Journal 4:13
Чтобы исполнить миссию в масштабе всей страны, Уэсли пришлось пуститься в нескончаемые поездки. Он стал великим странником и во имя Евангелия был готов вести поистине цыганскую жизнь. Углубившись в его «Дневник», мы до некоторой степени можем почувствовать энергию этого человека. У него никогда не было времени сидеть, вытянув ноги, жалуется д-р Джонсон. Каноник Овертон сожалеет о том факте, что всякая попытка составить маршрут этих поездок доводит биографа до отчаяния: «Совершенно невозможно шаг за шагом проследить все его передвижения, хотя у нас достаточно много материалов, позволяющих это сделать. Он словно летал, подобно метеору»2. Сам Уэсли оставил нам несомненное свидетельство того, какие движущие силы стояли за такой изматывающей гонкой: «Я должен продолжать, ибо мне вверено распространение Евангелия, и горе мне, если не благовествую!» Эти две библейские фразы (из 1 Кор. 9:17, 16 — именно в таком порядке) дают убедительный ответ на любой вопрос о его служении, настолько часто он цитирует их.
Не следует думать, что Уэсли отличался бурным темпераментом. Его неуемную активность невозможно объяснить, исходя только из рациональных соображений. Так, он развеял на этот счет иллюзии «Джона Смита»: «До сегодняшнего дня я гораздо больше был склонен к сдержанному равнодушию, чем к импульсивным действиям; к тому, чтобы чинно прогуливаться inter sylvas academicas (лат. «среди академических рощ»), лениво философствовать, нежели быть странствующим проповедником». В Оксфорде он размышлял над тем, «каким образом занятой человек может спастись. Мне казалось почти невозможным сохранить христианский дух посреди мирской суеты. Бог вразумил меня на моем собственном опыте».
Снова и снова мы встречаем в «Дневнике» свидетельства о том, что бродячая жизнь никак не присуща натуре Уэсли. 9 марта 1759 г. он проповедовал утром и вечером в Фаундери, где ему принадлежало несколько залов. «Как приятно человеку находиться в этом маленьком тихом месте!.. Что ж, мной движут не собственные пристрастия, а желание приблизить Царство Божье»6. В том же году 4 июня он писал из Ньюкасла: «Разумеется, если бы я не верил, что существует иной мир, я бы проводил здесь каждое лето, поскольку не знаю в Великобритании никакого другого столь же прекрасного места. Но я ищу иную страну, и потому с готовностью принимаю удел странника». В 1782 году Уэсли посетил дом мисс Харви в Хинксворте (Хартфордшир). Был месяц июль, когда все остальные могли законно понежиться на солнце. Вокруг раскинулся чудесный сад; тенистая тропа вилась среди окрестных лугов. «Как хорошо было бы отдохнуть здесь! Но в этом мире мне не положен отдых!» Вскоре он уже обратился к деревенской общине, собравшейся в холле. Нередко в своих письмах Уэсли предостерегал последовате- лей-проповедников против греха праздности. Так, совсем недавно было опубликовано письмо к Брайану Бёри Коллинзу, хранившееся в коллекции епископа Литга в США: «Не забивайтесь в темный угол. Как и вы, я люблю Tacitus sylvas inter reptare salubris. Но это не мое призвание. Мне назначено спасать души — столько, сколько смогу».
Неоднократно Уэсли цитирует строки: «Человек не рожден нежиться в тенечке!» Так и, кажется, что эти строки стали девизом его жизни. Малейшая праздность с чьей-либо стороны, и он в полном смысле слова порывал отношения с этим человеком!" Вспомним о замечании Уайтфилда: «Негде укрыться, негде укрыться по эту сторону вечности!» Оба они исполняли порученное им дело — велибитву за души людей. Никаких послаблений они допустить не могли.
Сухая статистика странствований Уэсли весьма впечатляет. Карнок верно заметил, что он «проделал больший путь и прочитал больше проповедей, чем какой-либо иной священнослужитель его эпохи». За свою жизнь Уэсли преодолел четверть миллиона миль, произнес четыре тысячи проповедей и еще нашел время написать две сотни книг. Можно только восхищаться его достижениями. Масштабы его путешествий поражают. По словам Гилла, Пеннант и Коббет (два наиболее известных автора путевых заметок) в сравнении с Уэсли «не более чем праздношатающиеся». Всякого, кому довелось сопровождать Уэсли, ожидали изнурительные испытания. Пришлось их перенести и Дункану Райту. Он неоднократно сопровождал Уэсли в поездках 1765—1766 гг., однако понял, что не может продолжать путь: «Слишком уж непосильный опыт, пришлось отступить». В «Дневнике» содержится красочное описание того, как Уэсли и Райт чуть не лишились жизни в зыбучих песках Солвей-Фёрз. Вероятно, это была последняя капля, переполнившая терпение Дункана — при том, что ему было лишь тридцать лет отроду, а Уэсли уже достиг шестидесятитрехлетнего возраста.
Джон Уэсли сделал для себя правилом никогда не разочаровывать общину, если этого можно было избежать, и нарушалось правило крайне редко. Ни жара, ни холод, ни дождь и ветер, ни град и снег не мешали ему нести весть о жизни и свете блуждающим во тьме людям. 14 марта 1769 г., в пять утра, Уэсли, как обычно, проповедовал большой толпе в Страуд. У него была договоренность, что к полудню он появится в Тьюксбери; его ждали в доме неподалеку от города. Однако неожиданно возникло препятствие - река Северн разлилась, затопив окрестности, — и Уэсли склонялся к тому, чтобы отправиться сразу в Вустер, куда он думал попасть позже. В это время появился человек, который сообщил, что со всех сторон съехались члены общины Тьюксбери, и Уэсли решился. Люди искренне ждали встречи с ним, и он не пожалел о трудном пути. Он признавался, что поездка по размытым дорогам была трудной, и что он несколько подустал, когда добрался до Вустера. Но уже около шести часов вечера он произнес проповедь в райдинг-хаусе, после чего с трудом протиснулся сквозь орущую, толкающуюся, неуправляемую толпу. Все это он считал делом вполне естественным, таков был типичный рабочий день странствующего евангелиста.
В мае 1778 г. Уэсли странствовал по Ирландии; путь его лежал из Каслбара в Слайго. Ему пришлось выбирать одну из двух дорог. Более короткая пролегала по болотам, и так как проводник показался надежным, Уэсли и его спутники решили рискнуть. Первые два болота они преодолели вполне успешно, однако в третий раз им понадобилась помощь. На выручку подоспели семь-восемь ирландцев. Один из них вынес Уэсли на плечах — об этом событии он с гордостью вспоминал до самого смертного часа. Другие вывели лошадей и затем успешно вытащили экипаж. Уэсли решил, что все худшее позади, но не тут-то было: впереди оказалось еще одно болото. Уэсли помогли выбраться, и он пошел пешком. Его спутники остались возиться с застрявшим в грязи экипажем. С большим трудом они наконец, справились и догнали Уэсли. Но евангелист даже в такой задержке увидел особый смысл, потому что по дороге он встретил бедняка, которому подал гинею и, несомненно, сказал слово об Иисусе.
В суровые зимы XVIII в. Уэсли пришлось много бороться со снежными заносами. Так, в 1770 г. 25 апреля Пертширские нагорья еще были покрыты густым снежным ковром. Уэсли со спутниками ехал из Данкелда через горы; по мере того как они поднимались ехать становилось все труднее. Ночь они провели в Далуинни (по словам Уэсли, самая чудесная гостиница в Шотландии). На следующее утро им сообщили, что снега за ночь выпало очень много и дальнейший путь невозможен; три молодые женщины уже погибли в заносах. «Все же мы решили, с Божьей помощью, пройти, сколько сможем. Однако уже к полудню пришлось окончательно остановиться. Лавина, сошедшая с горных вершин, перекрыла дорогу. Мы спешились и стали на ощупь пробираться вперед, беря то влево, то вправо, часто останавливаясь. Так мы без потерь добрались до Дальмигейви, а до захода солнца оказались в Инвернесс». Можно вспомнить слова, некогда сказанные Томасом Гарфортом, этим «добрым ревнителем», как назвал его Ричард Бердселл. Бывалый старый методист заявил, что он «и гроша ломаного не даст за человека, который ради Иисуса Христа не побредет по уши в снегу».
Уэсли был пунктуален и обычно старался прибыть вовремя, наперекор всем сюрпризам погоды. Но порой о его визитах договаривались без его ведома, что приводило к неожиданным накладкам.
4 июля 1786 г. Уэсли сообщили, что его ждут в Белпер (Дербишир). В это время он направлялся из Шеффилда в Ноттингем. «Меня совсем не вдохновляло, — признается он, — свернуть с наезженной дороги и добираться до заброшенной общины». Когда он, наконец, прибыл на место, то сразу же, не отдохнув и не подкрепившись, отправился на рыночную площадь и, встав под большим деревом, засвидетельствовал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Нередко Уэсли, как и Господу, не хватало времени поесть.
Самый длинный переход за один день описан им в «Дневнике» от 15 июня 1750 г.25 Весь предыдущий день, с пяти утра почти до одиннадцати вечера, он провел, с небольшим перерывом, в седле. В два часа утра его разбудила компания друзей из Уотерфорда, пострадавших от разбушевавшейся толпы. В четыре он отправился в путь и к полудню достиг Килкенни. Неудивительно, что его лошадь вскоре выдохлась, и он был вынужден сменить ее. Около одиннадцати часов вечера он решил остановиться в Эмо, но хозяйка гостиницы отказалась говорить с ним и спустила четырех собак. Ему ничего не оставалось, как поскакать в Баллибритас, где он лег спать только в полночь. Уэсли считает, что проехал пятьдесят ирландских миль, что соответствует девяноста английским. На самом деле общая длина пути не превышала шестидесяти пяти миль, но и такое расстояние очень трудно преодолеть верхом.
И в дальнейшем Уэсли нередко совершал необыкновенно дальние поездки. В феврале 1745 г. он выехал из Лондона с Ричардом Моссом, одним из обращенных им в Фаундери, направляясь в Ньюкаслапон-Тайн. Сначала им пришлось преодолевать болота и водные преграды, потом снежные и ледяные заносы. Последнее испытание было самым тяжелым, поскольку ледяная корка, образовавшаяся поверх подтаявшего снега, превратила землю в настоящее стекло. Потом снова повалил снег, и Гейтсхед-Фелл «казался непроходимой белой пустыней». Даже зная местность, они чуть не заблудились и только благодаря чьей-то помощи нашли дорогу в Ньюкасл. За шесть дней они проехали 280 миль, то есть примерно по пятьдесят миль в день, в невероятно трудных условиях. «У меня было много тяжелых поездок, — писал впоследствии Уэсли, — но эта — единственная в своем роде. На меня обрушились все напасти сразу: Ветер, град, дождь, снег, гололед. Впрочем, это уже в прошлом — те Дни никогда не вернутся, и потому их словно и не было».
В восемьдесят четыре года Уэсли предпринял особенно долгое и трудное путешествие из Манчестера, где была ежегодная конференция, в Саутгемптон, откуда на судне он достиг Нормандских островов. Начало поездки пришлось на полночь воскресенья, после тяжелого дня, когда Уэсли проповедовал и встречался с представителями местной общины. Дилижанс несколько раз ломался. Добравшись до города только в понедельник вечером, Уэсли сразу отправился в дом собраний, где произнес проповедь. В довершение ко всему, ему пришлось встать на следующее утро даже раньше обычного и нанимать перекладные, что было не всегда легко. По прибытии в Саутгемптон у него еще оставались силы, чтобы произнести проповедь и послушать Марианну Дэвис, которая развлекала публику игрой на инструменте под названием «гармоника», изобретенном Бенджамином Франклином.
Несколько слов нужно сказать и о средствах передвижения, которыми пользовался Уэсли. В основном он ездил верхом, но при необходимости мог идти пешком. «Уэсли был незаурядным пешеходом», — отмечает Телфорд. В течение года, предшествующего поездке в Джорджию, Уэсли проповедовал в церквях в окрестностях Оксфорда и прошел тогда более тысячи миль. Многие свои путешествия по континентальной Европе в 1738 г. Уэсли также проделал пешком. Страсть к пешим прогулкам никогда не оставляла Уэсли. В июне 1758 г. он готовился покинуть Каслбар (Ирландия). В четыре часа пополудни ему подали лошадь, еще не взнузданную и не оседланную, и он отправился из города пешком. Через некоторое время его настиг несущийся галопом всадник. Он так торопился догнать Уэсли, что оба упали. В другой раз он прошагал семь или восемь миль, прежде чем слуга нагнал его в экипаже. 6 сентября 1788 г., в восемьдесят пять лет, Уэсли прошел пешком из Кингсвуда в Бристоль и сожалел, что друзья отговаривали его от этой затеи: «Какой ужас - пройти пешком четыре-пять миль! Стыдно, что методистский проповедник, находясь в полном здравии, находит это затруднительным».
Но конечно же, говоря о Уэсли, мы справедливо представляем его в образе всадника. Конная статуя на переднем дворе Нью-Рум в Бристоле, выполненная покойным Гордоном А. Уокером, верно ухватывает его черты. Удивительно, что это единственная скульптура в мире, которая изображает Уэсли верхом (разве что еще ее копия в Вашингтоне, в Уэслианской теологической семинарии).
Глядя на нее, мы видим подлинного Уэсли. Он и его лошадь были столь нераздельны, что д-р Дж.Е. Раттенбери, с присущей ему эксцентричностью, однажды назвал Уэсли «евангелическим кентавром». Не случайно биография Уэсли, написанная проф. Амфри Ли, носит название «Всадник Господень». Как говорил сам Уэсли, «мне надлежит провести всю жизнь верхом». Так он ее в основном и провел.
Уже в начале своего служения Уэсли научился использовать седло вместо библиотечного стула. «Почти тридцать лет назад, — писал он в марте 1770 г., — я думал: как же так получается, что ни одна лошадь ни разу не оступилась, когда я читал? (Историю, философию и стихи я обычно читал в седле, оставляя прочие занятия на другое время). Этому нет никаких объяснений, кроме единственного: я бросал поводья и предавался размышлениям. Решительно утверждаю: я проезжал по сотне миль, но не припомню, чтобы какая-нибудь лошадь (за исключением двух, которые в любом случае свалились бы) упала или хотя бы заметно оступилась, в то время как я ехал, бросив поводья».
Уэсли всегда проявлял особую заботу о лошадях и настаивал, чтобы его проповедники делали то же самое. Порой его подводили те, кто смотрел за лошадьми. Однажды осенним утром 1768 г., в пять часов, он выехал из Лондона и обнаружил, что лошадь слабо подкована. Ему удалось добраться только до Кол ни. Там он заплатил за то, «чтобы были подкованы все четыре копыта и охромели обе передние ноги», - с мрачной иронией замечает Уэсли. Только когда лошадь доковыляла до Хоклиффа, «честный и умелый кузнец» поправил дело37. Это было, кстати, поскольку дальше путь пролегал через Уитлберийский лес по густой и высокой траве.
В последующие годы Уэсли все чаще использовал экипаж, он уже не выдерживал долгих поездок верхом. Ездить ему приходилось не в королевском ландо, а на «громыхающей старой телеге», как ее охарактеризовал пожилой методист из Ярма39. В 1772 г. объявили о сборе пожертвований на покупку нового экипажа. Фаэтон, в котором он соорудил книжный шкаф, Уэсли использовал как кабинет, приемную, библиотеку и личную часовню. Здесь было удобно уединяться, работая над документами. Он не покидал экипаж даже на борту судна, если море было спокойным.
Иногда Уэсли нанимал или одалживал карету. В XVIII в. фаэтоны служили чем-то вроде извозчика или такси, но они не всегда были доступны. В декабре 1782 г. Уэсли смог раздобыть только открытый экипаж, чтобы добраться из Лутона в Сент-Альбанс. Было очень сыро, и он сильно простудился. Во время последней поездки в Ирландию он однажды днем направлялся в Тандараджи, когда у его экипажа лопнул железный остов передней оси. Уэсли со свойственной ему решимостью отправился пешком, хотя ему шел восемьдесят шестой год. Через некоторое время он так устал, что вынужден был остановиться в гостинице и послал в Банбридж за экипажем. Деньги были потрачены впустую: не успел он проехать и мили, как его встретила жена пастора; услышав о поломке, она послала за Уэсли собственную карету.
Главным средством общественного транспорта в XVIII в., предназначенным для дальних путешествий, были «общественные экипажи». Хотя к концу жизни Уэсли они стали несколько удобнее, все же нанять «дилижанс», как их еще называли, считалось делом рискованным. Германский пастор Карл Филипп Мориц рассказывает о своей поездке из Лестера в Лондон в 1782 г.: добравшись до места, он выглядел как «буйно помешанный», после «даже не путешествия, а непрерывного движения в закрытом ящике». Мы читаем о таких же поездках Уэсли из Лондона в Солсбери, из Эдинбурга в Глазго, из Норвича в Колчестер, из Бристоля в Лондон, если ограничиться только несколькими примерами.14 августа 1782 г. Уэсли направлялся в Бристоль после конференции в Лондоне, когда в час дня пассажиров предупредили, что дальше по дороге разбойники останавливали и грабили ранее проследовавшие дилижансы. «Я не почувствовал беспокойства, — объясняет Уэсли, — поскольку знал, что Бог позаботится о нас. Так и произошло: прежде чем мы добрались до места, всех разбойников схватили. Ранним полднем мы мирно и благополучно добрались до Бристоля». В 1777 г. он с благодарностью отметил: «Я колесил по всем дорогам, днем и ночью, в течение этих сорока лет, и еще ни разу мне ничто не воспрепятствовало».
Уэсли путешествовал и судном, когда нужно было переплыть Ирландское море или Ла-Манш. Подплывая к Гернси в августе 1787 г., он чудом избежал гибели. Ветер был столь сильным, что капитан повернул к Олдерни, однако пытаясь пристать к берегу, судно чуть не разбилось: «Мы плыли среди скал, море бушевало — но ветра не было. Продолжайся это, мы бы разбились. Мы стали молиться, и мгновенно поднялся ветер. К заходу солнца мы пристали к берегу. Хотя мы спали впятером в комнате, сон наш был мирным». На море и на земле Провидение хранило Уэсли от беды все пятьдесят лет его проповеднических странствий.
Сказав о том, как пять человек спали в одной комнате, нетрудно перейти к помещениям, в которых приходилось останавливаться Уэсли. Хотя он мог и пожелать, а то и потребовать удобства, приличествующего джентльмену, и даже гораздо более скромных удобств гостиницы, он был готов принять все, что ему предлагали. Уже в начале своих пастырских странствований он приучился при необходимости терпеть лишения. В «Дневнике» Джона Нельсона есть незабываемая сцена, как он и Уэсли спали на полу в Сент-Айвс. Уэсли использовал в качестве подушки пальто Нельсона, а тот подложил под голову «Комментарии к Новому завету» Беркитта. Однажды в три часа утра, после того, как уже две недели Уэсли промучился на жестком ложе, он повернулся к Нельсону, ткнул его в бок и пошутил: «Брат Нельсон, будем радоваться... кожа стерлась пока только на одном боку».
На самом деле Уэсли предпочитал жесткую постель мягкой. В Великую пятницу 1770 г. в Хактоне, деревне близ Карлайла, ему предоставили «жесткую, чистую постель», и он «мирно почивал». Однажды, когда он находился в Ярме вместе с Джорджем Мерри-уэзером, слуга видел, как его кучер энергично скатывает и раскатывает перину, чтобы придать ей необходимую жесткость. При этом он не испытывал особой радости от перспектив делить комнату с незнакомцами. Оказавшись в Бизоре (Корнуэлл), Уэсли признавался: «Я не очень доволен жильем. Постель была вполне хороша, но мне не слишком нравилось обитать в одной комнате еще с одним человеком и его женой. Поэтому я с готовностью принял приглашение от м-ра Пейнтера и мы отправились в Труро».
Порой ему бывало слишком холодно. 15 декабря 1788 г., когда кровь в жилах все равно стыла бы от мороза, он ночевал в школе мисс Тьюлон, в Хайгейте. Эту ночь Уэсли называл самой холодной в его жизни. Дом располагался на вершине холма, и восточный ветер дул прямо в окно, которое было далеко не герметичным. Часы пробили одиннадцать, двенадцать, час, а потом Уэсли пришлось одеться, поскольку у него свело руки и ноги. Иногда, напротив, было слишком душно; так, он рассказывает о своем пребывании в Миллерсбан в 1752 г.: «Что касается моего жилища, то я лично выбрал бы другое, но Провидение всегда делает верный выбор. Спать мне пришлось почти что в подвале, а комната служила и спальными покоями, и винным погребом. Поначалу меня мучила скорее теснота, чем духота, но я продырявил бумажное оконце (бумага была вставлена в раму вместо стекла), и немного свежего воздуха позволило мне крепко проспать всю ночь».
Кабинет проповедника в Террихуган (Ирландия) был специально построен для Уэсли. Хорошо, что тот был маленького роста, поскольку высота комнаты составляла всего шесть футов. Площадь составляла 9x7 футов; пол был глиняным. Однако Уэсли сохранял способность шутить над «мраморными стенами, которые в просторечии называют глинобитными». Однако самые «ароматные» воспоминания сохранились у него о Полперро; «Комната, в которой нам предстояло поселиться, была забита сардинами и морскими угрями. Запах был слишком резок для меня. Поэтому я не слишком расстроился, когда один из наших друзей пригласил меня переночевать в его доме». Впрочем, Уэсли могли вспомниться не столь мрачные эпизоды; в Англии и Ирландии его принимали и в роскошных апартаментах — например, Балби-Холле близ Селби, Портвуд-Холле близ Стокпорта, а также в резиденции лорда Мойра близ Дублина. Но прежде всего его радовало общение с многочисленными христианами по всей земле, богатыми и бедными.
В день рождения 1788 г., размышляя о своей жизни, Уэсли заметил, что с появления на свет никогда не страдал бессонницей.
Он добавил, что будучи усталым, мог уснуть в любое время, днем или ночью. Умение отключиться на несколько минут было присуще, помимо него, и другим людям сильной воли; особенно известен среди них Уинстон Черчилль. Это, вероятно, способствовало тому, что Уэсли даже в трудные годы отличался крепким здоровьем, тем более что в юности он был довольно хилым.
Принимая во внимание необыкновенный послужной список Уэсли-евангелиста, трудно поверить, что однажды его обвинили в легковесном отношении к жизни. Разумеется, сделала это ненормальная женщина. Он заявила, что Господь открыл ей истину об Уэсли: тот копил сокровища на земле, жил в роскоши и проявлял интерес только к еде и питью. Уэсли ответил в характерном для него духе: «Я сказал ей, что Богу больше известно обо мне; и что если бы Он и послал ее с вестью, то с более уместной». Молитва «хорошего человека, епископа Стратфорда» часто звучала из его уст и в полной мере воплотилась в его служении: «Господи, дай мне прожить не без пользы!»
Никто не нашел более точных слов, чтобы воздать дань Уэсли, чем Флетчер в 1771 г., когда Уэсли еще в полном объеме осуществлял свое служение. Флетчер увидел, как он пролетает «с неустанным пылом по трем странам, призывая грешников покаяться и припасть к исцеляющему источнику крови Христовой. Неся на себе бремя почти семидесяти годов и забот о тридцати тысячах душ, своим неослабевающим рвением и нескончаемым трудом он служит живым укором молодым служителям Англии, а может, и всего христианского мира. Он великодушно трубит в евангельский рог и проезжает верхом двадцать миль, прежде чем ученые мужи, презирающие его труд, отрываются от своих пуховых подушек. Как он начинает день, неделю, год, так и завершает их, всегда сосредоточенный на служении во славу Искупителя и ради блага человеческой души».
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 741;