ГИПСОСОЗНАНИЕ 7 страница

Автоматизмы провоцируют, усиливают и удерживают низкий уро­вень сознания. Они вызывают общую усталость, потому что нару­шают единство человека и вызывают бессознательные стремления. В целом автоматические движения препятствуют самоконтролю и высокому уровню сознания и, с другой стороны, способствуют со-ментальной дремоте, состоянию, которое противоположно истинной интеллектуальной и энергетической эффективности.

Все произвольные движения имеют тенденцию превращаться в ав­томатические при многократном повторении. Это невозможно пре­дотвратить, но мы можем воспрепятствовать безраздельному гос­подству автоматизма.

В противном случае, согласно утверждению профессора Далла Нора, мы рискуем действовать как человек, а не как ЧЕЛОВЕК.

Перевоспитание движений

При помощи пробужденного внимания непроизвольным движени­ям можно придать элементы осознанности. Это достигается совер­шением преднамеренных движений. Последние снижают общую утомляемость и в то же время повышают уровень сознания, мен­тальный и волевой тонус. Преднамеренные движения всегда стимулируют самосознание, которому сопутствует осознание себя или своего «Я». Человек психологически помещает себя в свое «Я» и приобретает способность успешно противостоять своим негатив­ным импульсам, внутренним конфликтам и вредному влиянию гете-росугестии. Другими словами, он превращается из антииндивида в индивида.

Преднамеренные движения позволяют преодолевать состояние нервного напряжения, физическое и умственное утомление, контро­лировать проявление эмоций и самое главное - ЖИТЬ В РЕАЛЬ­НОСТИ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА. В то же время они вызыва­ют важные и постоянные изменения в нервно-мозговой структуре человека, позволяющие ему значительно повысить свой интеллек­туальный потенциал как в плане эффективности, так и в плане каче­ства.

Если постоянно и регулярно практиковать преднамеренные дви­жения, можно легко достичь абсолютно ясного мышления, что для большинства является неосуществивым.

Во всяком произвольном движении можно различить три основные стадии: волевое решение, само движение и внутренние изменения, происходящие в результате этого движения. Движение представляет собой замкнутый цикл, берущий свое начало в мозге и «возвращаю­щийся» в мозг. Непроизвольные движения не вызывают никаких вну­тренних изменений, поскольку этот цикл был заранее создан. В зави­симости от того, как мы выполняем движение, мы производим пози­тивное или негативное изменение в нашем мозге. Позитивное вызы­вает состояние пробужденности, а негативное ведет ко сну.

Серия осознанных преднамеренных движений временно устраняет двигательные автоматизмы и расширяет сферу сознания. Мы знаем, что автоматические движения человека включают эмоциональную и инстинктивную мимику, а также жестикуляцию, которые свидетель­ствуют о глубоких механизмах интеграции личности. Произвольные движения также в определенной степени выражают психическое со­стояние человека.

Сознательно меняя наши движения, мы изменяем нашу личность, уничтожая одни механизмы и создавая другие. Эта работа, безуслов­но, требует высокого уровня сознания. В момент выполнения осо­знанных движений, состояния тревоги и страха, эмоциональная де-

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

прессия, робость и другие негативные механизмы исчезают времен­но, а если движения выполняются в течение длительного времени и регулярно, то эти состояния исчезают полностью. Как мы говорили ранее, осознанность движений влияет также на интеллектуальную и энергетическую сферы, значительно проясняя мысли, уменьшая утомление и ослабляя состояние сна.

Техника состоит в том, чтобы двигаться спокойно и преднамерен­но, с полным осознанием выполняемых движений, как если бы для этого необходимо было думать. Благодаря медленным движениям достигается состояние спокойствия, которое говорит о внутреннем равновесии человека. Желательно начать с простых движений, вы­бранных заранее. Их необходимо выполнять непродолжительное время в заранее установленный час.

Прежде чем объяснить, как выполнять некоторые двигательные упражнения, рассмотрим опыт, доказывающий, что в результате осознанных, преднамеренных движений в человеке происходят глу­бокие изменения.

Опыт А

Выберите момент, когда вы очень устали или вам очень хочется спать. Если в таком состоянии осуществлять преднамеренные осо­знанные движения в течение трех минут, то ощущения усталости и сонливости постепенно исчезнут. Очень важно полностью сосредо­точиться на этих движениях и выполнять их спокойно, не спеша.

Опыт Б

Для выполнения данного опыта нужно сесть за стол и положить на него пачку сигарет и коробку спичек. Экспериментатор должен неко­торое время внимательно смотреть на пачку сигарет, после чего мед­ленно и плавно взять ее левой рукой и приблизить к себе, не отводя взгляда, и затем тщательно рассматривать ее со всех сторон, медлен­но поворачивая. Потом, сохраняя полное спокойствие, медленно и преднамеренно вытащите одну сигарету и положите в рот. Возьмите коробок спичек так же медленно и осознанно, как вы взяли сигарету. Медленно выньте спичку и спокойно зажгите сигарету. Раскурите ее, после чего затушите о свою ладонь или запястье. Если вы правильно следовали инструкциям, то будете удивлены тем, что это совсем не больно. Вы почувствуете лишь небольшое жжение, хотя шрам от ожога сохранится. Этот опыт рекомендован тем, кто непременно хочет получить подтверждение сказанному выше. Так же как и в опы­те А, важно полностью сосредоточиваться на своих движениях, пыта­ясь выполнять их максимально совершенно и точно.

Перевоспитание движений

Упражнение 9 Осознанные движения

Ниже мы подробно разъясним технику упражнений, чтобы вы могли как можно лучше их освоить. Вместо специальных двигатель­ных упражнений мы предлагаем работать над теми движениями, ко­торые вы делаете ежедневно. В этом случае не требуется специаль­но выбирать время.

Начнем с самого простого - с ходьбы. Следует пройти расстояние около 300 - 400 метров. Во время ходьбы нужно смотреть вперед и идти несколько медленнее, чем обычно, полностью осознавая совер­шаемые движения, как если бы для ходьбы нужно было бы думать. Необходимо интенсивно чувствовать перемещение, ощущая каждое свое движение. Это упражнение приводит к расслаблению, отдыху и состоянию покоя, а также позволяет восстановить энергию.

Абсолютно все движения можно выполнять сознательно, и поэто­му нет необходимости приводить их перечень. Желательно уделять больше внимания движениям рук, которые более часты. Любые дви­жения руками могут использоваться для этого упражнения. Под­черкнем, что важнейший момент этой техники заключается в том, чтобы движение было очень медленным и совершенным. Не обяза­тельно думать о движении, достаточно иметь ощущение адекватной кинетики. Есть разница между тем, чтобы думать о дыхании и ощу­щать его. Можно чувствовать не думая, как, например, бывает при затрудненном дыхании во время простуды: мы думаем о других ве­щах, но постоянно ощущаем дыхание.

Мы советуем начать с того, чтобы думать о движениях, пока вы не добьетесь адекватного кинетического ощущения, которое обычно достигается при простом уменьшении скорости движений.

Через некоторое время регулярной практики мы заметим, что но­вая форма произвольных движений становится автоматической бла­годаря привычке. Это не должно нас волновать, поскольку через данное изменение мы создали в себе цепь расслабления, самоконтро­ля и пробужденности. Например, изменить походку означает испра­вить и изменить некий автоматизм. В результате мы создаем новую мозговую и нервную цепь, которая коренным образом отличается от автоматической: она родилась из сознательного обучения с помо­щью глубокого размышления и поэтому увеличивает сознательную часть человека, в противоположность прежней цепи, которая обра­зовалась в очень раннем возрасте, когда в человеке главенствовало подсознание. Все, чему мы обучаемся и что исправляем сознательно в результате глубокого размышления, заметно повышает уровень

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

нашего сознания и создает новые нейронные цепи пробуждения бла­годаря волевому решению.

Сознательный ручной труд - наилучшая психотерапия, поскольку стабилизирует психику и вызывает большие позитивные изменения в мозге. Мы можем сказать без преувеличения, что развитие мозга человека в течение его долгой эволюции шло параллельно с разви­тием его способности к ручному труду и что мозг и ручные навыки находятся во взаимодействии и развивают друг друга.

Интересно заметить, что осознанность движений позволяет чело­веку наиболее полно переживать настоящий момент, то есть истин­но существовать, не переносясь в мир фантазий. Онейрическое со­стояние ума, несмотря на физическое бодрствование, в значитель­ной мере исчезает благодаря произвольным движениям.

Таким образом, осознанные движения позволяют человеку повы­сить уровень своего сознания, жить в реальном мире настоящего момента, расслабляться, контролировать себя, добиться максималь­ной эффективности своего интеллекта, увеличить ясность мыслей и повысить ментальный тонус. Техника заключается в ощущении ки­нетики при преднамеренном усилии (без напряжения) по совершен­ствованию любого движения путем более медленного выполнения. Если человек привык двигаться медленно, то данная техника ему не поможет, поскольку его движения будут лишены преднамеренности и осознанности.

Эту технику можно применять регулярно или специально. Регу­лярно - означает ежедневно, в отведенное для этого время, незави­симо от обстоятельств. Специально ее применяют для разрешения какой-то определенной проблемы. Например, если застенчивый че­ловек хочет преодолеть этот недостаток, ему следует намеренно двигаться медленно, когда он находится на людях. Технику можно также применять, когда необходимо достичь особой ясности мысли или преодолеть утомление.

Со временем, при ежедневной практике, создаются новые посто­янные ментальные цепи, что формирует сознательное пробужден­ное состояние, которое становится неотъемлемой частью человека.

Фонация

ФОНАЦИЯ

В этой главе мы рассмотрим некоторые особенности речевого меха­низма, связанные с тем, как голос влияет на уровень сознания человека и таким образом на его ментальное, эмоциональное и нервное состояние.

Будем кратки, поскольку нас интересуют лишь модуляция голоса и произношение, а не устранение дефектов тембра, тона и интенсив­ности голоса. Дадим лишь некоторые общие рекомендации для до­стижения хорошего произношения и модуляции, не углубляясь в рас­смотрение особых случаев. В соответствии с целями нашей работы мы будем искать формулу, с помощью которой можно будет повы­сить уровень нашего сознания во время разговора.

В основе своей устное слово - это звуковая материализация наших мыслей, которые в таком виде могут быть восприняты и осмыслены другими людьми. Чтобы выражать свои мысли, мы должны их очень быстро связывать между собой, упорядочивать и классифицировать, делая это почти одновременно с произнесением слов.

Не вдаваясь в долгие объяснения, определим лишь, что произнесе­ние слов, кроме всего прочего, включает физическое движение, по­этому оно имеет все ранее описанные механизмы движения. Таким образом, слово - это центробежный импульс, который материализу­ется в звуке и приводит к центростремительному изменению.

Качество произносимого слова влияют на ум, затуманивая или, на­оборот, просветляя его. Четкое выражение мыслей и правильное произношение способствуют порядку, ясности и появлению большо­го количества идей. И напротив, небрежная манера говорить пре­пятствует правильному процессу мышления.

Тембр и тон голоса также сильно влияют на нервную систему го­ворящего и слушателя. Одни голоса действуют на нервы, а другие успокаивают.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

Рассмотрим несколько упражнений для улучшения артикуляции. Эти упражнения предназначены не для расслабления, а для подго­товки к голосовому сознанию. Голосовое сознание - единственное упражнение, позволяющее повысить уровень сознания при помощи произносимого слова.

Первый элемент, необходимый для достижения хорошей дикции, -это воздух. Его давление во время произношения должно быть по­стоянным и равномерным, что достигается при помощи диафраг-мального дыхания (упражнение 1, с.68).

Слова произносятся на выдохе, поэтому время выдоха нужно про­длевать и дозировать. Чтобы научиться этому, мы дадим три основных упражнения, которые позволяют регулировать и дозировать воздух.

1. Продление выдоха. Вдох через нос должен быть медленным, мягким, глубоким, бесшумным, равномерным и полным. Пауза. Вы­дох через нос также должен быть медленным, мягким, глубоким, спокойным, равномерным и очень длительным.

2. Вдох - как в предыдущем упражнении. Пауза. Выдох с паузами (порциями) через нос с силой.

3. Медленный и плавный вдох через нос. Пауза. Интенсивный и как можно более длительный выдох через рот.

Как только достигнут контроль за давленим воздушного потока, необходимо заняться тренировкой органов, участвующих в артику­ляции, таких, как язык, губы, челюсть и мягкое небо.

Хотя можно тренировать каждый из этих органов по отдельности, мы предпочитаем обобщить и использовать упражнения, охватыва­ющие весь речевой механизм.

Упражнения для дикции

1. Читайте беззвучно, двигая губами, языком и челюстью, как при чтении вслух. Чтобы добиться волевого контроля над фонацией, дви­жения должны быть несколько утрированными. После того как вы в течение некоторого времени выполняли это упражнение беззвучно, начните выполнять его вслух, так же преувеличивая движения.

2. Говорите громко, зажав в зубах карандаш и стараясь добиться как можно более чистого и ясного произношения.

3. Выберете любую тему и говорите громко, по слогам, с преуве­личенной артикуляцией. Говорить по слогам означает делать ма­ленькие паузы между слогами, благодаря чему слова приобретают

Фонация

гораздо большую ясность. Паузы при этом должны быть настолько короткими, чтобы вызывать положительное впечатление у слушате­ля И чтобы слова не казались растянутыми.

4. Громко произносите скороговорки, добиваясь совершенного произношения и модуляции.

Эти упражнения служат тренировкой для выполнения основного упражнения ( речевое сознание). Речевое сознание - это особый способ произношения, обеспечивающий все преимущества знакомо­го нам высокого уровня сознания.

При выполнении любого упражнения требуется неукоснительно следовать указаниям.

Упражнение 10 Речевое сознание

Чтобы добиться речевого сознания, необходимо выполнять три ос­новных условия:

1. Говорите по слогам.

2. Имейте правильную и сознательную артикуляцию.

3. Чувствуйте артикуляцию.

Мы уже объясняли, как говорить по слогам и что такое правиль­ная артикуляция. Когда мы говорим, что артикуляция должна быть сознательной, это означает, что необходимо исключить речевой ав­томатизм, заменив его фонацией более высокого качества. Это до­стигается в результате выполнения упражнений для дикции.

Чувствовать артикуляцию означает постоянно удерживать мысль о кинетике голосового аппарата. Для этого вначале требуется сосре­доточивать свое внимание на движениях рта и губ.

Упражнение можно выполнять в любой момент, когда вы что-ли­бо говорите, будь то обычная беседа или публичное выступление.

Может показаться, что сознательная артикуляция может отвле­кать от мыслей, нарушая их естественный ход. Однако, начав выпол­нять это упражнение, вы с удивлением обнаружите прямо противо­положное: ум проясняется, идеи лучше связываются и мыслительная эффективность повышается. Это происходит благодаря тому, что при повышении уровня сознания мышление пробуждается и прояс­няется.

Это упражнение особенно рекомендуется при необходимости об­щения с людьми, которые вызывают чувство страха, или просто для

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

достижения спокойствия, расслабления и самоконтроля при любых обстоятельствах.

В первую минуту публичного выступления необходимо начать с того, чтобы сосредоточиться лишь на артикуляции, не придавая осо­бого значения тому, что говорится. Это быстро прояснит ваш ум и позволит мыслям течь свободно. Повышение уровня сознания про­исходит не сразу, а постепенно, поэтому максимального уровня со­знания можно достичь не ранее чем через 3-4 минуты после нача­ла осознанной речи. Позднее мы вернемся к другим аспектам фона­ции, позволяющим решать конкретные проблемы.

Осознание своего «Я»

ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО «Я»

«Я»

Осознание своего «Я» - чрезвычайно сложное явление. Его мож­но добиться при помощи упражнений, описанных ранее, или же не­посредственно создав ощущение «Я». Осознание «Я» означает чув­ствовать собственную сущностную индивидуальность (то, чем чело­век действительно является и что отличает его от всех остальных людей). Эта сущностная индивидуальность не имеет ничего общего ни с личностью, ни с телом, ни с интеллектом, ни с эмоциями. Ее также нельзя назвать состоянием самосознания, хотя она и основы­вается на нем. Осознание своего «Я» - гораздо более глубокое и об­ширное понятие.

Известно, что в течение дня у нас иногда бывают моменты само­осознания (но они редки) и периоды «самонеосознания». Например, когда начальник внезапно делает выговор на виду у всех сослужив­цев одному из своих подчиненных, тот внезапно пробуждается, осо­знает себя, одновременно с этим чувствуя стыд, страх, разочарова­ние и неловкость.

Давайте вспомним, что мы говорили о «Я» в прошлых главах: «Я» - это то, что принадлежит сущности человека, «мы» - это то, что не принадлежит ей.. У всех людей есть свое «Я», но обычно оно не участвует в работе интеллекта. К тому же это «Я» неразвитое, не­зрелое, маленькое, хрупкое и астеничное»

Что произошло со служащим, которому начальник сделал выго­вор? Почему он почувствовал себя так неудобно, глупо и беззащит­но? Проанализируем эту ситуацию более подробно. Человек рабо­тал как обычно' его «Я» спало, а его «мы» бодрствовало. Внезапно он оказывается в центре всеобщего внимания, вынужден пассивно выслушивать начальника и испытывает эмоциональный шок. Его спавшее «Я» вдруг просыпается (любой эмоциональный шок «стря-

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

хивает» с человека обычное состояние сна) и вытесняет «мы» из со­знания. В этот момент человек ясно видит себя, то есть свою подсоз­нательную структуру «мы», и отождествляет себя с ней. Он чувству­ет себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видит себя таким, какой он есть на самом деле, а не каким хочет казаться. (Сло­во «личность», по-гречески «просопон», означает «театральная ма­ска»).

«Я» скрыто под густой вуалью личности, не позволяющей челове­ку познать самого себя (познать свое «Я»). Известно, что в толпе человек ведет себя гораздо более спонтанно и демонстративно, чем когда он один. Нам нравится знакомиться и общаться с людьми, ве-' дущими себя спонтанно, поскольку они кажутся более человечными и приятными. Однако спонтанность - это результат хорошо отла­женного автоматизма. Человек способен на спонтанную реакцию в обществе лишь если его социальные автоматизмы отлично функци­онируют. Когда человек оказывается в ситуации, на которую он не готов отреагировать «автоматически», спонтанность поведения про­падает. По сравнению с животными человек наименее спонтанен, и от них его отличает именно способность к глубокому сознательному размышлению. Так, животные и дети абсолютно спонтанны, но это не означает, что у детей больше человеческих качеств.

То, что мы обычно считаем «спонтанностью», на самом деле явля­ется ее противоположностью, поскольку в действительности это компульсивная реакция, являющаяся лишь результатом преоблада­ющих автоматизмов. Истинные общение и эмоции не бывают спон­танными, им нужно учиться. При первых попытках тренировки со­знания своего «Я» неизбежна некоторая неестественность. Это про­исходит потому, что человек учится по-новому себя вести, думать и реагировать. Таким образом, самоосознание лишает человека есте­ственности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и дей­ствовать от имени «Я», а не от имени личности. Не каждый может достичь осознания своего «Я», этого добиваются лишь те, кто дейст­вительно хочет быть настоящей индивидуальностью.

Самосознание - это отождествление человека со своим «Я», явля­ющимся точкой соединения прошлого и будущего. Сознание «Я» оз­начает также отказ от отождествления со своим восприятием, эмо­циями и мыслями, не связанными с истинным «Я». Это не имеет ни­чего общего с эгоизмом, поскольку представляет собой явление ментального характера, не связанное ни с эмоциями, ни с инстинкта­ми. Мы имеем в виду не то «Я», которое говорит: «я хочу эту маши­ну», «я хочу фруктов» или «я хочу сигарету», «я в отчаянии» или «я

Осознание своего «Я»

счастлив». Наше «Я» - чистый и абстрактный разум, который на­блюдает, познает, анализирует и делает выводы.

Человек не может быть эгоистом, если его разумом управляют действительно сознательные и разумные элементы, без собственни­ческих инстинктов, которые обычно определяют поведение людей. С точки зрения истинного значения «Я», мы неверно употребляем слово «эгоизм». Настоящий эгоист - это человек, который сущест­вует не как индивид, а как «антииндивид», поскольку все его жела­ния направлены на удовлетворение компульсивных потребностей и питание его ложного «я», которое, как ненасытный идол, требует слепого поклонения и приношения в жертву духовного «Я».

Обычно человек отождествляется со всем, что попадает в поле его внимания, особенно когда это производит на него сильное впечатле­ние. Логично, что такое отождествление приводит к потере самоосо­знания. У человека, отождествляющегося с происходящим, или, дру­гими словами, проецирующего свое «Я» на происходящее, любое не­приятное происшествие вызывает потрясение. Зритель невольно превращается в актера, хотя физически он не участвует в событии. Истинное «Я» является мыслителем и всегда должно им оставаться, в противном случае оно перестает быть «Я» и превращается в «мы».

Рассмотрим интересный факт, который может значительно прояс­нить явление отождествления. С точки зрения психики, главнейшее отличие состояния сна от состояния бодрствования заключается в том, что бодрствующий человек сохраняет в определенной степени способность отделять себя от своего воображения для того, чтобы наблюдать за ним и анализировать его. Если же человек спит, он полностью теряет способность наблюдать за калейдоскопом своего воображения и превращается в актера, втянутого в действие. Это полностью совпадает с нашей теорией уровней сознания, так как ес­ли бы человек был полностью пробужден, он смог бы наблюдать, контролировать и управлять деятельностью своего воображения, чего на практике не происходит. Именно днем, когда человек, каза­лось бы, находится в состоянии бодрствования, он постоянно теряет способность быть наблюдателем и эмоционально отождествляется с событиями, непосредственно его не затрагивающими. Превращение зрителя в актера всегда происходит из-за проекции его «Я» на про­исходящее. Таким образом, сон можно определить как проекцию «Я» на подсознание. Периоды сна и бодрствования характеризуются чередованием проекций «Я», которое в течение дня проявляется (хо­тя и слабо) в сознании, а во время сна - в подсознании. В действи­тельности наше «Я» почти не видит реальный мир, поскольку оно обычно находится в подсознании. Чередование проекций «Я» обес-

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

печивает необходимый гомеостатический баланс организма при пе­реходе от состояния возбуждения (бодрствования) к стабилизации (сну).

Некоторые психиатры утверждают, что ночной сон - необходимое бегство от реальности. Точнее сказать, сон - это временное исчезно­вение «Я», которое в этот момент проецируется на подсознание, чтобы поддержать и укрепить вегетативные функции организма. Без этих функций жизненный тонус значительно бы снизился. Но что происходит с ребенком, у которого еще нет «Я»? Движущая сила «Я», или динамическая энергия, которая является основой формиро­вания «Я», - это порождающая сексуальная энергия (энергия, а не секс). Таким образом, ребенок имеет исключительно либидинальное «Я» (сформированное из либидо), которое проецируется на подсо­знание, или на бессознательное, чтобы укрепить слабый организм. Ребенок спит намного больше, чем пожилой человек, организм ко­торого уже изношен. Либидо обеспечивает строительный материал для построения «Я», но когда «Я» достигает своей зрелости, оно ока­зывается связанным с инстинктивной энергией не более, чем дерево связано с семенем.

Как достичь осознания «Я»? Оно приобретается постепенно в ре­зультате отказа от некоторых вредных привычек. Среди них на пер­вое место можно поставить привычку делать несколько дел одно­временно и особенно привычку проецировать «Я» на прошлое или будущее, позволяя воображению блуждать. Необходимо все делать по порядку, одно дело за другим, полностью сосредоточивая свое внимание на настоящем моменте. В то же время необходимо отде­лять восприятие внешнего мира от своего «Я». Например, при про­смотре фильма попытайтесь сохранять мысль: «Я» смотрю этот фильм». Обсуждая что-то интересное, наблюдая какое-то особенно впечатляющее событие, читая книгу, принимая пищу, человек дол­жен всегда осознавать: «Я это делаю». Необходимо стараться не те­рять «Я», то есть не терять осознания своей сущности.

Восприятие внешнего мира должно происходить одновременно с «самовосприятием», человеку следует воспринимать себя как некую ментальную сущность, отделенную от окружающего. «Я» должно быть здесь, а все внешнее - там. В этом и заключается осознание «Я».

Приведенный ниже рисунок (рис.10) поможет вам добиться осо­знания «Я». Следует ежедневно смотреть на рисунок в течение не­которого времени. Это упражнение позволяет достичь состояния расслабленности, собранности и спокойствия и со временем произ­вольно добиваться осознания «Я» в любой момент дня.

Осознание своего «Я»

Упражнение 11 Осознание «Я»

Установите рисунок 10 на столе на расстоянии 50 - 80 см перед со­бой так, чтобы было удобно на него смотреть. Затем соедините кон­чик среднего и большого пальцев левой руки и сохраняйте это поло­жение в течение всего упражнения. Сделайте несколько глубоких вдохов через нос, медленно и плавно выдыхая воздух через чуть при­открытый рот. После этого сосредоточьте все свое внимание на цен­тре рисунка с надписью «Я», удерживая на нем взгляд приблизитель­но в течение 3-5 минут. Если возникает сонливость, это не должно вас беспокоить. Данное упражнение можно повторять любое коли­чество раз в день.

После выполнения этого упражнения на протяжении некоторого времени (минимум 30 дней), вы сможете произвольно в течение дня вызывать состояние осознания «Я» уже без рисунка, просто соеди­няя пальцы, как было указано ранее. Это можно делать в любой мо­мент, независимо от выполняемой вами деятельности. Единствен­ным требованием является иметь свободную левую руку.

Это упражнение вызывает расслабление, отдых, спокойствие, равновесие и повышение уровня сознания.

Рис. 10

(Смотрите последнюю страницу книги)

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ РАЗМЫШЛЯТЬ

Поведение, основанное на истинном понимании, - одно из самых существенных достижений, к которому может стремиться человек. Значительная часть личности большинства современных людей сформирована бессознательными неразумными механизмами, явля­ющимися результатом социальных условий, имитации и внушения.

Как мы знаем, личность - это механизм, позволяющий человеку приспособиться к окружающей среде. К сожалению, это приспособ­ление не всегда разумно. Олпорт утверждает: «...В сфере личности не все формирующие ее структуры разумны. Многие из них, как мы говорили ранее, представляют собой сложные клише и ставшие сте­реотипами привычки, посредством которых человек прокладывает себе дорогу в жизни, где психологическая среда слишком сложна для понимания».

Интеграция личности является организацией различных ее меха­низмов в объединение более высокого порядка. Олпорт подчеркива­ет, что этот процесс происходит частично: «Многие жизненные пе­реживания (возможно, большинство из них) никогда не интегриру­ются адекватно: человек временно адаптируется к происшедшему, а через некоторое время о нем забывает. Человек ассимилирует лишь малую часть пережитого опыта. Мы постоянно встречаемся с новы­ми ситуациями, на которые реагируем, однако не всегда включаем свою реакцию в постоянную структуру нашей личности. Скорее мы позволяем нашим прежним привычкам или нашей ранее сформиро­ванной позиции и чертам характера реагировать самим по себе. Мы не утруждаем себя попыткой изменить наши интеграции, чтобы по­нять новые детали окружающего нас мира или новые истины, кото­рые мы обнаружили. Этот факт исключительно важен. Обычно по-

Использование способности разъышлятъ

ведение людей складывается из их неадекватных привычек, сте­реотипных идей и пустых слов. Большинство людей извлекает гораздо меньше пользы из своего опыта, чем им кажется. Существу­ет мощная инерция процесса интеграции. Многие довольствуются небольшим количеством общеупотребимых привычек, некоторыми политико-экономическими догмами, суевериями и набором словес­ных штампов. Если только у человека не появится сильное желание сломать свою привычку или изменить нежелательную черту харак­тера, если требования жизни не будут настолько настойчивыми, что уже невозможно будет использовать свой ранее накопленный багаж, если по какой-то причине образ мыслей человека не станет гибким, а дух открытым, то его личность всегда будет продолжать использо­вать свои грубые, но доступные ресурсы, которые у нее уже есть и при помощи которых она реагирует на изменяющиеся условия жиз­ни, избегая таким образом необходимости осуществлять интегра­цию».








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 645;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.037 сек.