Ақпараттық- дидактикалық блок 28 страница
появляются альтернативные способы вйдения.
«Розмари Фелл не была по-настоящему красивой. Нет, ее
нельзя было назвать красивой. Симпатичной? Ну, если разло-
жить ее по частям... Но зачем поступать так жестоко и разби-
рать кого бы то ни было на части?» (Кэтрин Мэнсфилд). «Ее
Жизнь без мифа о красоте
собственная красота казалась Лили бессмысленной, потому
что не давала ей ничего, если говорить о страсти, освобожде-
нии, ощущении родства душ или интимной близости...»(Джейн
Смайли). «Она была удивительно красивой... Но красота не-
сла в себе наказание, которое следовало незамедлительно. Она
[красота] останавливала жизнь — замораживала ее. Человек
забывал о мелких тревогах и волнениях; румянец, бледность,
странная неправильность черт лица, игра света и тени, кото-
рые на одно мгновение делали лицо неузнаваемым и в то же
время добавляли ему какое-то свойство, которое уже нельзя
было забыть никогда. Было проще скрыть все это под маской
красоты...» (Вирджиния Вульф). «Если за внешностью стоит
что-то большее, такое лицо с возрастом становится только
лучше. Морщинки являются отражением отличительных черт
характера, они говорят о том, что человек пережил, что он
кое-что знает о жизни» (Карен де Кроу). «Хотя на тот момент
ей было уже за 50, легко было поверить в рассказы о страстных
чувствах, которые она в свое время вызывала. Люди, которых
сильно и много любили, даже в старости сохраняют вокруг себя
сияние, которое трудно описать, но которое не вызывает сомне-
ний. Даже камень, который целый день грело солнце, сохраняет
тепло после наступления ночи... такое теплое свечение» (Дейм
Смит).
Существование культа красоты свидетельствует о духовном
голоде, вызываемом недостатком женских ритуалов и обрядов
посвящения. Нам необходимо создавать и развивать более со-
вершенные женские ритуалы, чтобы заполнить эту пустоту.
Можем ли мы делать это среди друзей, а также среди друзей
наших друзей? Можем ли мы, например, устраивать праздники
по случаю наступления разных этапов женской жизни? У нас
есть ритуалы купания ребенка и ритуал купания перед свадь-
бой, а как насчет обрядов очищения, конфирмации, выздоров-
ления и церемоний по случаю рождения ребенка, прихода пер-
вой менструации, потери девственности, получения диплома,
Миф о красоте
получения первой работы, свадьбы, выхода из кризиса после
разрыва отношений или развода, присуждения ученой степени,
наступления менопаузы? Независимо от форм их физического
проявления нам необходимы новые позитивные, а не негатив-
ные праздничные церемонии, чтобы приветствовать наступле-
ние различных этапов жизни женщины.
Для того чтобы защитить нашу сексуальность от мифа
о красоте, мы должны поверить в то, что важно ценить ее, за-
ботиться о ней и уделять ей внимание так же, как мы заботимся
о животных и детях. Сексуальность — это не что-то инертное,
безжизненное или заданное раз и навсегда. Подобно челове-
ческому существу, она меняется в зависимости от того, что ее
подпитывает. Нам надо держаться в стороне от неоправданно
жестоких и эксплуататорских образов сексуальности, а если
мы сталкиваемся с ними — относиться к ним только так,
как они того заслуживают. Мы можем стремиться к таким
мечтам и фантазиям, в которых сексуальность свободна от на-
силия и эксплуатации, и стараться осознанно подходить к тому,
что мы впускаем в свое воображение, как сейчас мы относимся
к тому, что входит в наши тела.
Сегодня, возможно, трудно представить себе, что равен-
ство полов может быть эротичным. Критические статьи о сек-
суальности обычно останавливаются на предположении,
что сексуальность не может развиваться. Но у большинства
женщин фантазии о превращении их самих в сексуальный
объект или о насилии усваиваются поверхностно сквозь па-
тину образов. Я уверена, что от них легко можно отучиться,
если осознанно выработать у себя условный рефлекс ассоции-
ровать удовольствие со взаимностью. У наших представлений
о сексуальной красоте есть значительно больший потенциал
для трансформации, чем мы можем себе представить сейчас.
Нам, особенно поколению анорексии и «красивой» порногра-
фии, необходимо «сблизиться» и «сдружиться» с обнаженно-
стью. Многие женщины описывают как поразительное откро-
Жизнь без мифа о красоте
вение опыт даже одного события, связанного с коллективным
обнажением множества женщин. Это легко поднять на смех,
но быстрее всего снять завесу тайны с обнаженной «железной
девы» мы можем, поощряя такие мероприятия, как поездки
на природу, туда, где можно уединиться, фестивали и т. п., пред-
полагающие коллективную обнаженность, неважно, во время
купания ли, загорания, посещения турецкой бани или релакса-
ции. Мужские сообщества, начиная от университетских братств
до спортивных клубов, понимают ценность таких моментов,
их способность объединять людей и воспитывать уважение
к своему полу. Простое осознание того, что наша красота мо-
жет принимать самые разнообразные формы, стоит множества
слов. Одного такого опыта, возможно, окажется вполне доста-
точно, особенно для молодой девушки, чтобы понять лживость
«железной девы».
Когда мы сталкиваемся лицом к лицу с мифом о красоте,
нужно поднимать вопросы не о женских лицах и телах, а о со-
отношении сил в сложившейся ситуации. Чьим интересам это
служит? Кто это говорит? Кто получает от этого выгоду? В ка-
ком контексте это происходит? Когда кто-то обсуждает внеш-
ность женщины в ее присутствии, она может спросить себя:
какое этому человеку дело до моей внешности? В равном ли мы
с ним положении? Почувствую ли я себя более комфортно, если
начну делать подобные замечания личного характера в ответ?
Женщин заставляют обращать столько внимания на внеш-
ность чаще по политическим соображениям, чем потому,
что это может сделать их более желанными. Нам надо на-
учиться понимать эту разницу, и это уже само по себе будет
полезным навыком, дающим ощущение свободы. И вовсе
не нужно осуждать сексуальное влечение, соблазнительность
и физическую привлекательность, тем более что это намного
более демократичные и субъективные свойства, чем рынку
хотелось бы, чтобы мы думали, — следует отвергать лишь по-
литическое манипулирование нами.
Миф о красоте
получения первой работы, свадьбы, выхода из кризиса после
разрыва отношений или развода, присуждения ученой степени,
наступления менопаузы? Независимо от форм их физического
проявления нам необходимы новые позитивные, а не негатив-
ные праздничные церемонии, чтобы приветствовать наступле-
ние различных этапов жизни женщины.
Для того чтобы защитить нашу сексуальность от мифа
о красоте, мы должны поверить в то, что важно ценить ее, за-
ботиться о ней и уделять ей внимание так же, как мы заботимся
о животных и детях. Сексуальность — это не что-то инертное,
безжизненное или заданное раз и навсегда. Подобно челове-
ческому существу, она меняется в зависимости от того, что ее
подпитывает. Нам надо держаться в стороне от неоправданно
жестоких и эксплуататорских образов сексуальности, а если
мы сталкиваемся с ними — относиться к ним только так,
как они того заслуживают. Мы можем стремиться к таким
мечтам и фантазиям, в которых сексуальность свободна от на-
силия и эксплуатации, и стараться осознанно подходить к тому,
что мы впускаем в свое воображение, как сейчас мы относимся
к тому, что входит в наши тела.
Сегодня, возможно, трудно представить себе, что равен-
ство полов может быть эротичным. Критические статьи о сек-
суальности обычно останавливаются на предположении,
что сексуальность не может развиваться. Но у большинства
женщин фантазии о превращении их самих в сексуальный
объект или о насилии усваиваются поверхностно сквозь па-
тину образов. Я уверена, что от них легко можно отучиться,
если осознанно выработать у себя условный рефлекс ассоции-
ровать удовольствие со взаимностью. У наших представлений
о сексуальной красоте есть значительно больший потенциал
для трансформации, чем мы можем себе представить сейчас.
Нам, особенно поколению анорексии и «красивой» порногра-
фии, необходимо «сблизиться» и «сдружиться» с обнаженно-
стью. Многие женщины описывают как поразительное откро-
Жизнь без мифа о красоте
вение опыт даже одного события, связанного с коллективным
обнажением множества женщин. Это легко поднять на смех,
но быстрее всего снять завесу тайны с обнаженной «железной
девы» мы можем, поощряя такие мероприятия, как поездки
на природу, туда, где можно уединиться, фестивали и т. п., пред-
полагающие коллективную обнаженность, неважно, во время
купания ли, загорания, посещения турецкой бани или релакса-
ции. Мужские сообщества, начиная от университетских братств
до спортивных клубов, понимают ценность таких моментов,
их способность объединять людей и воспитывать уважение
к своему полу. Простое осознание того, что наша красота мо-
жет принимать самые разнообразные формы, стоит множества
слов. Одного такого опыта, возможно, окажется вполне доста-
точно, особенно для молодой девушки, чтобы понять лживость
«железной девы».
Когда мы сталкиваемся лицом к лицу с мифом о красоте,
нужно поднимать вопросы не о женских лицах и телах, а о со-
отношении сил в сложившейся ситуации. Чьим интересам это
служит? Кто это говорит? Кто получает от этого выгоду? В ка-
ком контексте это происходит? Когда кто-то обсуждает внеш-
ность женщины в ее присутствии, она может спросить себя:
какое этому человеку дело до моей внешности? В равном ли мы
с ним положении? Почувствую ли я себя более комфортно, если
начну делать подобные замечания личного характера в ответ?
Женщин заставляют обращать столько внимания на внеш-
ность чаще по политическим соображениям, чем потому,
что это может сделать их более желанными. Нам надо на-
учиться понимать эту разницу, и это уже само по себе будет
полезным навыком, дающим ощущение свободы. И вовсе
не нужно осуждать сексуальное влечение, соблазнительность
и физическую привлекательность, тем более что это намного
более демократичные и субъективные свойства, чем рынку
хотелось бы, чтобы мы думали, — следует отвергать лишь по-
литическое манипулирование нами.
Миф о красоте
Ирония заключается в том, что обещания большей кра-
соты — это то, что может дать только большая женская
сплоченность. Миф о красоте можно победить только путем
возрождения мощной женской политической активности
1970-х — при помощи третьей волны женского движения,
которая учла бы новые проблемы, возникшие в 1990-х, и взя-
лась бы за их решение. За последнее десятилетие наши враги
стали умнее и научились вести себя тише, так что их стало
труднее распознать, особенно молодым женщинам. И для того
чтобы завербовать молодых женщин в наши ряды, нам нужно
объявить женскую самооценку вопросом политической важ-
ности, поставив его в один ряд с проблемами денег, работы,
социального обеспечения детей и безопасности, представить ее
как жизненно важный для женщин ресурс, который намеренно
скрывают от нас и которого нам не очень хватает.
Я не претендую на то, что у меня есть четкий план или про-
грамма действий. Я знаю только, что некоторые проблемы
женского движения видоизменились. И я уверена, что есть
тысячи молодых женщин, готовых присоединиться к третьей
волне феминистского движения, которая возьмется за реше-
ние не только традиционных женских вопросов, но и этих
новых проблем. Так, женскому движению придется взяться
за решение противоречивой проблемы ассимиляции. Молодые
женщины говорят о том, что им страшно, что они чувствуют
себя изолированными «инсайдерами», стоящими в оппозиции
к злому и сплоченному внешнему миру. Лучший способ оста-
новить революцию — это дать людям то, что им будет жалко
терять. Необходимо будет придать статус политической про-
блемы нарушениям пищевого поведения, необычайно сильной
зависимости молодых женщин от зрительных образов и от воз-
действия этих образов на их сексуальность. Нужно будет сде-
лать заявление о том, что у тебя не может быть прав на свое
собственное тело, если ты не можешь есть. Нужно будет про-
анализировать антифеминистскую пропаганду, пришедшую
Жизнь без мифа о красоте
из прошлого, и вооружить женщин средствами борьбы против
нее, одними из которых могут стать приведенные выше ар-
гументы, помогающие увидеть корень проблемы. Мы готовы
передать молодым женщинам наследие феминизма в целости
и сохранности, но эта третья волна, так же как и предыдущие,
должна будет стать движением нового поколения. Независимо
от того, насколько мудры советы наших матерей, мы прислуши-
ваемся к мнению только своих сверстников. Радость, безудерж-
ное веселье и разгульные праздники должны быть такой же
неотъемлемой частью нашего женского движения, как и тя-
желая работа и суровая борьба, и мы можем начать этот про-
ект с того, что отвергнем разрушительную ложь, калечащую
молодых женщин, ложь, которая называется постфеминизмом,
благочестивую надежду на то, что все битвы уже выиграны. Это
страшное слово «постфеминизм» заставляет молодых женщин,
которые сталкиваются со многими из существовавших ранее
проблем, снова винить во всем лишь себя, поскольку все уже
было решено, не правда ли? Оно лишает их оружия теории и за-
ставляет опять чувствовать себя одинокими и брошенными.
Мы никогда не говорим самодовольно о постдемократической
эре. Мы знаем, что демократия — это нечто живое и уязвимое
и каждое последующее поколение должно укреплять и раз-
вивать ее. То же самое относится и к феминизму как одному
из аспектов демократии. Так что давайте возьмемся за дело
и будем продолжать его.
Женщины научились стремиться к красоте в ее современ-
ном понимании, потому что мы осознавали, что феминистская
борьба будет намного труднее, чем мы себе раньше представ-
ляли. Идеология красоты была самым простым способом, тре-
бующим наименьших затрат времени и сил, чтобы возбудить
в женщинах интерес и пообещать им — в качестве историче-
ского плацебо — возможность быть уверенными в себе, це-
нимыми и уважаемыми, теми, к кому будут прислушиваться
и кто сможет смело заявлять свои права. (В сущности, наше
Миф о красоте
желание обрести красоту вообще вызывает большие сомне-
ния. Женщины могут стремиться к красоте, чтобы получить
возможность вновь вернуться в свое тело и, обретя совершен-
ство, наконец забыть обо всей этой чертовщине. При наличии
выбора большинство женщин в глубине души, возможно, пред-
почли бы быть сексуальными и смелыми сами по себе, а не сле-
довать обобщенным образам красивой Другой.)
Рекламные статьи обещают такого рода смелость и сво-
боду — «Пляжная одежда для красивых и смелых», «Новый
бесстрашный вид», «Чувственное бесстрашие», «Мыслите ра-
дикально», «Борцы за свободу — для женщины, которая не бо-
ится смело высказывать свое мнение или выделяться из толпы».
Но эта смелость и уверенность в себе будут оставаться лишь
декларацией, пока их не подкрепят реальные завоевания, ко-
торых можно добиться, только если мы будем видеть в других
женщинах не конкуренток, а союзниц.
В 1980-е нас пытались соблазнить и подкупить обещани-
ями индивидуальных решений. Мы исчерпали возможности
того, что может сделать индивидуалистская версия женского
прогресса в рамках мифа о красоте, и нам этого недостаточно.
Мы будем вынуждены вечно мириться с тем, что составляем
2% топ-менеджмента, 5% профессорского состава и 5% основ-
ных партнеров компаний, если не объединимся для нового
мощного рывка вперед. Высокие скулы и более упругая грудь
определенно не дадут нам того, что необходимо для подлинной
уверенности в себе и для того, чтобы нас по-настоящему уви-
дели и оценили. В этом нам может помочь только возобновле-
ние нашего преданного служения фундаментальным основам
женского политического прогресса — социальным програм-
мам по уходу за детьми, действенным законам против дискри-
минации, отстаиванию отпуска по уходу за ребенком, выбору
в вопросах рождения детей, справедливой оплате труда и спра-
ведливому наказанию за сексуальное насилие. Мы не получим
всего этого до тех пор, пока не научимся соотносить наши соб-
Жизнь без мифа о красоте
ственные интересы с интересами других женщин, пока жен-
ская солидарность не преодолеет барьеры, создаваемые нашим
соперничеством друг с другом и намеренно поддерживаемые
мифом о красоте.
Ужасно сознавать то, что, хотя рыночная экономика и под-
держивает миф о красоте, он был бы бессилен, если бы жен-
щины не использовали его друг против друга. Для того чтобы
перерасти миф, любой женщине нужна поддержка других
женщин. Самые сложные, но при этом самые необходимые
перемены должны будут проводить не мужчины и не средства
массовой информации, а сами женщины, и заключаться они
должны в том, как мы смотрим на других женщин и ведем себя
по отношению друг к другу.
Связь поколений
Если мы хотим спасти друга друга от мифа о красоте, а также убе-
речь женское движение от ошибок прошлого, то есть от того, что-
бы каждый раз заново изобретать колесо, нам нужно наладить
связи женщин разных поколений друг с другом. Джил Хадсон,
редактор Company, раскрывает нам глаза на то, в какой степени
миф о красоте промыл мозги молодому поколению. Она пишет,
что «молодые женщины абсолютно не хотят, чтобы их считали
феминистками», потому что «феминизм — это не сексуально».
Было бы глупо и печально, если бы женщинам в ближайшем бу-
дущем пришлось снова, с самого начала, вести все ту же старую
войну только потому, что они утратили связь с представительни-
цами прежних поколений. Было бы очень жаль, если бы молодым
женщинам пришлось вернуться назад и начать все с нуля, пото-
му что они поверили этой длившейся 20 лет кампании, которая
изображала женское движение как «несексуальное», кампании,
целью которой было помочь молодым женщинам забыть о том,
благодаря чьей борьбе сам секс стал сексуальным.
Миф о красоте
Наши общественные институты никогда не станут поощ-
рять установление связей между разными поколениями жен-
щин, поэтому мы можем одолеть миф о красоте и оставить его
в прошлом, только если сами будем активнее осваивать новые
ролевые модели, более полезные нам, чем те, что предлагают
глянцевые издания. Мы очень нуждаемся в укреплении свя-
зей и сотрудничестве между поколениями. Мы должны видеть
лица женщин, благодаря которым пользуемся завоеванными
ими правами и свободами, а им необходимо услышать от нас
слова благодарности за это. Лишенные «материнской заботы»
молодые женщины находятся в опасности — в отсутствие за-
щиты и опеки со стороны институтов власти они нуждаются
в ролевых моделях и наставницах. Жизненный опыт женщин
старшего поколения обретает размах и влияние, только если
они имеют возможность передавать его своим студенткам,
ученицам, последовательницам. При этом оба поколения
должны преодолеть нежелание и внутреннее сопротивление
сотрудничеству, навязанные им извне. Нас отлично вымуш-
тровали: молодые не хотят идентифицировать себя с женщи-
нами постарше, а женщины постарше относятся к молодым
нетерпимо и пренебрежительно. Миф о красоте был задуман
как раз для того, чтобы разобщить разные поколения женщин,
создать между ними пропасть и настроить друг против друга.
Но если мы будем осознанно укреплять связи между поколени-
ями, то обретем внутреннюю целостность, чему и стремится
помешать миф о красоте.
Разделяй и властвуй
В действительности женщины не представляют друг для друга
никакой опасности. Вне рамок мифа о красоте другие предста-
вительницы своего пола воспринимаются скорее как естествен-
ные союзницы. Для того чтобы женщины научились бояться
Жизнь без мифа о красоте
друг друга, нас нужно было убедить в том, что наши сестры
обладают каким-то таинственным, мощным секретным оружи-
ем, которое они используют против нас, и этим придуманным
оружием стала красота.
Суть мифа, а также причина, по которой он был так полезен
в борьбе против феминизма, заключается в его способности
разобщать. Мы видим и слышим это повсюду: «Не стоит нена-
видеть меня просто за то, что я красива» (L’Oreal), «Я реально
ненавижу своего инструктора по аэробике и думаю, что нена-
висть — это хорошая мотивация», «Ты бы ее возненавидела —
у нее есть все», «Меня страшно раздражают женщины, кото-
рые выглядят красавицами, когда встают с постели», «Разве
ты не ненавидишь женщин, которые могут есть все, что хо-
тят?», «Никаких пор на лице — меня от этого тошнит», «Вы-
сокая блондинка — тебе не хочется убить ее?!». Соперниче-
ство, обида и враждебность, которые провоцирует в нас миф
о красоте, имеют очень глубокие корни. Сестры обычно пом-
нят детскую обиду от того, что только одну из них называли
«очаровашкой». У матерей, как правило, возникают проблемы,
когда их дочери расцветают и превращаются в девушек. Рев-
ность к лучшей подруге — это жестокая реальность женской
любви. Даже женщины, которые любят друг друга, соперни-
чают из-за внешности. Женщинам больно говорить о красоте,
потому что в соответствии с мифом тело одной женщины ис-
пользуется для того, чтобы сделать больно другой. Наши лица
и тела становятся инструментами для наказания других жен-
щин, причем зачастую — без нашего участия и против нашей
воли. В настоящее время красота—это экономика, а женщины
оказались в ситуации, когда «ценность» их лиц и тел невольно
вторгается в жизнь других женщин, причем независимо от них
самих. Это постоянное сравнение, при котором ценность од-
ной женщины меняется в зависимости от присутствия другой,
разделяет нас и властвует над нами. Оно заставляет женщин
резко критиковать выбор, который делают другие женщины
Миф о красоте
применительно к своей внешности. Но такая экономика, разоб-
щающая женщин и вбивающая между ними клин, не является
чем-то неизбежным.
Чтобы преодолеть разобщенность, женщинам придется на-
рушить много табу, запрещающих им говорить об этом. В том
числе — запрет рассказывать о негативных моментах, связан-
ных с отношением к ним как к красивой вещи. Десятки рас-
сказов, которые я слышала от женщин, свидетельствуют о том,
что боль, которую испытывает конкретная женщина из-за мифа
о красоте, не связана с тем, как она выглядит с точки зрения ее
соответствия культурному идеалу. Вот слова одной топ-модели:
«Когда я оказалась на обложке итальянского журнала Vogue,
все говорили мне, как я прекрасно выгляжу. А я думала: “Не-
ужели вы не видите все эти морщины?!”» Женщины, которые
олицетворяют собой «железную деву», тоже становятся жерт-
вами мифа о красоте и страдают не меньше тех, кто подвер-
гается воздействию создаваемых ими образов. Миф требует
от женщин, чтобы они со слепой враждебностью относились
к красоте других женщин и одновременно с этим слепо завидо-
вали им. И враждебное отношение, и зависть играют на руку
мифу о красоте, причиняя боль всем женщинам. Конечно, кра-
савица какое-то время находится на пьедестале, но то, что она
при этом испытывает, далеко от того божественного чувства
благодати, которое обещает нам миф. Удовольствие, получа-
емое от превращения себя в живое произведение искусства,
головокружение от успеха и получаемое ею поверхностное
внимание и уважение, основанное исключительно на внеш-
ности, дают определенную силу, но только за неимением дру-
гих возможностей. И все это — ничто по сравнению с радостью
возвращения в свое тело навсегда, с удовольствием открытия
в себе сексуальной гордости, с ликованием от ощущения всеоб-
щей женской сексуальности, которая уничтожает все правила,
диктуемые красотой. Сила, даруемая мифом о красоте, ничего
не стоит в сравнении с удовольствием от того, что ты сбросила
Жизнь без мифа о красоте
с себя кольчугу застенчивости, нарциссизма и чувства вины,
с возможностью обрести свободу и забыть обо всем этом.
Женщины должны открыто заговорить о том, что действи-
тельно несет в себе красота: внимание со стороны незнакомых
тебе людей, награды за то, что ты не заработала, секс с мужчи-
нами, которые тянутся к тебе как к ярмарочному призу, враж-
дебное и скептическое отношение со стороны других женщин,
инфантильность, драма старения и долгая тяжелая борьба
за свою индивидуальность. И мы поймем, что то хорошее,
что есть в красоте, — обещание уверенности в себе, сексуаль-
ности и уважения к нашей личности—не имеет никакого отно-
шения к ней как таковой. Но это как раз то, чего достойны все
женщины, и после развенчания мифа все это станет доступно
каждой из нас. Лучшее из того, что предлагает нам красота,
и так принадлежит всем нам по праву, просто потому что мы —
женщины. Когда мы отделим красоту от сексуальности, когда
научимся радоваться индивидуальности и неповторимости
нашей внешности и наших черт характера, мы получим воз-
можность получать удовольствие от своих тел, которое будет
объединять, а не разъединять нас. И тогда миф о красоте уйдет
в прошлое.
Но до тех пор, пока мы будем относиться друг к другу с не-
доверием, красота с ее ореолом таинственности продолжит
служить тем, кто хочет держать женщин под контролем. Мы
до сих пор живем в условиях кастовой системы, и это совер-
шенно неприемлемо. Она не присуща нам от природы, не явля-
ется ни разумной, ни неизменной. Она не основана ни на сексе,
ни на божественном предписании. Она может и должна изме-
ниться. Но кольцо вокруг нас сжимается, и у нас остается слиш-
ком мало времени, чтобы откладывать этот разговор на потом.
Когда возникнет этот разговор, созданные мифом искусствен-
ные барьеры начнут рушиться. Мы все узнаем о том, что, если
женщина выглядит «красивой», это не значит, что она так себя
чувствует и что она может чувствовать себя красивой, даже если,
Миф о красоте
на первый взгляд, о ней этого не скажешь. Худые женщины могут
чувствовать себя толстыми, а молодые обязательно состарятся.
Когда одна женщина смотрит на другую, она не может дога-
даться о том, как та представляет себе свой собственный образ.
Может казаться, что она на удивление хорошо себя контролирует,
но при этом, возможно, на самом деле она голодает. Женщина мо-
жет быть такой полной, что кажется, ее одежда вот-вот затрещит
по швам, но при этом не испытывать никаких разочарований
в своей сексуальной жизни. Женщина может иметь избыточный
вес в результате как высокой, так и низкой самооценки, она мо-
жет нанести на свое лицо килограмм косметики из желания без-
удержно погулять и повеселиться или для того, чтобы спрятаться
от всех под этой маской. Все женщины знают по себе, что мир
благоволит к ним или нет в зависимости от их места в рейтинге
в тот или иной день. Все это мешает нам разобраться в том,
что мы представляем собой как личности, но также и показы-
вает, что наш жизненный опыт и представление о себе и друг
друге не должно ограничиваться рамками, диктуемыми мифом
о красоте. Наши оценки внешности других женщин мало что го-
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 745;