Автор выражает свою признательность 9 страница
Начал говорить о детях и чуть не забыл о женщинах. Конечно, не забыл. На самом деле, это обычная человеческая привычка — мы привыкли скрывать то, о чем думаем больше всего.
Я однажды прочитал и сразу поверил, что все великие люди (мужчины) были гиперсексуальны, и нет ни одного мало-мальски известного человека среди импотентов. Опять-таки известно, что самым сексуальным органом является голова, там появляются мысли о сексе и там они реализуются (или нет).
Каждый тоталитарный режим всегда боролся с сексуальной свободой. Для того, чтобы подчинить людей, нужно прежде всего создать жесткие сексуальные запреты, табу. И как нам теперь известно по самим себе, это в СССР было успешно реализовано.
У Ошо Раджниша есть увлекательные, парадоксальные тезисы на тему любви и брака — если найду, обязательно вставлю. А пока изложу своими словами. Как только отношения между мужчиной и женщиной начинают зависеть не от любви, а от других причин, например, жилья, денег, даже от детей, то это означает не больше и не меньше, чем проституция. Причем часто с обоих сторон: одна половина платит одним, другая — другим. И в нагрузку секс. Секс, который теперь называется супружеской обязанностью. Теперь женщина имеет право обижаться на невнимание, а мужчина имеет право домогаться, нажравшись. Теперь мужчина не имеет права (открыто) оказаться в постели с женщиной, которую хочется больше. А должен оказывать внимание той, которую не хочется. А женщина получает право говорить, что все они, кобели, одинаковы. О том, как поступают женщины, я говорить не буду, предпочитаю говорить от собственного имени.
И что же делать? А черт его знает. Почему-то сначала чувство вспыхивает и кажется, что с этой женщиной готов быть вместе всю оставшуюся жизнь, и даже сам в это веришь, а потом оно куда-то девается. И вроде ничего плохого не делал. А такое чувство, что в чем-то виноват. Хотя, на самом деле, это действует набор женских приемов. Один из способов создать чувство вины у мужчины, это сначала требовать от него обещания (до того), а потом за них упрекать.
Легче семь женщин пленить,
чем отделаться от одной.
Но не будем плохо говорить о том, что, собственно, и составляет основное содержание жизни мужчины. О женщинах. Ясно, что все то, что мужчины совершают, делается или для женщины, которая была, или для той, которая еще только будет, и иногда для той, которая есть. В отличие от секса, ресторанов, путешествий и бизнеса, женщины никогда не надоедают. Какая-то конкретно может надоесть, но в целом — никогда. Так как мы все больше о бизнесе, то из моих наблюдений, бизнесу очень способствует любовь в весенней фазе и противопоказана в осенней (особенно со скандалами).
Эмоциональный подъем просто необходим для успеха. И вот еще что. Постарайтесь не давать женщинам много денег, это, как обычно, вам дорого обойдется. Лучше всего, чтобы женщина (особенно умная), даже примерно не представляла ваши доходы. Во времена свободного предпринимательства для сокрытия доходов достаточно только желания. Можно использовать эмпирическое правило. Попробуйте не тратить на женщин больше 10% ваших доходов. Я понимаю, что иногда они бывают просто бесподобны, но здесь нужно мужество.
Но все-таки вернемся к обучению.
Если говорить об обучении, то на меня, например, произвели неизгладимое впечатление организационно-деловые игры (ОДИ). Как говорил товарищ Сталин: «Эта штука будет посильнее «Фауста» Гете»
Как и любую хорошую вещь, описать ОДИ тому, кто в ней не участвовал, почти невозможно. Основателем ОДИ был Г.П. Щедровицкий, который до этого лет двадцать с группой единомышленников изучал мышление величайших умов человечества, гениев. Организационно-деятельностная игра как раз и построена по тем законам, которые были открыты этой группой.
Но в ОДИ мыслит не один человек, а 10-50 или больше, и качество мышления возрастает колоссально. Экспертных знаний и совокупной интеллектуальной мощи участников бывает достаточно, чтобы поставить и за 3-4 дня разрешить практически любую реальную проблему. Которая до этого казалась и была неразрешимой.
А кроме решения проблемы, появляется и команда, которая до тонкостей знает предмет.
Здесь есть только одно ограничение: уровень группы ведущих ОДИ должен быть выше уровня участников, только в этом случае достигается личностный рост участников. По интенсивности мыслительной деятельности я не могу найти аналогов ОДИ. Но, еще раз повторю, что проведение ОДИ — это не ремесло, а искусство, и поэтому от ведущих на 99% зависит эффективность игры. Разница между играми разных ведущих такая же, как между любительской съемкой и фильмом гениального режиссера.
Скорость обучения возрастает в десятки, а может и сотни раз, если очень сильна команда, проводящая ОДИ. Я согласен с Г.П. Щедровицким, который говорил, что технология ОДИ, это технология обучения XXI века. Объемы информации возрастают колоссально, и поэтому необходимы намного более интенсивные технологии обучения, чем те, которые появились в XVI веке и до сих пор используются практически без изменений.
Область обучения оказалась наиболее консервативной областью человеческой деятельности, и кроме так называемых технических средств обучения за последние 400 лет в педагогике почти ничего не изменилось. Да, конечно, есть разные прогрессивные методики, но массового распространения они не получили и, соответственно, система образования в целом мало изменилась.
Да это и понятно; человек намного сложнее, чем компьютеры или автомобили. Но дальнейшее развитие цивилизации тормозит именно система образования.
Обучение необходимо, но в настоящее время совокупный объем знаний человечества превзошел любые разумные пределы. Поэтому бессмысленно запоминать, все равно запомнить можно сотые, тысячные, миллионные доли процента от того, что создало человечество.
Поэтому необходимо осваивать принципы, подходы и умение пользоваться справочной литературой. Главное не знания, а умение мыслить и использовать информацию.
И именно обучение мышлению должно занимать 90% обучения. В современном обучении 90% занимает усвоение знаний. Система, при которой один ученик стоит перед доской, а остальные в это время ничего не делают, для класса в 30 человек дает коэффициент полезного действия чуть больше трех процентов. А обучением мышлению просто никто не занимается, потому что обучать этому некому.
По-моему, Аристотель говорил, что самые мудрые люди должны не управлять государством, а заниматься обучением детей. Средний уровень учителей в школе и преподавателей в университетах сегодня ниже всякой критики, поэтому в обучении стоит рассчитывать только на себя. Кстати, все самые образованные люди в истории — это люди, которые достигли всего путем самообразования. Эффективно обучать себя самого весьма сложно. Но китайцы нас успокаивают: «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага.»
Мы достаточно много времени провели вместе и уже можно быть предельно откровенным.
Если представить себе мировоззрение человека в виде небольшого особняка, то моей сверхзадачей было не подлатать крышу, а взять огромную кувалду и попытаться разрушить фундамент. Тебе судить, удалось ли мне добиться хотя бы нескольких трещин.
Если посмотреть на жизнь большинства людей, отягощенную беспокойством, страхами, реальными и вымышленными проблемами, то на ум приходит выражение «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Только не подумайте, что под ужасным концом я подразумеваю физическую смерть. Нет, достаточно разрушить фундамент, добиться ментальной смерти, подвергнуть сомнению картину мира, перестать думать, что мир прост, грязен и ясен. Нет, он сложен, неоднозначен и таинственен. Р. Стивенсон сказал: «…мир скучен для скучных людей». Только подвергнув сомнению незыблемое, можно продвинуться вперед. Когда я сделал подзаголовок «Пособие для слабоумных», то совсем не шутил. Мы живем в безумном, ненормальном мире.
В мире, где люди могут убивать друг друга из-за прямоугольных листков бумаги, сложенных в пачки. Где десятки и сотни тысяч, а иногда и намного больше людей могут организованно, совершенно серьезно, с уверенностью в своей правоте, убивать друг друга из-за эфемерных идей.
В мире, где человек, проучившийся 10-11 лет в школе и затем 5 лет в институте, общим числом 15-16 лет, знает про устройство инфузории туфельки, может решить систему уравнений, но ничего не знает о том, как заработать себе на жизнь и как не прожить жизнь неудачником.
В мире, где хорошее настроение редкость, а жалобы на жизнь — норма.
В мире, где человек, всю жизнь ненавидит свою работу и с двадцати лет начинает мечтать о пенсии, а когда попадает на пенсию, недоволен пенсией и всей своей жизнью.
В мире, где родители старательно деформируют своих детей по своему образу и подобию с одной целью, чтобы дети прожили свою жизнь так же глупо и бездарно, как и их родители.
В мире, где слабоумие так же привычно, как грязные подъезды, загрязненная химией вода из водопроводного крана и реклама женских прокладок.
Слабоумные определяют мораль, ценности и правила в игре под названием жизнь. И осталось решить: принять правила игры слабоумных или играть по своим правилам. Нужно выбрать, на стороне какой команды играть, большинства или меньшинства.
Не деньги дают свободу, свободу себе дает сам человек; деньги дают свободу во внешнем мире, внутреннюю свободу нельзя купить. А внутренняя свобода дает возможность добиться свободы во внешнем мире.
Страх. Страх перед неудачей, перед будущим, ответственностью, страх перед свободой, самостоятельными решениями. Вот что составляет предмет размышления большинства. Хватит! Страх убивает радость в жизни. Страх убивает творчество. Страх убивает успех.
Для того чтобы быть успешным, нужно иметь, повторяя К. Кастанеду, несгибаемое намерение. Концентрация воли превращает препятствия в пыль. Для того, чтобы добиться концентрации воли, нужно решить один раз и навсегда — кто я, рабочая лошадь или хозяин своей жизни?
Волевой человек — это человек, который один раз решил, что он больше никогда не будет слабым. Чего бы это ему не стоило. Слабость — это то, чем мы убиваем свое предназначение в жизни. Сила — это решение быть сильным. Сила — это то, что мы себе разрешаем. Сила — это осознанный выбор. Сила — это вера в то, что ты родился для великого. Сила — это вера в себя.
Нет препятствий, кроме тех, в которые ты веришь сам. Нет ограничений, кроме тех, которые ты выбрал сам. Нет невозможного для того, кто разрешил себе невозможное.
Так что, читатель, я разрешил себе разрушить твой фундамент из самых гуманных соображений: если я не столкну в воду, то вдруг больше никто не поможет.
Если ты ничем не рискуешь,
ты рискуешь вдвойне.
Эрика Йонг
Ситуация очень проста. Вот сейчас, в эту минуту ты должен решить, кто ты — тягловая лошадь или хозяин в своей жизни. Если ты не решишь это прямо сейчас, это тоже решение. Так что можешь спокойно выбросить эту книгу в мусорную корзину. Она тебе больше не понадобится. Займись чтением женских романов и просмотром мыльных сериалов.
Если ты еще читаешь эту книгу, это значит, что ты не выбросил ее — и сделал выбор. Ты решил, что ты лошадь — самокритично. Решил, что хозяин своей жизни? Придется доказать. На слово в подобных вещах я не склонен верить. Шутки шутками, но это решение придется запомнить и затем жить в соответствии с ним. Теперь тебе придется жить с этим. Или прозябать. В зависимости от принятого решения.
Мы здесь один на один, никто ничего не узнает. Зачем врать самому себе. Можно такое решение принять и потом его выполнить? Скажи самому себе и честно. Теперь так и действуй. Я самого начала сказал, что человек только сам может изменить свою жизнь. В лучшую сторону или худшую.
Если ты просто просмотрел предыдущие несколько абзацев, то ты зря потратил время на чтение этой книги. Она поможет как мертвому припарка. Как и миллионы других книг. Ни одна книга еще никому не помогла. Миллионы людей помогли сами себе, когда поняли, что больше им никто не поможет. Как там поется в песне: «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, не царь и ни герой»
Так что настроен я серьезно: или ты, читатель, решишь измениться, или бросай эту книгу; книга уже продана, я свое получу, а ты зря время теряешь.
Я удобно устроился в кресле, и повторять одну и ту же мысль мне не в тягость. В рекламе известен закон, что если начинаешь рекламную кампанию, то серия должна состоять не менее чем из десяти объявлений. Иначе это объявление никто не заметит. Так как мне хочется наверняка, то я, наверное, повторюсь раз пятнадцать.
Итак, эта книга на самом деле написана для того, чтобы изложить одну единственную мысль. Причина всех неудач не во внешних обстоятельствах, а в самом человеке.
Для того чтобы стать успешней, нужно измениться. Для того чтобы измениться, нужно признать, что сегодняшние представления о мире неверны. И перестать на них опираться. А на какие представления о жизни нужно опираться, спросите вы? А я откуда знаю, отвечу я. Это ваша жизнь, вы в ней и разбирайтесь. Я же уже сказал, человек может помочь себе только сам.
При всем внешнем идиотизме последних предложений, они чуть ли не самые ценные из всего того, что здесь написано. Как нам уже известно, самые сильные решения вызывают раздражения и протест. Если то что вам сказали, вам не нравится, есть большая вероятность, что вам сказали правду.
Перестаньте рассчитывать на других, вы не нужны тем, кто вас сильнее; вам не нужны те, кого сильнее вы. Никого не интересуют ваша жизнь, а если к вам и проявляет кто-нибудь участие, то, будьте уверены, из самых корыстных соображений. За то, что вам досталось даром, заплатите втройне. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если вы думаете, что я занимаюсь написанием этой книги из желания кому-нибудь помочь, то глубоко заблуждаетесь.
У меня есть, кому помогать, я еще сам себе как следует не помог, а в этой ситуации заниматься помощью другим слабоумно.
Помощь — это попытка подцепить человека на крючок благодарности. Особенно любят этим заниматься мамы, они старательно занимаются своими чадами, а когда чада вырастают, начинают требовать благодарности, причем рассчитаться полностью невозможно по определению. Какие счеты между своими.
Требовать благодарности за каждое из благодеяний,
значит только торговать ими.
П. Декурсель.
Вы должны понимать, что вам никто не поможет, никто не подскажет; а если вдруг дадут совет, будьте уверены, что этот совет вам боком выйдет. Есть безжалостный закон — «каждый умирает в одиночку». Стоит к нему добавить, что и с жизнью вы встречаетесь один на один. Мир устроен очень просто: как бы вы не хотели, помочь другому человеку невозможно. Невозможно помочь.
Я хочу привести один из своих самых любимых анекдотов.
Умирает старый пчеловод. Вся односельчане собрались вокруг него и причитают:
— Подожди, не умирай, ты самый мудрый среди нас, научи как жить. К кому мы теперь пойдем за советом?
Пчеловод с трудом отрывает голову от подушки и еле слышно произносит:
-Все ерунда кроме пчел.
Односельчане зашумели:
— Эхма, ведь он всю жизнь пчелами занимался! А мы — дураки, все ерунда, кроме пчел, вот в чем дело!
Тут пчеловод из последних сил приподымает голову и произносит:
— А если хорошо подумать, то и пчелы ерунда.
И умирает.
Что же не ерунда? Пчеловод умер, и спросить теперь не у кого. Для того чтобы узнать, есть единственный выход. Нужно стать таким же мудрым как пчеловод. Правда, как это сделать, пчеловод тоже не сказал. Но если одному человеку удалось стать мудрым, значит, это возможно для всех.
Известна история о древнем римляне, который на протяжении нескольких лет каждую свою речь заканчивал одной фразой: «Карфаген должен быть разрушен». В конце концов, этот город стерли с лица земли. Я, по примеру этого мудрого римлянина, готов повторять: «Фундамент должен быть разрушен». На этом месте нужно построить действительно эффективное мировоззрение. Все остальное — это попытки что-то делать, ничего по существу не меняя. Только жесточайшие кризисы, когда человек подвергает беспощадной критике все то, что было для него свято, дают возможность преодолеть свои ограничения. Не нужно ждать, пока этот кризис устроит нам мир, нужно его опередить (укус кобры) и создать кризис себе самому.
Нам не поможет усвоение нескольких приемов, которые дают прибавку на несколько процентов, необходимо повысить эффективность как минимум в десятки раз. А для того, чтобы повысить эффективность в 10 раз, нужно изменить в себе 90%; если вы захотите, повысить эффективность в 100 раз, вам придется оставить неизменной всего 1% вашей личности.
Движение к успеху — это прыжок через пропасть. Невозможно преодолеть пропасть маленькими осторожными шажками. Радикальные решения дают радикальные результаты. Здесь как нигде работает правило: «Все или ничего». Победитель получает все, в том числе царскую дочку и полцарства в придачу. И пусть проигравший плачет. Нет ничего лучше победы. И нет ничего хуже многолетнего прозябания.
Все можно скрыть —
очень трудно скрыть бедность.
С. Дангулов
Вам все равно придется зарабатывать себе на хлеб, каждый день тащиться на работу, и принимать какие-то решения. Поэтому, если что и делать, то достойное гордого слова «человек». Заниматься мышиной возней — это выбор слабоумного. Это выбор, который ни от чего не защищает, а оставляет беззащитным перед житейскими бурями.
Если вы находитесь в море, то боритесь со штормом, если вы спрячетесь в каюте, это не спасет вас. А мы все находимся в житейском море, только одни уверенно маневрируют под полными парусами, а другие лежат в дрейфе и бормочут: «Только бы не было шторма, только бы не было шторма»
Шторм будет, обязательно будет. Как там у Горького?
«Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный». И там есть еще один персонаж. Это глупый пингвин, который робко прячет тело жирное в утесах.
«Буря, пусть сильнее грянет буря».
И только умелые моряки смогут избежать участи корма для рыбок. История не оставила выбора ни вам, ни мне. Выбор между прозябанием и преуспеванием не может не делаться всерьез. Выбирая прозябание, вы, как все, получите свой деготь, но не получите бочку меда. Если от проблем никуда не денешься, то лучше ставить перед собой проблемы самому.
Карфаген, извините, фундамент должен быть разрушен. Каждый из нас окружен скорлупой стереотипов и шаблонов.
Как говорит Александр Эверетт: «Ядро нашей личности гениально». И только сбросив скорлупу, мы сможем убедиться в этом. Александру Эверетту можно доверять. Однажды он провел трехдневный семинар, участие в котором для каждого стоило 20 тысяч долларов. Через месяц каждый участник имел право забрать свои деньги обратно, если он решит, что семинар того не стоил. Ни один из участников не потребовал денег назад.
Воодушевление и вера в себя могут стоить 20,000 долларов и намного больше. Осталось это сделать. Тот, кто это сделает, сможет убедиться в этом сам, остальным, к сожалению, придется верить на слово. А люди, которые верят на слово, являются игрушками в руках других людей. Хотите стать объектом манипуляции, доверяйте словам. Хотите добиваться цели, проверяйте все, в чем сомневаетесь, лично.
Какое мне дело до чужого мировоззрения, спросит читатель. Это очень просто, если это мировоззрение кто-нибудь из читателей искренне примет, в мире станет больше на одного эффективного человека, мир станет богаче и, может, и мне что-нибудь перепадет. А потом, честно говоря, скучновато жить среди нытиков и людей, не верящих в себя. Людей, способных принять вызов, который нам бросает наша собственная жизнь, к сожалению, очень мало.
Известна история о том, как во время войны, после того как армия высадилась на морской берег, полководец приказал поджечь корабли. После этого он объявил войскам, что теперь у нас есть выбор только между победой или смертью, отступление невозможно. Солдаты поняли это и разгромили в десятки раз превосходящие силы противника.
Вызов — это ситуация, когда отступление невозможно. Когда альтернативы нет, человек способен на невозможное. Способности человека превосходят все самые смелые предположения. Известны тысячи случаев, когда в экстремальных ситуациях человек делал то, что потом казалось фантастическим. В спорте известно, что если вы хотите, например, нарастить мышцы, вы должны добиваться их предельного утомления, используя всю волю, которая есть у вас. Если вы хотите стать сильнее, вы должны создавать для себя экстремальные ситуации; только стрессовая ситуация дает прибавку силы.
Вот приближается робкий читатель с вопросом: «Скажите, а мне можно добиться успеха, как вы думаете? «Можно, разрешаю», — отвечаю я. Всем можно.
Любое препятствие
преодолевает настойчивость.
Леонардо да Винчи.
На этом я подумываю закончить; остался, собственно, один вопрос. Можно ли доверять всему, что здесь написано? Можно ли использовать это как учебник по успеху? Можно ли рецепты, которые здесь приведены, применять в жизни? Я искренне отвечу: «Не знаю».
Эта книга — не учебник, это одна большая мысль, выраженная с десятков разных сторон. Как и всякая мысль, эта мысль имеет огромное количество проекций, сторон, граней, плоскостей, и так далее. Что это за мысль? Если это непонятно, начните сначала.
Я действительно не знаю, может ли эта книга помочь хоть одному человеку. Но зато это сможете узнать вы. Я постарался изложить то, что накопилось за многие годы и, если бы мне сейчас предложили написать еще что-то, то, я думаю, у меня возникли бы серьезные затруднения. Не хочется разжевывать детали, хочется указать на существенное. Детали определяют надежность, стабильность. Существенное дает возможность создать новое, пусть и не всегда совершенное. Можно шлифовать, когда есть на чем наводить глянец. Заниматься мелочами, когда не решено главное, существенное, ключевое — бессмысленно.
В консультировании различают два типа консультантов. Дженералист и специалист. Дженералист — это человек, который приходит к клиенту и определяет, что главное, в чем главная проблема. И потом набирает команду специалистов для создания системного решения главной проблемы.
Так вот, эта книга написана с точки зрения дженералиста. Специалисты по каждому из срезов, который здесь предложен, могут написать многотомные труды. Но необходима целостная картина, которая с примерно одинаковой степенью детализации описывает все, что есть в предпринимательской деятельности. Может, я где-то ошибся в букве, но дух, аромат этой профессии, я думаю, передал точно. Хотя предприниматели не похожи друг друга и выделить типичное в них вряд ли возможно.
Мы уже много времени провели вместе, пора заканчивать. Хочется закончить какой-нибудь оптимистичной мыслью, которая привнесет покой в душу читателя. Эта подойдет?
Как сказал Л. Вовенарг: «Кто неспособен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы».
Автор выражает свою признательность
Чтение списка имен в чьих-либо благодарственных страницах напоминает мне речи, которые произносятся на церемонии вручения Оскара, когда актеры благодарят всех, начиная от своих нянечек в детском саду и заканчивая третьесортными преподавателями фортепьяно.
Вообще-то, я тоже благодарен своему третьесортному преподавателю фортепьяно, но считаю, что, когда я пишу книгу, то существуют люди, влияние которых является не роскошью, а необходимостью. Первый черновик этой книги и последний на удивление отличаются друг от друга, в основном благодаря помощи следующих людей - Дуга Фрэнка, Харольда Фиккета, Тима Стэффорда, Скотта Хоузи и Хола Найта. Я попросил их о помощи, поскольку они сами кое-что знают о том, как пишутся книги, и также знают кое-что и о благодати, и их ответы на мою просьбу доказали это. Я у них в долгу.
Мои коллеги из журнала «Христианство сегодня», особенно Гарольд Майра, помогли мне с несколькими очень тонкими темами в моей рукописи.
Один бедняга, Джон Слоан, вложил деньги в издание моих рукописей, и, в результате, с ним я советовался не только по поводу первого черновика, но и по поводу всех последовавших за ним. Издатели делают свое дело незаметно, но тонкие замечания Джона очевидны для меня, когда я читаю конечный вариант.
Спасибо также и Бобу Хадсону из издательства «Zondervan», который сделал последнюю редакторскую правку.
Чувство благодарности полностью уместно, поскольку моей темой является благодать. Когда я думаю обо всех этих моих друзьях, я одновременно чувствую себя обогащенным и не заслуживающим такой дружбы.
Если уж об этом зашла речь, я должен также поблагодарить апостола Павла, который в своем изумительном Послании к Римлянам научил меня всему, что я знаю о благодати, и подал мне идею всей этой книги. Я описываю не-благодать, пытаясь понять благодать, развиваю темы, которые появляются во время этого процесса понимания, и дискутирую на тему, как благодать существует в этом холодном, бесчувственном мире — точно также развивается мысль в Послании к Римлянам. Хотя истории, описанные в этой книге, основаны на реальных фактах, в некоторых случаях я изменил имена и названия тех мест, где эти события происходили, чтобы сохранить конфиденциальность.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 671;