Текст – результат оптического распознавания после сканирования. НЕ вычитан на ошибки, НЕ отформатирован. Будьте внимательны при копировании 24 страница
Формы
Межнациональная интеграция
Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни
• Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))
• Транснациональные корпорации (ТНК)
• Международные культурные и народные центры
• Взаимопроникновение религий, культур, ценностей
Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему
Межнациональный конфликт
В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).
В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.
Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.
Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, — не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.
Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.
В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».
Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.
Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.
Этноцентризм — совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.
Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.
Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов
— Социально-экономические — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
— Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
— Этнодемографические — быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
— Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
— Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
— Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).
— Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.
— Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.
Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.
Типы межнациональных конфликтов
Государственно-правовой
Этнотерри-ториальный
Этнодемог-рафический
Социально-психологический
Неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности
Конфликт с властными структурами государства,в составе которого находится нация
(например, Абхазия и Южная Осетия в Грузии и др.)
Определение территории нации, наци-онально-тер-риториаль-ных границ
Защита прав «коренной национальности», ограничения для «пришлых»
Изменение образа жизни, нарушение прав человека
(например, конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии)
Опасность растворения этноса в результате притока иноязычного населения
(например, конфронтация между Конфедерацией нардов Кавказа и российскими властями)
Переселенцы (беженцы) и местное население
(например, проблемы месхетинс-ких турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане, дискриминация русскоязычного населения в странах СНГ и Прибалтийских государствах)
Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла
жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.
Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутриг-руппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».
Эти процессы могут привести к национализму.
Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Виды национализма
• Этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.
• Державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.
• Бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой и phobos — страх).
Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм.
Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.
Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.
Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:
— предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;
— защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;
— требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;
— игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».
Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия — наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.
При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности :
— уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;
— искаженное восприятие информации друг о друге;
— выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е, исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;
— формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны,
В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.
Юридизация конфликта предполагает
Прекращение насилия
±
Организация диалога между сторонами конфликта
Обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего — государственных органов
±
Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке
±
Юридическая фиксация итогов каждой из стадий переговоров
Максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание ему легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения
Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться сво-
их целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи — могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.
Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.
Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.
Пути разрешения межнациональных проблем
— Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
— Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
— Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
— Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
— Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
Образец задания
I Сб. I Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).
Тема 15. Социальный конфликт и пути его разрешения
Конфликт — это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Участники конфликта называются субъектами конфликта:
— свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;
— подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту;
— пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;
— посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. -
Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, — это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.
Причина конфликта — объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.
Повод для конфликта — незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта^ но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.
Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием. Противоречие — это фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных — политических, экономических, этнических — интересов.
Виды противоречий
Наименование вида | Его сущность |
Внутренние противоречия | Берут свое начало в столкновении внутри-групповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп |
Внешние противоречия | Возникают между двумя или несколькими социальными системами |
Антагонистические (от гр. antagonis-ma — спор, борьба) (непримиримо враждебные) противоречия | Лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его |
Неантагонистические противоречия ? | Имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок |
Основные противоречия | Определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами |
Неосновные противоречия | Сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта |
Объективные противоречия | Обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины |
Субъективные противоречия | Обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях |
Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта. Таким
образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт — открытый и динамический.
Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
В истории социологии имеют место различные концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов.
Автор концепции | Сущность концепции |
Георг Зиммель, немецкий философ и социолог | Конфликт — снос старых культурных форм новыми. Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры |
Герберт Спенсер, английский философ | Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая в свою очередь Определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов |
Карл Маркс, немецкий экономист и социолог | Существует постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, пока не приводит к смене способа производства. Классовая борьба, классовый конфликт являются движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития |
Макс Вебер, немецкий социолог, философ, историк | Конфликт имеет ценностный характер. Общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов. Борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни в конечном счете стабилизирует общество |
На современном этапе развития социологической науки выделяют две основные парадигмы с точки зрения роли конфликта в обществе. Ученые определяют следующие функции социальных конфликтов.
Парадигмы современной социологии
Консенсусного (лат. consensus — согласие) общества | Конфликтного общества | |||
Социальный конфликт имеет временный, преходящий характер. Осознавая причины социального конфликта, люди упрочивают социальные связи, приспосабливаются друг к другу, ассимилируются в группу, где отдают предпочтение не конфликтам, а другим видам социального взаимодействия. Таким образом, социальный конфликт — это форма достижения социального равновесия, а общество обычно находится в бесконфликтном состоянии | Социальный конфликт есть постоянное и необходимое явление в каждом обществе. Он является выражением устремлений индивидов и социальных групп к власти, изменению статуса, перераспределению доходов, переоценке ценностей. Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям | |||
Функции социальных конфликтов | ||||
Позитивные | Негативные | |||
• Информирование о наличии | • Создание стрессовых ситуа- | |||
социальной напряженности | ций | |||
• Стимулирование социальных | • Дезорганизация социальной | |||
изменений | жизни | |||
• Снятие социальной | • Разрушение социальной | |||
напряженности | системы | |||
Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и
т. д. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Можно выделить следующие причины социальных конфликтов:
— социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации;
— различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;
— религиозные различия;
— поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
Социальный конфликт проходит три основные стадии:
1. Предконфликтная — конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.
2. Непосредственно конфликт — недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.
3. Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.
Виды социальных конфликтов
• По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
• По объему — глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
• По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные.
• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.
• По форме — внутренние; внешние.
• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.
• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.
• По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-быто-вые.
• По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.
Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:
— компромисс (лат. compromissum) — решение проблемы через взаимные уступки сторон;
— переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
— посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
— арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
— применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Возможные пути выхода из конфликтов следующие:
— Реставрация — возвращение общества к доконфликт-ному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации.
— Невмешательство (выжидание) — надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным.
— Обновление — активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового.
Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.
Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в совмещении этих трех путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого конфликта, но все обновить невозможно по причине инертности человеческого сознания. Следует предусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым старым ценностям и формам.
Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:
— своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.
— обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной сто-
роны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.
— совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.
Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:
• Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.
• Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.
• Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение дррг к другу.
• Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.
Таким образом, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между субъектами эмоционального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Образец задания
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт». Ответ: Реабилитация.
Тема 16. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации
Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.
Внутренняя политика государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычно называется этнической политикой, или политикой в отношении этнических меньшинств. Национальная политика — это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализации.
Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонацио-нальных особенностей в жизни общества должен осуществляться в границах соблюдения прав человека.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1909;