.С. Ясперс // Философская энциклопедия. Т. 5. С. 620—622; Миронова Я. Ясперс // Современная западная философия: Словарь. М., 1991; Современный экзистенциализм. М., 1966.
[175] Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 209—212.
[176] Мне лично довелось слышать от специалиста по творчеству Рассела и его биографии, что смена его убеждений совпадала по времени с его очередным браком (а он был женат пять раз).
[177] См.: Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 307—308.
[178] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. М., 1949. Т. VII. С. 28—29
[179] Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1955. Т. 5. С. 574.
[180] Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950. С. 93.
[181] Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1954. Т. 4. С. 375.
[182] Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М., Л., 1941. Т. 2. С. 59.
[183] Там же. С. 282.
[184] Философская анциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 471.
[185] Считая Фейербаха “отцом новой философии”, Чернышевский высоко ставил философию Гегеля за раскрытие им тех “общих форм, по которым двигался процесс развития”. Необходимость сочетания диалектики Гегеля и материализма Фейербаха была, таким образом, осознана в русской философии еще до всякого влияния на нее со стороны марксизма.
[186] Герцен А.И. Собрание сочинений. М., 1960. Т. 20. Кн. 2. С. 590; см. также: Володин А.И. Герцен. М., 1970.
[187] См.: Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 117, 130.
[188] “Евангелие я читал много и с любовью, по-славянски и в лютеранском переводе. Я читал без всякого руководства, не все понимал, но чувствовал искреннее и глубокое уважение к читаемому. В первой молодости я часто увлекался волюнтаризмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством, это меня проводило через всю жизнь; во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу” (Собр. соч. Т. VI. С. 59; см. также: Булгаков С.Н. Избр. статьи. М., 1993. Т. 2. С. 97). Приведу еще одно признание Герцена. Своей Идущей жене Наталье Захарьиной Герцен писал из ссылки: “Нет, в груди горит вера, Ильная, живая. Есть Провидение. Я читаю с восторгом Четьи-Минеи — вот где божественные примеры” (см.: Герцен А.И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. М., 1993. Т. 4. С. 44).
[189] Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1928—1958. Т. 18. С.
[190] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 298. .
[191] См.: Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М., 1963.
[192] Писатель, лауреат Нобелевской премии Генрих Бёлль говорил, что произведения Достоевского, прежде всего такие, как “Бесы” и “Идиот”, сохраняли для него неизменную актуальность. “Бесы” — не только потому, что описание убийства Шатова он не мог забыть с 1938 г., когда читал роман, но и потому, что за пережитые с тех пор 30 лет современной истории они успели стать столько же классической, сколько пророческой моделью слепого, абстрактного фанатизма политических групп и течений.
[193] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М„ 1988. Т. 2. С. 306.
[194] См.: Творческий путь Владимира Соловьева. Вступительная статья А.Ф. Лосева . и А.В. Гулыги // Вл. Соловьев. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 7.
[195] Его основные труды: “Оправдание Добра”, “Кризис западной философии (против позитивизма)”, “Философские начала цельного знания”, “Критика отвлеченного начала”, “Чтение о Богочеловечестве” и др.
[196] См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1989. Т. 11. С.
[197] Философы России XIX—XX столетий. М., 1995. С. 90—91.
[198] Что бы ни говорили о Н.С. Хрущеве, он совершил героический поступок, выступив с разоблачением культа личности Сталина. Все мы почувствовали веяние свежего воздуха относительной свободы. Я лично особо благодарен его подвигу: меня Реабилитировали и передо мной открылись возможности мыслить смелее, свободнее, Ушли в прошлое унижения и оскорбления как бывшего политзаключенного, находящегося на особом подозрении. Мне уже дозволено было читать лекции не только по психологии идиотии (что очень символично), но и по философии, логике, психологии и общему языкознанию.
[199] См.: Капустин М. Конец утопии. М., 1990. С. 399.
[200] Воспользуюсь случаем выразить огромную благодарность главному редактору этого труда проф. Петру Васильевичу Алексееву и всем, кто причастен к созданию этого замечательного произведения; его можно уподобить хорошему зеркалу, в котором ярко высвечивается истинный дух философской культуры России за два столетия.
[201] Различные космологические модели обсуждаются нами ниже. в параграфе о пространстве и времени.
[202] Герцен А.И. Письма об изучении природы. М., 1946. С. 105—106.
[203] В истории индийской мысли понятие иллюзорности непосредственно воспринимаемого мира выражалось словом “майя”, что значит “видимость”, своего рода марево, через которое человек еще не проник в глубины сущности.
[204] Кант И. Сочинения. М., 1965. Т. 3. С. 521. 2 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 974. Т. 1, С. 150.
[205] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1974. Т.1, С. 150.
[206] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 275.
[207] С. 172 Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1.
[208] Экзистенциальность здесь проявляется именно в таком личном переживании бытия, как идея “вернуть билет” Создателю.
[209] См.: Воронов Ф. К публикации прозы Александра Солженицына //Литературная Россия. 1989. 7 июля.
[210] Солженицын А.И. Сочинения. Вермонт, Париж: ИМКА-пресс, 1981. Т.9. С. 297.
[211] См.: Вопросы философии. 1958. № 5. С. 109.
[212] Термин не случаен: рассматриваемая в этом разделе духовная реальность имеет трансцендентного характера и является феноменальной, по Канту.
[213] См.: Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Гл. 1, 3. Стоит отметить, что в этом романе на евангельскую тему Бог отсутствует и сатана со своими духами — единственная трансцендентная реальность.
[214] Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Гл. 9.
[215] Был этот мир
глубокой тьмой окутан.
Да будет свет!
И вот явился Ньютон.
Но сатана
не долго ждал
реванша.
Пришел Эйнштейн —
и стало все,
как раньше.
Это шутка в какой-то мере выражала умонастроения, связанные с крушением прежней научной картины мира и появлением новой.
[216] Некоторые ученые утверждают, что время от времени происходит “творение” атомов из... ничего. В некоторый данный момент различные атомы, составляющие материю, не существуют и через мгновение уже существуют. Они возникают из ничего. Если до мира, в котором мы живем, существовал какой-то мир иной, но реальный, то он по самой своей сути уже охватывал бы все вещи и процессы, которые существовали когда-либо, существуют и будут существовать.
[217] Вселенная, говорит английский астроном Д. Джине, живет своей жизнью и идет по дороге от рождения к смерти так же, как и все мы; наука не знает другого изменения, кроме перехода к старости, и никакого другого процесса, кроме движения к могиле. Мы видим, что звезды беспрестанно растворяются в радиации так же вечно и непрерывно, как ледяная гора тает в теплом море. Солнце сейчас весит на много биллионов тонн меньше, чем это было месяц назад. Так как другие звезды тают таким же образом, то и Вселенная в целом является теперь менее вещественной. Не только количество вещества уменьшается во Вселенной, но и то, что осталось, непрерывно разбегается в ледяной холод пространства с колоссальной и зловеще увеличивающейся скоростью. В некотором отношении материальная Вселенная кажется уходящей, подобно уже рассказанной сказке, растворяясь в небытии, как видение.
[218] Существенным фактором, обусловливающим это положение, является то, что Вселенная состоит из относительно автономных материальных систем различной степени сложности: элементарных частиц, атомов, молекул, макроскопических тел, планет, звезд, звездных систем и т.д. Структурность Вселенной, развитие и бесконечное разнообразие материи делают невозможным ее стремление к равновесию (см.: Станюкович К.П. К вопросу о термодинамике Вселенной //Труды шестого совещания по вопросам космогонии. М., 1959).
[219] На реальную противоречивость движения еще в древности указывал Зенон.
[220] “В нашем уме не может быть никакого противоречия, когда мы допускаем, что некоторые силы в природе следуют одной, а другие своей особой геометрии” (Лобачевский Н.И. Полное собрание сочинений. М.; Д.. 1949. Т. 2. С. 159). Если бы Вселенная была евклидовой, содержащей бесконечное число равномерно рассеянных звезд, то все небо сияло бы ослепительным светом, а Солнце было бы темным пятном
[221] Различают специальную и общую теорию относительности. Специальная основывается на принципе относительности движения и законе постоянства скорости света. Общая касается свойств пространства и времени в связи с гравитацией: гравитационные явления рассматриваются как искривление пространства и времени.
[222] Для осмысления этого факта необходимо иметь в виду, что пространственно-временное описание явлений невозможно без наличия системы отсчета — тела отсчета ориентира, относительно которого ведется наблюдение.
[223] Согласно общей теории относительности, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется. Вообразим себе астронавта, который летит в глубинах Галактики на звездолете. Улетая в Космос, он обязался каждую секунду посылать на Землю радиосигнал, который принимают оставшиеся на Земле друзья. Теперь представим себе, что он подлетает к затерявшейся в просторах Галактики чудовищно сжавшейся звезде, плотность которой во много раз превышает плотность атомного ядра. Он уже совсем близко к этому телу, а земные наблюдатели с удивлением и страхом замечают, что радиосигналы следуют один за другим не через секунду, а реже. Вот уже между ними проходят минуты, часы, годы, века... и сигналы перестали совсем поступать, а между тем астронавт по своим часам аккуратно, каждую секунду, посылает сигнал. Из этой плотной звезды не выходят какие-либо частицы. Она взаимодействует с миром только через силу притяжения (см.: Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1965. С. 59).
[224] “Как бы далеко я ни отодвигал звезду, я могу все же пойти дальше. Мир нигде не заколочен досками. В этом состоит полнейшая внешность пространства” (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1934. Т. II. С. 43).
[225] Однажды девятилетний сын Эйнштейна спросил отца: “Папа, почему собственно, ты так знаменит?” Эйнштейн рассмеялся, задумался, а потом объяснил: “Видишь ли, когда слепой жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что пройденный им путь изогнут, мне же посчастливилось заметить это”.
[226] См.: Наан Г.И. Понятие бесконечности в математике, физике и астрономии. М., 1965.
[227] Напомню слова В. Брюсова, выразившие пафос познания научной мыслью глубин сущего:
Быть может, эти электроны —
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет;
Там — все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь:
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
[228] Учитывая колоссальную скорость “разлета” галактик, некоторые ученые пришли к удивительному результату: примерно 12 млрд. лет назад вся Вселенная была сосредоточена в очень маленькой области. А еще раньше, когда возраст Вселенной исчислялся ничтожными долями секунды, ее плотность была значительно выше ядерной. Она представляла собой гигантскую “каплю” сверхъядерной плотности. Эта “капля” по каким-то причинам взорвалась и разлетается поныне. Из этой гипотезы делается вывод о “сотворении мира” (см.: Шкловский И.С. Указ. соч. С. 24).
[229] Связи бывают самыми причудливыми и замысловатыми. Так, существует связь между количеством кошек в данной местности и урожаями клевера. Клевер опыляется , шмелями. Полевые мыши разрушают гнезда шмелей. Кошки, истребляя мышей, защищают тем самым клевер.
[230] Старое — это прежде всего возрастное понятие: старый дуб, старая истина, старая картина и т.п. Под старым имеется в виду и то, что устарело, отжило свой век и потеряло право на существование, что превратилось в тормоз развития той или иной системы. Новое вообще — это просто иное, чем то, что было. Новое — это совсем не обязательно что-то более совершенное: оно может быть и более совершенным, и на том же уровне совершенства, что и старое, и даже на более низком уровне. Под новым подразумевается также и то, что стимулирует развитие, а не тормозит его. Это — типично новое. Оно выражает общую тенденцию развития; нетипично новое составляет боковую ветвь или просто до того не имевшее места свойство. “Простое” и “сложное” — это соотносительные понятия. Например, строение амебы проще, чем строение обезьяны, а жизнь современного общества значительное сложнее жизни первобытного стада. Аналогичным образом обстоит дело и с понятиями “низшее” и “высшее”. Более высокий уровень развития объекта характеризуется тем, что его движение значительно богаче: оно происходит в более многообразных формах (см.: Прогресс. Регресс // Философская энциклопедия. М., 1967. Т. 4).
[231] Герцен А.И. Избранные философские произведения. М., 1946. Т. 1. С. 166;
[232] См.: Марков М.А. О современной форме атомизма // Вопросы философии. 1960. № 3. С. 56.
[233] Гейзенберг В., Шрёдингер Э., Дирак П. Современная квантовая механика. М.; Л., 1934. С. 74.
[234] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1929. Т. I. С. 234.
[235] Свое классическое выражение механистический детерминизм получил у П. Лапласа, который сформулировал его так: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.
[236] Как рассказывал Г. Гейне, однажды “упитанный обыватель... с дурацки-умным лицом” начал развивать перед ним принципы такой телеологии. “Он обратил... мое внимание, — пишет Гейне, — на целесообразность и полезность всего в природе. Деревья зелены потому, что зеленый цвет полезен для глаз. Я согласился с ним и добавил, что Бог сотворил рогатый скот потому, что говяжий бульон подкрепляет человека; что ослов он сотворил затем, чтобы они служили людям для сравнений, а самого человека он сотворил, чтобы он питался говяжьим бульоном и не был ослом. Спутник мой пришел в восхищение, найдя во мне единомышленника, лицо его расцвело еще радостнее, и, прощаясь со мной, он растрогался” (Гейне Г. Собрание сочинений. М., 1957. Т. 4. С. 32).
[237] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1929. Т. I, С. 246,
[238] “Когда все противоположные возможности исключены, круг условий осуществлен и на свет появляется вещь, которая, однажды случившись, не может быть иною, чем она есть, возможность быть, или не быть, или существовать иначе исчезнет. Случившееся и действительное имеет характер невозможности быть иначе. В этом состоит понятие необходимости, т.е. развитая действительность или единство реальной возможности и действительности” (Фишер К. Гегель. Его жизнь, сочинение и учение. М.; Л., 1933. Первый полутом. С. 397).
[239] Вероятностные отношения имеют две стороны: внутреннюю, связанную со структурой предмета (в нашем Примере — с симметричным строением монеты), и внешнюю, связанную с частотой реализации события (в нашем примере — с количеством бросаний). Объективную связь между внутренними и внешними сторонами вероятности выражает закон больших чисел, который гласит: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая. Каждое событие есть равнодействующая необходимых и случайных причин. Закон больших чисел выступает как закон постоянных причин, преодолевающих влияние случайных причин. Постоянство проявляется в пределах тех условий и причин, которые вызывают определенное явление. В примере с бросанием монеты дает о себе знать по мере возрастания числа опытов основная причина (симметрия структуры монеты), которая все время действует в одном направлении и в конечном счете приводит к реализации обеих возможностей. “То, что при большом числе испытаний для ряда случайных событий частота остается почти постоянной, заставляет нас предположить наличие не зависящих от испытателя закономерностей течения явления, проявление которых и заключается в указанном почти постоянстве частоты” (Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей. М., 1954. С. 43).
[240] Подумать только, число детей, рожденных вне брака, из года в год в среднем составляет 9% на определенное число населения. Многолетние наблюдения выявили еще одну прелюбопытную закономерность: во время и после длительных войн рождается больше мальчиков, чем девочек. Еще П. Лаплас заметил, что количество писем, сдаваемых по рассеянности без адреса, ежегодно на один миллион приблизительно одинаково: в 1906 г. — 26, в 1907 г. — 27, в 1908 г. — 27, в 1909 г, — 24, в 1910 г. — 27. В данную минуту, когда вы читаете эти строки, во Франции, по словам одного ученого, проживает 50 человек, которые прекрасно себя чувствуют, но будут убиты через 24 часа. Это абсолютно точно, так как статистика говорит, что потери французского населения от насильственной смерти составляют 50 человек каждые 24 часа. Но кто именно погибнет, пока остается неизвестным. Слепая сила закона действует так, будто это какая-то разумная вселенская воля, педантично регулирующая события мира.
[241] “Возможно, что сегодня вечером луна упадет на землю, ибо луна есть тело, отдаленное от земли, и может поэтому так же упасть вниз, как камень, брошенный в ,, воздух; возможно, что турецкий султан сделается папой, ибо он — человек, и может, как таковой, обратиться в христианскую веру, сделаться католическим священником и т.д.” (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1929. Т. I. С. 241)
[242] Сам термин “антагонизм” распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т.п. Одни рассматривают антагонистические противоречия применительно к природе и обществу, другие (в том числе автор книги) — лишь применительно к обществу. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, т.е. равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко — в ситуации войны, революции, спортивных состязаниях и т.п.
[243] “...Подобно тому как искра, упавшая на пороховой склад, неизмеримо более опасна, чем та же искра, упавшая на твердую землю, где она бесследно потухнет” (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1934. Т. II. С. 341).
[244] Для обозначения непрерывных изменений, т.е. постепенных количественных изменений и изменений отдельных свойств в рамках данного качества, иногда пользуются понятием “эволюция”. Однако в более широком и чаще употребляемом смысле это понятие применяется для обозначения развития вообще, например применительно к космогонии (эволюция звезд), к биологии (эволюция растительного и животного царств) и т.д.
[245] Эйнштейн-А.. Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1948. С. 249.
[246] Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961. С. 67.
[247] Достоевский Ф.М. Литературное наследство. Неизданный Достоевский. М.. 1971. С. 417.
[248] Платону, в шутку, принесли ощипанного петуха и сказали: “Вот тебе настоящий мужчина!”
[249] Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1982. Т. 2. С. 422
[250] См.: Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1979.
[251] Что касается тела и души и их отношения к Солнечной системе и Космосу в целом, то следует заметить, что астрология ставит судьбы людей и народов и каждого индивидуума в связь с расположением планет, причем эта зависимость относится и к моменту зачатия, и появления ребенка на свет, и ко всему жизненному пути, и к разного рода перипетиям. Астрологию, разумеется, нельзя отнести к науке, хотя она что-то весьма расплывчатое и схватывает в своих расчетах, но, конечно, она не может претендовать на раскрытие судеб человеческого бытия: это не дано никому из людей. Но все-таки астрологию нельзя относить просто к суеверию. Ее скорее можно отнести к одной из вненауч-ных форм познания. Ведь жизнь каждого человека от зачатия до рождения и все последующее время до конца земного бытия “плотно” вписана в контекст природы и в принципе не может в чем-то не зависеть от того, что происходит в природе. Известно, к примеру, что И.В. Гете и А.С. Пушкин были метеопатами, т.е. болезненно реагировали на всякого рода надломы в природе, на времена года, на перепады давления, температуры и т.п. А в наше время, когда мы силами безудержного прогресса техники “вздыбили” природные процессы, пагубное воздействие “больной” природы не может не отражаться на нас. И серьезным ученым не стоит отвергать различного рода вненаучные формы познания.
[252] Замечено, что общение .с животными, как правило, улучшает самочувствие человека. Биомасса всего живого порождает особое биополе. Люди не устают от собак, кошек и других домашних животных, они не испытывают дискомфорта, столь распространенного в человеческом общении, от биополевого воздействия животных. Напротив, человек получает от них даже какой-то заряд энергии. Установлено, что кошки и лошади снимают отрицательные, стрессовые состояния человека. Следовательно, человек взаимодействует с природной средой не только на функционально-организменном уровне, но и на эмоционально-духовном. Кому не известно, например, благотворное эмоциональное воздействие, оказываемое на психику чувством полного слияния с природой.
[253] Однажды И.В. Гете, вспоминал его личный секретарь И. Эккерман, “велел принести и поставить на стол цветущий лавровый куст и какое-то японское растение. Я сказал, что оба растения воздействуют по-разному: лавр успокаивает душу, веселит и ласкает ее, а японский цветок, напротив, ее печалит и огрубляет.
— В общем-то вы правы, — сказал Гете, — поэтому, вероятно, и считается, что растительный мир страны влияет на душевный склад ее обитателей. И конечно, тот, кто всю жизнь живет среди могучих, суровых дубов, становится иным человеком, чем тот, кто ежедневно прогуливается в прозрачных березовых рощах. Надо только помнить, что не все люди столь чувствительны, как мы с вами, и что они крепко стоят на ногах, не давая внешним впечатлениям возобладать над ними. Мы знаем точно, что помимо врожденных и расовых свойств характер народа складывается в прямой зависимости от почвы и климата, от пищи и занятий. Надо также помнить, что первобытные племена в большинстве случаев селились на землях, которые нравились им, т.е. где сама местность гармонировала с врожденным характером племени” (Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1981. С. 301—302).
[254] Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973. С. 24.
[255] Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1956. Т. 11. С. 252—253.
[256] Фихте И.Г. Избранные сочинения. М., 1961. Т. 1. С. 31.
[257] См.: Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 567.
[258] Там же. С. 570
[259] См.: Соловьев В.С. Указ. соч. Т. 1. С. 65.
[260] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1956. Т. III. С. 76.
[261] ' Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С. 8.
[262] К.И. Чуковский, например, так говорил о А. Блоке: “...Блок, как и всякий поэт, есть явление единственное, с душой, не похожей ни на чью, и если мы хотим понять его душу, мы должны следить не за тем, чем он случайно похож на других, а лишь за тем, чем он ни на кого не похож... Разве мы не стремимся увидеть в нем именно то, чего никто, кроме него, не имеет, то редкостное и странное нечто, которое носит наивное, всеми забытое... имя: душа” (Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 6 т. М. 1969. Т. 6. С. 523—524).
[263] Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 371.
[264] Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903. С. 202.
[265] Гулыга А. Кант. М., 1977. С. 57.
[266] Гофман Э.Т.А. Избранные произведения: В 3 т. М., 1962. Т. 2. С. 271.
[267] Соловьев В.С. Как в чистой лазури затихшего моря // Сочинения. М., 1988. Т. 1. С. 706.
[268] См.: Челпанов Г.И. Мозг и душа. М., 1900 (5-е изд. 1912); Плейер В. Душа ребенка. СПб., 1912.
[269] Известен такой случай. В 1913 г. родился необычный ребенок. Он все время спал, есть не просил. Его будили и насильно кормили. Сосал он вяло и глотал с трудом, двигал беспорядочно руками и ногами, не улыбался, не чувствовал боли. Он никого не узнавал, не говорил, и его ничему не удалось научить. Оказалось, что у него не было больших полушарии мозга (см.: К.осенко 3., РемезоваА. Рассказы о жизни мозга. М., 1964. С. 36—37).
Когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений целеполагания и легко отвлекаются побочными раздражителями, не умеют должным образом осуществлять самоконтроль. У них снижена инициатива, ослаблена организованность, проявляются бестактность и нередко общее тупоумие, ребячливость, наивность, эмоциональная несдержанность в виде взрывов смеха, вспышек раздражения или ярости, отсутствуют творческая игра воображения, сила абстракции; нарушается и снижается уровень ответственности.
Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 711;