ГИПСОСОЗНАНИЕ 3 страница

Причины и следствия низкого уровня сознания

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ НИЗКОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

Основной причиной низкого уровня сознания бесспорно является недостаточное развитие «Я». Его развитию препятствует множество разнообразных факторов, которые мы рассмотрим далее. Вспом­ним, как мы определяли «Я»:

«Я» - это совокупность всего, чему человек научился в результате сознательного глубокого размышления. «Я» человека, в отличие от «мы», - это все то, что принадлежит сущности человека.

Назовем человека с развитым и зрелым «Я» ИНДИВИДОМ, а че­ловека, имеющего только «мы», - АНТИИНДИВИДОМ.

Проследим ряд соответствий.

Сознательное глубокое обучение - «Я» индивид - высокий уро­вень сознания.

Неосознанное обучение - «мы» антииндивид - низкий уровень со­знания.

Антииндивид - это естественное следствие гипнотического подчи­нения человека моделям поведения группы. В результате гедонисти­ческого отношения к жизни человек избегает размышлений о том, что выходит за рамки его привычных представлений. Гораздо легче подчиниться воле толпы и принять ее вкусы, привычки и обычаи, чем создать собственную систему ценностей. Антииндивид безро­потно подчиняется диктату большинства и теряет психологическую автономию. Таким образом он превращается в винтик гигантской машины. Антииндивид ленится думать, не любит глубоко размыш­лять или анализировать. Его мысли беспорядочны. Он не способен формировать собственные представления о жизни, о человеческих взаимоотношениях и о Боге. Он не раздумывая проглатывает догмы различных религий, философских учений или политических движе-

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

ний. Он слепо принимает то, что утверждает наука. Например, если наука считает телепатию обманом, он этому безоговорочно верит. Любой человек с университетским дипломом является для него бес­спорным авторитетом. Он озабочен тем, что скажут люди, и в своем поведении ориентируется на мнение окружающих. Он не способен отличить интеллектуальные знания от веры. Он упрямо отстаивает свою точку зрения лишь потому, что «уверен, что это так».

Антииндивид является одновременно и причиной, и следствием низкого уровня сознания. Говоря о механизме сознания, трудно про­вести четкую грань между причиной и следствием, поскольку они влияют друг на друга.

Например, следующие два утверждения одинаково верны: «анти­индивид - результат низкого уровня сознания», «низкий уровень со­знания есть результат того, что человек является антииндивидом».

Возникает вопрос: что первично? Является ли низкий уровень со­знания результатом того, что человек - антииндивид? Или же он становится антииндивидом вследствие низкого уровня сознания?

В действительности первичным является низкий уровень созна­ния. Ранее мы говорили, что сознательное глубокое изучение со­здает зрелое «Я». Однако как человек может сознательно и разум­но приобретать знания, если у него отсутствует зрелое «Я»? Опре­деленные личные качества в детстве в совокупности с позитивны­ми обстоятельствами способствуют пробуждению сознания и по­вышению его уровня. Однако данные факторы находятся вне об­щепринятых социальных и культурных норм. Например, замкну­тый ребенок, который мало общается со своими сверстниками, склонен к большей наблюдательности и размышлению и может бо­лее глубоко рассуждать обо всем, что проникает в его сознание. Подобное интенсивное использование высших интеллектуальных способностей в раннем возрасте способствует формированию «Я». Оно быстро развивается, если ребенок настойчиво продолжает анализировать окружающий мир. Самые важные элементы фор­мирования высокого уровня сознания закладываются в детстве и юности, когда в жизни много перемен и впечатлений. При этом важно, чтобы у ребенка формировались определенные черты ха­рактера и родители умели поощрять его инициативу и удовлетво­рять любознательность.

Использование специальных методов при обучении детей в шко­лах позволило бы научить их достигать высокого уровня сознания. Но это означает, что руководители системы образования прежде всего сами должны понять, что такое бодрствование, и достичь это­го состояния.

__________Причины и следствия низкого уровня сознания

Система образования устроена таким образом, чтобы дать детям знание, но она не учит понимать эти знания. Детей заставляют изу­чать сложные предметы, не научив сначала думать.

Чтобы объяснить механизм приобретения знаний, уточним снача­ла некоторые понятия, значение которых слишком широко. Дадим более точное и полное объяснение некоторых слов и будем отличать их от общепринятых значений, с помощью которых невозможно описать высшие механизмы мышления.

ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ - не одно и то же. Человек может знать, не понимая, но не может понимать, не зная. Понимание - это окон­чательный результат знания, позволяющий человеку прийти к твер­дым и глубоким выводам, становящимися неотъемлемой частью его разума. Понимание - совершенная форма знания. Знать - означает иметь поверхностное представление о чем-то, хранить в памяти ин­формацию. Человек, который знает, может оперировать только го­товыми понятиями, а тот, кто понимает, может иметь свои собствен­ные суждения. Антииндивид знает, а индивид понимает.

Известно, что любой процесс глубокого понимания позволяет ус­воить определенные элементы познаваемого, которые никогда не забываются. Например, правильное понимание теории относитель­ности формирует ясное представление в уме человека, которое на­всегда останется в распоряжении его интеллекта. Знание ограничен­но, поскольку не дает представления о целом. Понимание позволяет сравнивать и связывать различные вещи, что помогает углублять, расширять и совершенствовать понятия.

ДУМАТЬ и РАЗМЫШЛЯТЬ - не одно и то же. Размышление -это процесс глубокого понимания, осуществляемого в состоянии высшей пробужденности. Все люди думают, но лишь немногие раз­мышляют. Мышление обычных людей - это беспорядочная, неяс­ная, непроизвольная ментальная деятельность, в процессе которой человек попадает под власть собственного воображения. Можно сказать, что он не думает, а вынужден думать. Им руководят пред­рассудки, предубеждения, эмоции, инстинкты и страсти. Размыш­ление - это высший тип умственной деятельности, при которой че­ловек намеренно и сознательно использует свои умственные спо­собности.

Ясность мышления, присущая очень немногим людям, является следствием размышления. Невозможно думать с ясностью. Мы зна­ем, что обычное ментальное состояние человека запутанно, неясно и туманно даже тогда, когда он решает очень сложные задачи.

Таким образом, понятию «думать» соответствует «знать», понятию «размышлять» - «понимать».

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

Логика дает нам необходимые элементы для эффективного ис­пользования мышления. К сожалению, она не позволяет исправлять ошибки, вызванные неправильными идеями. Обычное мышление ос­новано на неясных и ошибочных понятиях. В действительности мы ясно мыслим только в исключительных случаях.

Неумение управлять интеллектуальными способностями - одна из основных причин низкого уровня сознания.

Другая причина — явление «отождествления». Отождествление -это поглощение сознания человека какой-либо идеей, событием, внутренним состоянием, зрительным образом, звуком или выполне­нием определенных физических движений.

Отождествление ведет непосредственно ко сну. Пробудиться - оз­начает суметь избавиться от отождествления с идеей, событием, внутренним состоянием, зрительным образом, звуком или выполне­нием определенных физических движений.

Представим сознание человека как некую силу, которую можно отделить от него. Ее можно символически изобразить в виде резино­вого шара, приклеенного ко лбу. Если этот шар есть, то человек со­знателен, другими словами, уровень его сознания более или менее высокий.

Например, человек спокойно сидит дома в кресле и ничем осо­бенно не занят. Вдруг от удара камня разбивается окно. Резино­вый шар (сознание) мгновенно отлетает к происходящему и воз­вращается с сенсорной информацией, которая не может быть правильно воспринята человеком потому, что он бессознателен, то есть его способность оценивать ситуацию временно отсутст­вует. Он сильно вздрагивает потому, что сознание не успело к не­му вернуться до того, как он получил эту сенсорную информа­цию. Это типичный пример отождествления или проекции «Я». Таким образом, этот человек «объединился» с внезапно разбив­шимся стеклом и «стал частью» происходящего, поэтому его чув­ства были особенно интенсивными. Отождествление превращает человека из зрителя в актера, из-за чего он легко теряет спокой­ствие.

В повседневной жизни мы часто встречаемся с проблемами и со­бытиями, которые не имеют к нам прямого отношения, но тем не ме­нее оказывают на нас глубокое эмоциональное воздействие. Чем больше мы бываем отождествлены с какой-либо проблемой, тем больше мы оказываемся взволнованными.

Приведем обычный пример. Мы видим на улице человека, упавше­го без сознания. Это нас затрагивает, не более. Но если этот человек окажется нашим родственником, то мы, безусловно, очень расстро-

__________Причины и следствия низкого уровня сознания

имея. Благодаря глубокой эмоциональной связи, наше отождествле­ние будет намного сильнее.

Чем меньше мы отождествляем себя с какой-либо ситуацией, тем яснее мы рассуждаем. Например, легко советовать другому, как раз­решить его проблему. В то время как сам он ее не может ясно видеть из-за своего отождествления с ней, со стороны решение кажется очевидным. Но если бы это была наша проблема, возможно, мы не смогли бы найти правильного решения.

Понимание отождествления является ключом к достижению со­стояния спокойствия. Далее мы рассмотрим некоторые методы, поз­воляющие это достичь.

Порочный круг, образующий и поддерживающий низкий уровень сознания, состоит в том, что для этого уровня характерны опреде­ленные психические состояния, которые, в свою очередь, не дают человеку пробудиться.

Внутренние конфликты не позволяют человеку видеть реаль­ность, что удерживает его сознание на низком уровне. Комплексы, разочарования, подавление эмоций и неврозы - смертельные враги сознания.

Привычки также являются серьезным препятствием для достиже­ния высокого уровня пробужденности, поскольку они снижают осо­знанное внимание, которое должно быть присуще нашим действиям.

В сущности, неспособность к пробуждению представляет собой нарушение функций разума. Строго говоря, абсолютно нормальных людей не существует, поскольку все так или иначе подвержены вли­янию бессознательных импульсов.

Любое нервное расстройство является отклонением умственной функции, которое нарушает нормальную деятельность мозга.

Человеку вполне достаточно его способности к рассуждению, что­бы контролировать свои отрицательные эмоции и состояние чрез­мерного нервного напряжения. Тем не менее в жизни мы видим, что очень умные люди обладают не большим самоконтролем, чем люди с низким уровнем интеллекта.

Низкий уровень сознания (полусон) часто представляет собой продолжение той утробной стадии развития, когда плод спал, ему было удобно и безопасно. Травма рождения, связанная с резким от­делением плода от матери, часто сохраняется и во взрослом состоянии. Это выражается в том, что большая часть личности за­держивается на детском уровне. Такой человек никогда не взросле­ет и постоянно ищет замену образа матери.

Личности простые, со скудным опытом, как правило, оказывают­ся более уравновешенными и стабильными.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

Человек с низким уровнем сознания подвержен чрезмерному нервному напряжению, плохо контролирует себя, быстро устает, ему бьшает труд­но сосредоточиться, у него низкая работоспособность.

В следующей главе, посвященной сознанию и подсознанию, мы уг­лубим и расширим некоторые понятия, которые еще полнее раскро­ют причины низкого уровня сознания.

Сознание и подсознание

СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ

Мы знаем, что наш разум состоит из сознательной и подсознатель­ной частей. Он словно айсберг, большая часть которого находится под водой и лишь малая - на поверхности. Большая часть, к которой мы не имеем сознательного и свободного доступа - это как будто другой человек внутри нас или незнакомое, загадочное, сложное и не подчиняющееся логике существо.

Для простоты не будем разграничивать подсознательное и бессоз­нательное, поскольку различие между ними состоит только в степе­ни пробужденности.

Сознательное и бессознательное мышление имеют ярко выражен­ные отличия и особенности. Рассмотрим некоторые из них.

Сознательное мышление.

1. Подчинено правилам логики.

2. Способно четко различать хорошее и плохое.

3. Подчинено социальным нормам, независимо от того, чего это стоит человеку.

4. Руководствуется чувством долга.

5. Основано на размышлении и самовыражении.

Бессознательное мышление.

1. Следует собственной логике, которая не подчиняется силлогиз­мам и принципам причины и следствия.

2. Не имеет развитой способности к дифференциации.

3. Нацелено только на собственное психофизическое благополу­чие и не считается с возможными последствиями поведения человека для окружающих.

4. Руководствуется принципом удовольствия.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

5. Основано на эмоциях и развивается в результате их подавления.

Несмотря на то что сознание и подсознание представляют собой две различные личности в человеке, между ними, как уже было ска­зано, не существует четкой границы. В нашем мозге они действуют одновременно. Продукт умственной деятельности появляется вслед­ствие смешения элементов сознания и подсознания. Например, ког­да мы принимаем какое-либо решение, мы не знаем, до какой степе­ни на этот интеллектуальный процесс повлияли импульсы подсозна­ния и подсознательно приобретенный опыт.

Вторжение бессознательного мышления, которое, как мы видели, не подчинено законам логики и суждения, может серьезно помешать интеллекту познать истину. Часто люди считают истиной то, что не имеет с ней ничего общего.

Уместно спросить, может ли человек знать, являлась ли его мысль сознательной или бессознательной. Даже при поверхностном рас­смотрении этого вопроса можно столкнуться с непреодолимыми трудностями. Может ли мыслитель при помощи собственных инст­рументов познания оценить свои способности к анализу?

Определить способности других также трудно, поскольку анализи­рующий должен сначала оценить уровень своего сознания.

Можно ли рассматривать вторжение подсознания как функцио­нальное нарушение или его следует считать нормальным, естествен­ным и необходимым явлением?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к нашему разделению лю­дей на «индивидов» и «антииндивидов» и к вопросу достижения уровня супрасознания.

У человека есть относительная свобода выбирать, чего он хочет достичь в жизни. Мы не должны судить, критиковать или обвинять тех, кто прозябает в невежестве, не стремясь к самопознанию. Не­возможно, чтобы все были одинаковыми. Есть индивиды, антиинди­виды, гении, глупцы, лентяи и т. п.

Для тех, кому безразлично познание Истины, низкий уровень со­знания - нечто нормальное и естественное. Но те, кто считает сво­им долгом превзойти себя и достичь полной самореализации и зрело­сти, должны понимать, что им необходимо преодолеть расстройство подсознания.

Так же как существуют «антииндивиды», существуют и «антилю­ди», уровень сознания которых мало отличается от уровня сознания животных. Согласно нашей теории об уровнях сознания, именно со­знание отличает человека от животного. Человеческие качества ни­как не зависят от интеллекта. Можно встретить людей с блестящим умом, имеющих ярко выраженные животные наклонности. В рома-

Сознание и подсознание

не Роберта Льюиса Стивенсона «Странный случай с доктором Дже-килем и мистером Хайдом» символически изображена животная ос­нова нашего бессознательного.

Подсознание, как ребенок, не является ни хорошим, ни плохим, просто ему не хватает способности к суждению. Оно легковерно и быстро поддается внешнему влиянию и внушению. В определенной степени подсознание - это продолжение нашего детства. Где тот ре­бенок, которым каждый из нас был когда-то? Обычно мы считаем, что детство осталось в прошлом, уступив место зрелости. Тем не ме­нее ребенок жив, но находится в латентном состоянии, он просто ус­нул благодаря воспитанию и образованию. В момент какого-либо на­пряжения ребенок вновь просыпается и начинает управлять мозгом, заставляя человека поступать неразумно, повинуясь детской реак­ции на страх, гнев или любовь. Если мы действительно хотим стать взрослыми, эмоционально и интеллектуально зрелыми, то должны воспитать и научить дисциплине этого ребенка.

Мы не осознаем, до какой степени мы все еще дети, играющие сво­ей жизнью, избегающие реальности, ищущие укрытия в объятиях символической матери, усыпленные своими детскими фантазиями.

Редко кто способен воспринимать жизнь такой, какая она есть, смотреть в лицо реальности, не погружаясь в воображаемый мир, созданный по своему вкусу, как это делает испуганный ребенок, столкнувшийся с огромным миром, чтобы смягчить ощущение одиночества, беспомощности и беззащитности. Только истинно взрослый человек способен жить в реальности и принимать мир таким, каков он есть, не приукрашивая его, чтобы было легче жить.

Этот ребенок играет с нами злые шутки, влияя на наши сознатель­ные планы. От него в значительной степени зависят наше здоровье, процветание и успех. В приступе страха неразумный ребенок может ослепить нас, сделать немыми, парализовать или, напротив, дать нам здоровье.

Он может систематически препятствовать нам зарабатывать день­ги, а может и помогать. Если наши планы вызывают у него интерес, мы непременно добьемся успеха. Если же они ему безразличны, то мы будем продвигаться черепашьим шагом или вообще остановимся.

Как это ни парадоксально, но это неразумное существо различными способами управляет большей частью нашего мозга. Оно знает больше, чем наше сознательное «Я», и представляет собой тот «архив», где хра­нятся все происшедшие с нами события, все мимолетные ассоциации и подсознательные наблюдения. Мы ничего не можем сделать без разре­шения и помощи нашего подсознания. Если оно не одобряет какое-то из

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИр

наших предприятий, мы непременно потерпим неудачу, а если оно нас поддерживает, мы обязательно добьемся успеха.

Существуют доказательства тому, что некоторые серьезные фи­зические заболевания могут быть вызваны подсознанием, которое по-детски пытается избежать определенных неприятных ситуаций.

Многие психосоматические заболевания возникают, когда человек пытается избежать того, что глубоко задевает его. Уходя таким об­разом от реальности, он ищет оправдание болезни.

Власть подсознания над нашей жизнью настолько сильна, что не­которым людям кажется, будто достичь определенных вещей им по­могает вера в какого-нибудь святого. Действительно, если мы глубо­ко, истинно и искренне во что-то поверим, то этим добьемся содей­ствия нашего подсознания.

Приведем цитату о глубокой вере из книги доктора Джона Файфе-ра «Человеческий мозг»:

«Добровольного участника эксперимента гипнотизируют и гово­рят, что к его руке прикоснутся раскаленным железом. Он готов к самому худшему, и оно происходит. Даже если гипнотизер вместо раскаленного железа касается руки карандашом, пальцем или ку­сочком льда, эффект будет тот же. Испытуемый вскрикивает от боли и отдергивает руку. Ожидание ожога настолько велико, что прикосновение производит в организме такие же изменения, что и при настоящем ожоге. В месте «ожога» возникает настоящий вол­дырь, болезненный и долго не заживающий, словно он вызван ре­альной причиной».

Это явление обусловлено исключительно воздействием подсозна­ния на организм. Состояние гипноза, как мы объясним далее, состо­ит в насильственном помещении сознания человека на очень низкий уровень.

Рассмотрим еще более интересное явление. Если человеку под гипнозом внушили, что когда к нему прикоснутся пальцем, это обо­жжет его как раскаленным железом, то даже после окончания гип­ноза он получит ожог, несмотря на то что бодрствует и находится в полном сознании. Этот человек - жертва непреодолимого воздейст­вие своего подсознания.

Поняв, что это воздействие обусловлено только силой убежденно­сти, мы ужаснемся тому, насколько велико влияние веры, если она достаточно глубока.

Рассмотрим, что происходит при высоком уровне сознания. Мен­тальная деятельность, контролируемая подсознанием, уменьшается, в то время как доля сознательного мышления увеличивается. Други­ми словами, повысить уровень сознания означает дать сознание под-

Сознание и подсознание

знанию. То есть мы можем держать нашего ребенка под контро-ем и управлять им до тех пор, пока сохраняем высокий уровень со-нания. Это одна из целей гипсосознания. Придавая исключительное значение взаимодействию сознания и

подсознания, рассмотрим роль гипноза в сохранении низкого уровня

сознания.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

ГИПНОЗ

Гипноз обычно считают чем-то далеким и не имеющим прямого отношения к нашей жизни. Это слово ассоциируется у нас со сценой, на которой «фокусник» заставляет кого-нибудь из публики совер­шать нелепые вещи. Человек не допускает мысли, что он сам вовле­чен в различные гипнотические явления. В сущности, гипноз состав­ляет неотъемлемую частью нашей психической жизни с момента рождения.

Не имея научных знаний о гипнозе, люди считают, что в нем участвует только гипнотизер и гипнотизируемый, причем последний временно теряет волю и рассудок. Такое представление верно лишь в случае сознательного и намеренного гипноза.

Чаще всего гипноз - это спонтанный процесс, происходящий под действием определенных гипнотических элементов или в результате неосознанного влияния некоторых людей.

Гипноз - это эмоциональная реакция, вызывающая определенные психофизические изменения. Существует два основных эмоциональ­ных состояния, которые доктор Вальтер Гесс (лауреат Нобелевской премии 1949 года по медицине за исследования в области мозга) на­звал «эрготропным» и «трофотропным». Эрготропное состояние со­ответствует раздражающим эмоциональным реакциям, для которых характерно возбуждение симпатической нервной системы. Трофо-тропное состояние соответствует стабилизирующим эмоциям, основная роль в которых принадлежит парасимпатической нервной системе.

Любой гипнотический процесс можно отнести либо к возбуждаю­щей, либо к стабилизирующей эмоциональной реакции. Самое элементарное гипнотическое состояние человек испытывает еще в младенчестве, когда получает ласку от кормящей матери. Это вызы-

_______________________________________________Гипноз

ает у него состояние расслабления и регулирует его органические процессы. Сбалансированное соотношение между расслабляющими и раздражающими стимулами является ключом к нормальному раз­витию личности. Различные опыты и наблюдения доказывают, что нехватка гипнотических материнских стимулов препятствует нор­мальному развитию ребенка, вызывая у него серьезные физические и психические отклонения, а в некоторых случаях может привести даже к смерти.

Гипноз всегда означает большую интенсивность эмоционального состояния, стабилизирующего или возбуждающего. Всевозможные методы индукции гипноза показывают, как действуют различные спонтанные и неосознанные его виды. Все без исключения способы индукции гипноза использует концентрацию вниммания человека на каком-то определенном предмете. В древности, например, гипноти­зер использовал в сочетании с приказом спать сильные раздражите­ли, например, удар гонга или другие звуковые или визуальные стиму­лы. Чтобы привести человека в позитивное или стабилизирующее состояние, гипнотизер использует различные внушения, вызывая физическое и эмоциональное расслабление.

Эмоции различаются по степени интенсивности: чем сильнее эмо­ции, тем глубже гипноз. Любая степень гипноза вызывает изменения в поведении, которые влияют на умственные способности и реакции человека. Вот некоторые из этих изменений в порядке возрастания: нарушение способности критически оценивать, возбуждение вооб­ражения, галлюцинации, нечувствительность к боли, спонтанная ка­талепсия, ослабление и полная потеря контакта с внешним миром и, наконец, летаргия - состояние, в котором замедляются обмен ве­ществ, дыхание и кровообращение. В сущности, гипноз - это форма эмоционального шока.

В своей книге «Введение в психологию» Пириз писал, что важней­шим психологическим свойством человеческой толпы является эмо­циональная возбудимость, которая «обратно пропорциональна воле и интеллекту, она уменьшает способность к критическому мышле­нию и тормозит функции высшей психики. Таким образом, человек становится более внушаемым и склонным к подражанию».

Согласно определению Фрейда, гипноз - это «коллективная фор­мация, состоящая только из двух человек».

Возвращаясь к нашей теории об уровнях сознания, определим гип­ноз как резкое падение уровня сознания, вызванное мгновенным или постепенным поглощением внимания человека. Итак, состояние за­гипнотизированного человека очень близко к бессознательному мышлению.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИр

Загипнотизировать человека означает разбудить в нем ребенка который легко поддается внушению ввиду своей интеллектуальной незрелости. Как мы обычно убеждаем ребенка что-либо сделать? Или используем свою власть, пробуждая в нем страх (эрготропная реакция), или успокаиваем его, предлагая награду (трофотрбпная реакция).

В жизни возбуждающие и стабилизирующие эмоциональные со­стояния постоянно сменяют друг друга. Это доказывает, что гипно­тическое состояние является неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Здесь имеет место подсознательное мышление, для которого характерно доминирование эмоциональных состояний над высшими функциями интеллекта.

В современном мире для человека становится почти невозможным избежать состояния гипноза и превратиться из антииндивида в инди­вида. Это обусловлено прежде всего непреодолимым культурным и эмоциональным воздействием общества и некоторыми аспектами технического прогресса. Толпа поглощает индивида, гипнотизируя его и подчиняя своему постоянному эмоциональному влиянию.

Анатолий Милехнин утверждает, что «психофизическое поведе­ние индивидов, составляющих толпу, по существу, не отличается от состояния человека, добровольно подвергающегося гипнозу».

Мы живем в эпоху толпы. Все организовано по принципу групп: политических, экономических, философских или религиозных, при­чем человек не может выйти из-под их влияния.

В книге «Психология толпы» Густав Ле Бон говорит о «законе мен­тального единства толпы». Он излагает интересные идеи, имеющие тесное отношение к нашей теме: «...существует психологический закон ментального единства толпы. Наиболее поразительный факт психоло­гии толпы состоит в том, что независимо от того, какие люди состав­ляют толпу, независимо от их образа жизни, профессии, характера и интеллекта, лишь из-за того, что они становятся толпой, они обладают своего рода коллективной душой. Эта душа вынуждает их мыслить, чувствовать и действовать совершенно не так, как каждый из них ду­мал, чувствовал и действовал бы в отдельности... Исчезновение созна­ния, преобладание бессознательной личности, подверженность мани­пуляциям со стороны толпы через внушение и заражение ее чувствами и идеями, склонность немедленно претворять в действия внушенные мысли - все это основные характеристики человека толпы. Он уже не индивид, а автомат, лишенный собственной воли».

Поведение массы, как его описывает Ле Бон, объясняется низким уровнем сознания, гипнотическим состоянием, лишающим человека способности критически рассуждать, оценивать и анализировать.

Гипноз

Таким образом, уровень интеллекта человека не позволяет ему ос-ободиться от гипнотического влияния группы, если только он не бладает разумом в совокупности с высоким уровнем сознания, при­обретенным сознательно или спонтанно. Группы, особенно полити­ческие и религиозные, не допускают самостоятельного мышления своих членов. Кроме того, отдельные люди находятся под мощным и глобальным влиянием всего человечества.

Следовательно, можно сказать, что гипноз является «нормальным» состоянием человека. Только тех, чье поведение стало сознательным и кому удалось стать индивидом, можно считать истинными людьми.

Современное человечество далеко не достигло «вершины эволю­ции» своего вида, оно не прошло и половины пути, ведущего к этой цели. Поэтому можно сказать, что человек является недостроенной и несовершенной структурой. Не следует забывать, что сознатель­ная жизнь человечества на Земле продолжается всего лишь десять или двадцать тысяч лет, в то время как бессознательная — сто — сто-пятьдесят тысяч, а может быть, и миллионы лет, если считать началом эволюционного развития вида момент зарождения простей­ших форм жизни.

Гипноз - это состояние, когда разум человека словно заворожен, поскольку его внимание полностью поглощено какими-то постоян­ными или изменяющимися стимулами. Наша цивилизация такова, что постоянно оказывает на нас сильное гипнотическое воздействие. Слово «завороженный» говорит само за себя. Сколько «заворажива­ющих» вещей существует в современном мире?

Все вокруг будто специально устроено так, чтобы не дать челове­ку достичь более высокого уровня сознания. Пресса, кино, телевиде­ние, радио, назойливая реклама, витрины, политические и религиоз­ные доктрины - все это похоже на хорошо организованный заговор, цель которого - поддерживать состояние гипнотического сна. Яркие краски, блеск металла, неоновые вывески, причудливые архитектур­ные формы, бесконечная вереница визуальных образов удерживают в плену разум человека. Механизм гипноза, однако, зарождается в психической сфере человека, в основном в его воображении. Поэто­му интеллектуал или ученый, погруженный в сложнейшие размыш­ления, находится в таком же или даже большем гипнотическом со­стоянии, что и телеманьяк. Калейдоскоп картин нашего воображе­ния держит нас в «завораживающем» плену искусственного царства с его бесконечной чередой образов. Стимулы могут быть как внеш­ними, так и внутренними. Поэтому, если мы захотим избавиться от гипноза, отказ от цивилизации нам не поможет, поскольку нас гип­нотизируют и наши собственные мысли.








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 720;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.037 сек.