Декартовы координаты на прямой, на плоскости и в пространстве

 


Прямую линию с указанным на ней направлением, началом отчета и единицей масштаба назовем числовой осью. Каждому действительному числу Х на числовой оси соответствует единственное число, которое называется координатой данной точки.

 

 

Здесь числа х21>0, х3<0.

х3, х1, х2, х - координаты точек Q, F, N, M соответственно. Записывают:

Q (х3), F (x1), N(x2), M (x).

Точки F и N ограничивают отрезок FN. Очевидно, его длина | FN | = х2- х1.

Две взаимно перпендикулярные оси на плоскости с общим началом и одинаковой единицей масштаба образуют декартову прямоугольную систему координат на плоскости. Одна из осей - ось абсцисс Ох, другая - ось ординат Оу.

Каждой точке плоскости соответствует единственная пара чисел х, у.

x, у называют координатами точки М и записывают М (х, у).

 

В пространстве декартова прямоугольная система координат представляет собой совокупность трех взаимно перпендикулярных осей с общим началом и одинаковой единицей масштаба. Это ось абсцисс Ох, ось ординат Оу и ось аппликат Оz. Каждая точка пространства М имеет координаты х, у, z. Записывают: М (х, у, z).

Вектор. Основные понятия. Действия над векторами

Вектором называется направленный отрезок.

Будем обозначать вектор либо символом , где точки А и В – начало и конец направленного отрезка, либо символом (малая латинская буква с чертой).

Для обозначения длины вектора будем использовать символ модуля:

| | – длина вектора ,

| | – длина вектора .

Вектор называется нулевым(или нуль-вектором), если начало и конец его совпадают. Нулевой вектор не имеет определенного направления, длина его равна числу 0. Записывают: | | = 0.

Векторы называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. Если векторы и коллинеарны, то записывают: || .

Два вектора называются равными,если они коллинеарны, имеютодинаковую длину и одинаковое направление. Записывают: = .

Понятно, что вектор можно переносить параллельно самому себе в любую точку пространства, т.е. изучаемые в геометрии векторы являются свободными.

Векторы называются компланарными, если они лежат в одной или в параллельных плоскостях.


Рассмотрим векторы, совпадающие с ребрами куба.

 

Векторы и коллинеарны, но не равны.

Векторы , , , , компланарны, так как лежат в параллельных гранях.

Векторы , , равны: = = .

В квадрате MNKZ векторы , , , , имеют одинаковые длины, но не равны. Если изменим направление у двух векторов, то можно утверждать, что = и = .

Рассмотрим векторы, совпадающие со сторонами ромба ABCD.

 

Здесь = , но ¹ , ¹ , хотя длины векторов, совпадающих со сторонами ромба, равны:

| | = | | = | | = | |.

Линейными операциями над векторами называют сложение векторов и умножение вектора на число.

Суммой + двух векторов и называется вектор , идущий из начала вектора в конец вектора при условии, что начало вектора совпадает с концом вектора . Записывают:

= + .


 

Рис. 1. Рис. 2.

 

Это правило называется "правилом треугольника" (рис. 1). Для сложения двух векторов можно использовать "правило параллелограмма" (рис. 2): если векторы и приложены к общему началу и на них построен параллелограмм, то суммой и этих векторов является вектор, совпадающий с диагональю параллелограмма, идущей из общего начала векторов и .


Сумму трех, четырех и большего числа векторов можно построить по "правилу многоугольника": начало каждого последующего вектора совмещают с концом предыдущего, а суммой всех векторов является вектор, идущий из начала первого вектора в конец последнего. На рис. 3 построена сумма четырех векторов + + + .

Рис. 3

 

Три вектора в пространстве можно складывать по "правилу параллелепипеда": если на трех векторах , , , как на ребрах, построить параллелепипед, то его диагональ, выходящая из общего начала данных векторов, и будет их суммой (рис. 4):

= + + .

 

 

Рис. 4

Произведением × вектора на число называется вектор , коллинеарный вектору , имеющий длину, равную | |×| |, одинаково с вектором направленный в случае >0 и противоположно с ним направленный в случае <0. Записывают:

 

= × .

 

Когда =0, для любого вектора произведение × равно нуль-вектору:

0 × = .

Когда =1, 1× = .

Когда = -1, (-1)× =- - вектор, противоположный вектору .

Итак, при умножении вектора на число получаем вектор, коллинеарный данному. Поэтому, если известно, что = × , где - число, имеем два коллинеарных вектора и . Иначе говоря, равенство = × является условием коллинеарности векторов и .

Для примера рассмотрим векторы, совпадающие со сторонами треугольника АВС: = , = .

Требуется выразить через векторы и вектор , где О – точка пересечения медиан треугольника.

 

Известно, что точка О пересечения медиан треугольника делит отрезок медианы в отношении 2:1, считая от вершины. Поэтому =2/3× , где точка D – середина стороны СВ.

 

Но вектор =1/2× =1/2× ; =-1/2× .

В треугольнике САD вектор = + = -1/2× + .

Искомый вектор =-2/3(-1/2 + )= 1/3× -2/3× .

Итак, =1/3× -2/3× . Заметим, что разность векторов и можно рассматривать как сумму вектора и вектора, противоположного вектору :

= +(–1)× = +(– ).

 

В нашем примере из треугольника САD можно получить вектор = =1/2× .

Если вектор умножить на число 1/| |, получим так называемый единичный вектор вектора (или орт вектора ), который обозначается 0. Итак, орт вектора или единичный вектор вектора

 

0=1/| = /| |; | 0|=1.

 

Принято единичные векторы на координатных осях Ох, Оу, Оz обозначать , , соответственно.

Линейные операции над векторами обладают теми же свойствами, что и линейные операции над матрицами. Укажем некоторые из них:

1) + = + – перестановочный закон сложения;

2) +( + )=( + )+ – сочетательный закон сложения;

3) ×( × ) = ( × – сочетательный закон умножения на число;

4) ×( + )= × + × ;

5) ( + = × + × – распределительные законы.

Рассмотрим координаты вектора, для чего перенесем вектор параллельно самому себе так, чтобы его начало совпало с началом координат. Пусть конец вектора – точка М.

Координатами вектора назовем координаты его конечной точки.

 


Рис. 5


Рис. 6

 

Так как координатами точки на плоскости являются два числа х и у, то на плоскости вектор задается двумя координатами.

Записывают: =(х, у) (рис. 5).

В пространстве вектор задается тремя координатами х, у и z.

Записывают: =(х, у, z) (рис. 6).

Нетрудно показать, что при сложении векторов складываются их соответствующие координаты, а при умножении вектора на число все его координаты умножаются на это число.

Если даны координаты векторов и =(х1, у1, z1), =(х2, у2, z2) и

= + ; = - ; = × ,

то координаты векторов , , легко находятся:

=(х12; у12; z1+z2),

=(x1-x2; y1–y2; z1–z2),

=( ×х1; ×у1; ×z1).

На рис. 5 и рис. 6 видно, что длина вектора равна корню квадратному из суммы квадратов его координат:

 

| |=| |= .

 

В плоском случае достаточно считать третью координату z равной нулю.


Если вектор ограничен двумя точками, координаты которых заданы: т. А (х1, у1, z1), т. В (х2, у2, z2), то легко найти координаты самого вектора .

 

Рис. 7

 

На рис. 7 видно, что вектор можно получить как разность векторов и , где т. О – начало координат:

 

= ,

=(х1, у1, z1), =2, у2, z2).

 

Тогда координаты вектора равны разности соответствующих координат конца и начала вектора:

 

=(х2–х1; у2–у1; z2–z1).

 

Расстояние между точками А и В вычислим как длину вектора :

 

|АВ|=| |= .

 

Углом между векторами и назовем наименьший угол, на который надо повернуть один вектор до совпадения его с другим.

 


Записывают ( )= .

Покажем угол между вектором и координатной осью Ох, например. Обозначим этот угол через . Пусть = .


Очевидно, что cos = = .

Обозначим через , , углы между вектором и координатными осями Ох, Оу, Оz соответственно. Тогда

 

cos = , cos = , cos = .

 

Эти формулы определяют направляющие косинусы вектора и полностью задают направление вектора в пространстве. Направляющие косинусы вектора удовлетворяют условию:

 

cos2 +cos2 +cos2 =1.

 

Это равенство легко получить, учитывая, что длина вектора

 

= .

 

В школьном курсе рассматривается еще одна операция над векторами – скалярное произведение векторов.

Скалярным произведением двух векторов называется число, равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними.

Обозначают скалярное произведение векторов и символами

 

× или ( , ).

 

Таким образом, по определению

× = × ×cos ,

 

где – угол между векторами и .

Скалярное произведение обладает следующими свойствами:

1. × = ×

2.

3. ( + = × + ×

4. Если векторы и взаимно перпендикулярны, то их скалярное произведение равно нулю (и наоборот), т. е. ^ × =0.

Условие × =0 поэтому и называют условием перпендикулярности векторов.

5. × = . Отсюда получают правило для вычисления длины вектора:

=

Если известны координаты векторов и , то легко показать, что скалярное произведение равно сумме произведений одноименных координат векторов, т. е. если =(х1, у1, z1) и =(х2, у2, z2), то

 

× 1×х21×у2+z1×z2

 

Условие перпендикулярности тогда примет вид:

 

^ x1×x2+y1×y2+z1×z2=0

 

Пусть, например, даны векторы = (2, –1, 2), = (1, 0, 4), = (3, 4, –1).

Найдем скалярные произведения

 

× = 2 × 1 + (–1) × 0 + 2 × 4 = 10,

× =2 × 3 + (–1) × 4 + 2 × (–1) = 0,

× = 1 × 3 + 0 × 4 + 4 × (–1) = –1.

 

Мы обнаружили, что векторы и образуют прямой угол.

Используя определение скалярного произведения, можно вычислить угол между векторами по формуле

 

.








Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 2943;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.092 сек.