ГИПСОСОЗНАНИЕ 6 страница

Когда глаза отдыхают, они находятся в состоянии, называемом «взгляд в бесконечность». На практике глаза почти никогда не при­ходят в это идеальное положение из-за нашей непрерывной зритель­ной активности. Когда мы смотрим на что-нибудь, мышцы глаз на­пряжены, и в результате нам трудно расслабиться. Когда глаза от­дыхают, мы чувствуем себя очень хорошо. Всем знакомо то особое психическое состояние, когда мы стоим на берегу моря и смотрим на линию горизонта. Это созерцание дали вызывает расслабление глаз, которое, в свою очередь, приводит к общему расслаблению.

Упражнение 5

Расслабление и контроль над воображением

Это упражнение можно выполнять с открытыми или закрытыми глазами, в состоянии покоя или в процессе деятельности; оно вызы­вает состояние физического и ментального расслабления, которое сохраняется в течение всего времени выполнения упражнения.

Представьте, что вы смотрите назад сквозь ваш мозг, как будто поле зрения находится позади вас. Не нужно воображать, что ваши глаза развернулись на 180 градусов. Представьте, что они остаются в своем обычном положении, но смотрят назад. Чтобы пояснить это, сравним глаза с фонариком, который внезапно начинает светить не вперед, а назад. Не следует напрягать мышцы глаз. Не нужно также воображать, будто вы видите что-либо конкретное позади себя, нуж­но просто представить, что вы смотрите назад сквозь собственный мозг. Удерживайте эту воображаемую картину в течение всего уп­ражнения. Если вы выполняете упражнение с открытыми глазами, очень важно смотреть прямо вперед, а не по сторонам и не сосредо­точиваться на каком-либо конкретном предмете.

В качестве варианта этого упражнения вы можете вообразить, что смотрите вдаль сквозь твердые объекты, не видя их и не сосредото­чивая свой взгляд ни на чем.

Джон Бейнс

гипсосознание

Оба варианта дают одинаковые результаты и могут быть повторе­ны желаемое количество раз в течение дня, с минимальной продол­жительностью приблизительно 2 минуты, которая может быть уве­личена согласно вашей способности к концентрации.

Это упражнение позволяет достичь так называемого «параллель­ного взгляда», когда взгляд не сходится в одной точке, что приводит к желаемому состоянию расслабления глаз. Со временем следует выработать привычку смотреть спокойно, мягко, без всякой напря­женности.

Вы также можете прибегать к этой технике, чтобы ментально от­дохнуть и избавиться от негативных мыслей. Она также служит ос­новой для достижения состояния ментального вакуума, о котором мы скажем позже.

Умственная концентрация

Умственную концентрацию можно определить как способность сфокусировать наше внимание на чем-то одном, исключая все ос­тальное. Обычно мы можем сконцентрироваться лишь на тех вещах, которые нас очень интересуют, но нам трудно уделять постоянное внимание тому, что нас не особенно привлекает. Вопреки общепри­нятому мнению, интенсивная концентрация на определенной работе не вызывает больше расхода энергии, наоборот, она уменьшается. На практике же, когда человек пытается сэкономить силы, он вы­полняет свою работу без желания, думая, что меньшее усилие позво­ляет расходовать меньше энергии. Однако человек не осознает, что отсутствие энтузиазма приводит к сосуществованию двух противо­положных позиций: внутреннего нежелания работать и жизненной необходимости делать это.

Нервное напряжение - всегда результат действия противоположных сил, которое приводит к психофизическому раздвоению человека. При отсутствии раздвоения человек лучше контролирует себя и избе­гает растраты энергии, которая неизбежна при сосредоточении вни­мания на нескольких объектах одновременно. Мы знаем, что беспо­койство значительно истощает защитные механизмы тела, создавая нервное, напряжение и заставляя человека «работать на износ». Все, на что мы направляем наше внимание, начинает нас «беспокоить» в большей или меньшей степени. Если наше внимание сосредоточено на многих вещах одновременно, как в истории с Чарлзом М., приведен­ной в главе «Реальное существование и жизнь в мире фантазий», то это значительно увеличивает степень беспокойства. Многие из наших восприятий, даже сублиминальных, создают для нас проблему, то есть

Воспитание воображения

стимул к решению, умозаключению или определенному психологиче­скому состоянию. Например, увиденное на улице происшествие, кото­рое непосредственно нас не касается, вызывает в нашем мозгу интен­сивную работу подсознания в ответ на бессознательное беспокойство.

Представим, что, просматривая газету, мы наталкиваемся на тре­вожный заголовок и смутно осознаем, что он означает угрозу войны в определенной точке планеты. Может случиться, что наше подсо­знание, испугавшееся такой перспективы, немедленно начнет стро­ить планы, как обеспечить свою безопасность в таком случае. Для бессознательного воображения это будет оставаться нерешенной проблемой, которая должна будет так или иначе разрешиться и, ве­роятно, будет беспокоить нас в течение длительного времени, осо­бенно если до нас будут доходить другие подобные новости. Это лишь одно из множества восприятий, возникающих у нас в течение дня. К ним нужно добавить все те, которые хранятся в нашей памя­ти и которые легко выходят на поверхность сознания, если у нас нет определенной способности к умственной концентрации.

Чем больше вещей человек должен включить в поле своего вни­мания в данный момент, тем более раздробленным становится его «Я». По этой причине становится невозможным достижение высо­кого уровня сознания, которое характеризуется наличием неделимо­го, цельного и зрелого «Я».

Есть множество степеней умственной концентрации, соответству­ющих интенсивности внимания. Оставляя в стороне такую града­цию, мы будем различать два основных типа ментальной концентра­ции: напряженная концентрация и спокойная концентрация. Каждая из них может быть произвольной и непроизвольной. Концентрация произвольна, когда есть намеренное желание зафиксировать внима­ние на чем-то одном и исключить все остальное, и непроизвольная, когда разум захвачен каким-либо стимулом. Мы будем рассматри­вать только произвольную концентрацию.

Произвольная концентрация является напряженной, когда она со­провождается мышечным усилием, направленным на то, чтобы за­фиксировать и сделать более ярким ментальный образ, абстракт­ный или конкретный. Часто, пытаясь сосредоточиться на чем-либо, люди напрягают лицевые мышцы, например хмурят брови, стиски­вают челюсти, что само по себе вызывает состояние нервного на­пряжения.

Остановимся на одном исключительно интересном факте, имею­щем непосредственное отношение к обсуждаемому здесь предмету. Речь идет о некоторых следствиях состояния напряжения, которых мы еще не касались.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

Ранее мы рассматривали напряжение как патологию, то есть как «чрезмерное напряжение», и анализировали тот вред, который оно может принести организму человека. Тем не менее, как уже было сказано в первой главе, состояние напряжения является естествен­ным и необходимым для активной жизни. Напряжение становится вредным только в случае его чрезмерности. Если говорить об интел­лекте, то главная проблема людей прямо противоположна явлению нервного напряжения. В этом случае имеет место «патологическая атония». Определим ментальную концентрацию как напряжение во­ображения, а рассеянность ума - как атонию воображения. Не сле­дует путать «чистое» напряжение воображения с состоянием эмоци­онального беспокойства, которое вызывает тревожные мысли, при­водящие к чрезмерному напряжению. В этом случае происходит не­вольная концентрация, без участия «Я». Сознательная концентра­ция - всегда преднамеренное действие «Я».

Интеллектуальная атония, или атония «Я», представляет собой не­достаток сознательного мышления и преобладание деятельности подсознания.

Главная цель гипсосознания, как мы уже говорили и о чем свиде­тельствует само название, - это достижение более высокого уровня сознания. Повысить сознание можно при помощи укрепления и до­стижения полной зрелости «Я». Концентрация значительно повы­шает умственный тонус человека и позволяет ему в полной мере ис­пользовать свою волю и созидательное мышление.

В своей книге «Ментальный тонус» Жан Клод Филлу пишет следу­ющее: «Воля, смелость, упорство, самоконтроль и умение сохранять спокойствие в трудные моменты означают состояния, при которых совокупность энергии человека имеет особенно высокий тонус. И на­оборот, люди пассивные, инертные и легко возбудимые обладают очень низким тонусом, так как они понапрасну расходуют свои силы. Сюда же можно отнести астеников всех типов, людей нетерпеливых, нерешительных и беспомощных, - одним словом, тех, кому словно суждено быть игрушкой внешних сил, вместо того чтобы утвердиться через активное, сознательное приспособление к внешнему миру и ос­тавить в нем свой след»... «Упорный человек, например, имеет высо­кий жизненный тонус, поскольку он умеет использовать свои силы. У нестабильного и импульсивного человека тонус недостаточен, так как он неправильно использует свои силы и плохо управляет ими».

Мы могли бы сказать, что недостаток умственного тонуса означа­ет «слабость сознания», обусловленную низким уровнем «пробуж-денности» и, разумеется, неправильным обучением, которое сопут­ствует низкому уровню сознания.

Воспитание воображения

В отношении взаимосвязи концентрации и затраты энергии обыч­но утверждают, что поскольку концентрация требует большого уси­лия, то ее высокий уровень не может способствовать уменьшению расхода энергии. На самом деле спокойная концентрация не требует больших усилий и представляет собой способность спокойно удер­живать ментальный образ. Наоборот, концентрация, которой сопут­ствует значительное нервное усилие, без сомнения, ведет к большо­му расходу энергии, особенно когда она непроизвольна и вызвана внезапным и сильным эмоциональным импульсом.

Говоря о концентрации, следует также рассмотреть проблему не­способности человека освободить свой ум от определенных мыслей, эмоций, переживаний или ощущений из далекого или близкого про­шлого. Например, любой комплекс - это неспособность освобо­диться от эмоционального шока прошлого, которое человек считает частью настоящего.

Можно сказать, что концентрация не вызывает усталости, она пред­ставляет собой тот ментальный тонус, который должен бы быть обыч­ным для человека. Блуждание мыслей - это гипотония мыслей, оно не способствует отдыху или снижению расхода энергии, а вызывает энер­гетический спад. Блуждание воображения не способствует отдыху ума, а, наоборот, увеличивает в уме человека число стимулов, каждый из которых создает еще одну задачу, требующую своего решения.

§енный истинно эффективный отдых уму дает состояние, можно достичь, научившись полностью освобождать свой лей, то есть состояние «ментального вакуума», когда по-1ей временно прекращается. Можно определить это как полную «де-концентрацию». достижения умственной концентрации неизменно зави-о, достигнута ли особая эмоциональная и волевая позиция, эвек придает исключительное, эксклюзивное значение де-и, объекту или идее, на которых он хочет сосредоточить-ютояние полного безразличия человека ко всему, что не объектом его интереса. Ключевым фактором техники _,__г ации является безразличие к другим стимулам и идеям, ос­нованное на волевом усилии. Мы должны также упомянуть еще один очень важный фактор: когда человек правильно сосредоточи­вается, он живет в настоящем (см. гл. «Существование истинное и мнимое»).

Чтобы правильно оценить механизм концентрации, приведем один пример: человеку гораздо легче сосредоточиться, если он должен это сделать, когда существует сильное внешнее принуждение, за­ставляющее его выполнить работу или разрешить какую-то про-

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

блему в определенный срок. Процесс концентрации будет протекать еще легче, если ему грозит наказание за невыполнение задачи в срок.

Когда человек хочет на чем-то сосредоточиться, он должен придать первостепенную важность тому, на чем он собирается сконцентриро­вать свое внимание. Он должен думать, что для него очень важно уде­лить исключительное внимание интересующему его предмету и что это является «вопросом жизни или смерти». Следующее, о чем необ­ходимо помнить, - это правильное использование дыхания. Необходи­мо глубоко вдыхать, чтобы достичь при помощи силы воли концентра­ции всей своей психофизической структуры. Чтобы сохранить концен­трацию, необходимо зафиксировать свое внимание, что может быть достигнуто благодаря более высокой степени пробужденности. Состо­яние концентрации в действительности представляет собой более вы­сокую степень пробужденности ума. И наоборот, неспособность к кон­центрации всегда вызвана сном ума, то есть низким уровнем сознания. Чтобы эффективно сконцентрироваться, необходимо избегать скуки и умственной дремоты и воспринимать каждую идею, дело или предмет так, как будто вы сталкиваетесь с ними впервые в жизни.

Гениев (людей с пробужденным умом) объединяет их исключи­тельная способность к наблюдательности, которая позволяет им при наблюдении любого объекта открыть бесчисленное множест­во интересных подробностей, которых остальные люди не замети­ли.

В процессе концентрации очень важно не проявлять нетерпения и не думать о времени. Необходимо стараться, насколько это возмож­но, быть совершенно пробужденным и находиться в настоящем мо­менте, переживая период концентрации секунду за секундой, а не как отрезок времени. "

Упражнение 6

Ментальная концентрация 1

Возьмите какой-нибудь предмет, положите на стол и внимательно рассматривайте в течение 3-5 минут, пока не разглядите все дета­ли. Не нужно спешить и беспокоиться о времени, а просто сосредо­точьте внимание на предмете. Потом закройте глаза и постарайтесь воспроизвести предмет в своем воображении как можно более точ­но, а потом сравните, насколько нарисованный в вашем воображе­нии образ совпадает с реальным объектом.

Когда окажется, что вы хорошо помните объект, рекомендуется его сменить.

Воспитание воображения

Упражнение 7

Ментальная концентрация 2

Сидя или лежа с закрытыми глазами, сосредоточьте свое внима­ние на различных частях вашего тела, начав, например, с мизинца левой руки. Концентрация должна продолжаться примерно 3-5 ми­нут, пока вы не убедитесь, что ваше «Я» находится именно в выбран­ном вами месте. Вы узнаете это состояние по субъективному ощу­щению: «Я нахожусь здесь».

При выполнении данного упражнения рекомендуется увеличивать время концентрации до тех пор, пока вам не удастся правильно удер­живать образ.

Главные враги концентрации — это ментальный сон или дремота, отсутствие волевого усилия, отсутствие интереса и нетерпение. Весь процесс концентрации представляет собой преднамеренную «спо­койную фиксацию воображения».

Ментальная пустота

Как мы говорили ранее, ум полностью отдыхает только в состоя­нии ментальной пустоты. Мы определяем ее как «временную оста­новку процесса мышления», предпринятую преднамеренно. Бывают случаи, когда сильный эмоциональный шок приводит к состоянию полной ментальной пустоты в уме человека, так что он в течение ка­кого-то времени не способен реагировать ни на внутренние, ни на внешние стимулы.

Шок вызывает резкое, внезапное возвращение к самым ранним стадиям интеграции, и человек пытается найти укрытие внутри себя, временно прекращая всякую связь с самим собой и с окру­жающим миром. Ментальная пустота также представляет собой временную приостановку контакта с внешним миром и с самим собой. Если мы кратко проанализируем, скольких усилий стоят человеку его взаимоотношения с внешним и внутренним миром, то легко поймем, какую пользу можно извлечь из отдыха от мыс­лей. На первый взгляд кажется, что сон является отдыхом не только для тела, но и для ума. Однако нам известно, что мышле­ние не прерывается во время сна; оно лишь переходит с созна­тельного уровня на подсознательный. Как мы уже наблюдали по шкале сознания, во время сна не происходит никаких изменений в интеллектуальной деятельности человека помимо снижения уровня сознания и вследствие этого усиления онейрического со­стояния.

Джон Бейнс

гипсосознание

Не следует забывать, что наше подсознание является частью на­шего мозга, и, значит, когда мы спим, наш мозг также или даже бо­лее активен, чем когда мы бодрствуем. Таким образом, наш ум ни­когда не отдыхает, и во время сна он только временно уходит от ре­альности. Состояние ментальной пустоты является очень глубоким процессом, если достигается правильно, так как до определенной степени оно охватывает как сознательную, так и подсознательную деятельность воображения.

Сознательно достигая состояния ментальной пустоты, то есть действительной остановки своих мыслей, человек получает огром­ную пользу. Существуют разные степени ментальной пустоты, и трудно говорить об абсолютной ментальной пустоте, так как все­гда имеет место определенная подсознательная деятельность. Не­обходимо стараться достичь состояния, наиболее близкого к абсо­лютной ментальной пустоте. Конечно, по-настоящему глубокой ментальной пустоты можно достичь только при регулярной трени­ровке.

Упражнения для воспитания воображения в действительности представляют собой своего рода умственную гимнастику, которая позволяет человеку достичь волевого контроля над своими мысля­ми, а также осознать наличие у себя высшего типа мозговой дея­тельности. Как физические упражнения развивают определенную группу мышц, так эти упражнения позволяют достичь определенно­го контроля над мышлением. Таким образом, упражнение «менталь­ная пустота» позволяет повысить «ощущение собственной умствен­ной деятельности», что дает возможность почувствовать изменения в состоянии мозга во время мышления и при остановке мышления. Повторим еще раз, что практика ментальной пустоты - единственно возможное и реальное средство, позволяющее уму отдохнуть.

Нельзя недооценивать пользу, получаемую от выполнения этого упражнения, хотя новичку она может показаться преувеличенной. Скажем только, что ментальная пустота дает человеческому интел­лекту необходимую ему смену активности и отдыха, что характерно для всех живых организмов. В определенной степени ментальная пу­стота представляет собой значительно более глубокий отдых, чем сон. Каждый день, просыпаясь, мы ощущаем несоответствие между энергетическим обновлением нашего организма и нашим менталь­ным состоянием. Багаж нашего жизненного опыта лежит слишком тяжелым грузом на нашей психике и не дает нам воспринимать жизнь с необходимой интеллектуальной свежестью и бодростью Сон восстанавливает нашу физическую энергию и в определенной степени представляет собой ежедневное возрождение. С другой сто-

Воспитание воображения

роны, ум из-за своей непрерывной деятельности просыпается таким же изнуренным и больным, каким он был прежде.

Ментальная пустота, после того как мысленная деятельность че­ловека была приостановлена, дает ему возможность эффективно обновить ум и стать свежим, обновленным и бодрым. Это, безус­ловно, позволяет достичь большей эффективности в работе и уст­ранить усталость мозга. Нам также известно, что ментальный то­нус, или ментальйое состояние человека, имеет огромное значение для сохранения его тела молодым и здоровым. Ментальное здоро­вье и ментальная молодость в значительной степени означают фи­зическое здоровье и молодость. Мрачные мысли, например, силь­но влияют на биологические сопротивляемость и равновесие, по­степенно разрушая их. Позитивное состояние ума и большое жела­ние жить в значительной степени влияют на способность человека к физиологическому восстановлению. Это подтверждается анали­зом физического и психического состояния людей в послеопераци­онный период, после перенесенного серьезного хирургического вмешательства. Люди, настроенные положительно, поправляются гораздо быстрее, у них намного больше шансов выжить, чем у тех, кто подвержен отрицательным мыслям и не имеет большого инте­реса к жизни.

Упражнение 8 Ментальная пустота

В эксперименте Б, приведенном в этой главе, мы установили нали­чие зависимости между функционированием глаз и воображением. Достижение ментальной пустоты обязательно начинается с расслаб­ления глаз. Чтобы освоить технику выполнения этого упражнения, необходимо делать его в три этапа, как описывается ниже.

Первый этап

Сидя или лежа в удобной позе, закройте глаза и сосредоточьте на них свое внимание. Через какое-то время вы заметите, что ваши глазные мускулы напрягаются и расслабляются, а веки продолжают подрагивать, хотя глаза закрыты. Вы должны постараться при помо­щи воли полностью прекратить это легкое подрагивание и рассла­бить глазные мускулы. Нужно продолжать концентрацию до полно­го прекращения активности век и глаз. На этом первый этап завер­шается.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

Второй этап

Во время второго этапа вы должны забыть о глазах и сконцентри­ровать внимание на вдохе и выдохе, пытаясь отождествиться с лег­кими подъемами и опусканиями вашей грудной клетки. Вы должны ясно почувствовать это чередование: вдох и выдох, вдох и выдох, вдох и выдох. НЕ следует дышать глубже обычного, дышите нор­мально.

Третий этап

Через какое-то время, когда вы почувствуете, что достигли полно­го отождествления со своим дыханием, вам следует забыть о процес­се дыхания и сосредоточить внимание на воображаемом черном цве­те до тех пор, пока он не начнет самопроизвольно исчезать.

Все три этапа упражнения следует выполнять в состоянии полной неподвижности. Сложно сказать, сколько времени необходимо для выполнения каждого этапа, поскольку это зависит от индивидуаль­ных особенностей человека и результатов, которые ему удастся до­стичь. Ни в коем случае нельзя переходить к следующему этапу, не справившись полностью с предыдущим. Последний, третий, этап мо­жет длиться столько, сколько необходимо. Вероятно, самое важное - стараться не испытывать сонливости, используя для этого силу во­ли. Если человек засыпает, это означает, что упражнение выполня­лось неправильно, если только целью была не ментальная пустота, а расслабление.

Если вы чувствуете необыкновенное спокойствие и ментальную ясность, это значит, что вы все делаете правильно и должны продол­жать упражнение до тех пор, пока вы действительно не достигнете ментальной пустоты.

Что чувствует человек, достигая состояния ментальной пустоты? Ничего, абсолютно ничего. Восприятие полностью останавливает­ся. Больше всего это напоминает состояние «подвешенности» в на­стоящем моменте: нет ни времени, ни движения, ни восприятия.

Давайте вспомним о том, что не существует полной ментальной пустоты и что в мозге всегда происходит определенная бессозна­тельная деятельность, хотя она и бывает сведена к минимуму. Веро­ятно, самым точным описанием ментальной пустоты является следу­ющее: «максимально возможная остановка потока сознательного и бессознательного мышления». К сожалению, не существует слов для описания ментальных состояний гипсосознания, поэтому необхо-

Воспитание воображения

димо их создавать, прибегая к сравнениям, которые помогают про­яснить способ действия определенного психического механизма.

Возможно, что вначале упражнение «ментальная пустота» может вызвать уменьшение продолжительности вашего сна. Это не долж­но вас беспокоить, поскольку причиной является лучшее и более эф­фективное восстановление энергии во время сна, так что вам уже не потребуется спать так много, как прежде.

При более совершенном выполнении упражнения «ментальная пу­стота» человек может заранее установить его продолжительность, по истечении этого времени автоматически восстанавливая свое привычное состояние сознания.

Это упражнение следует выполнять в три этапа, пока вы не научи­тесь его делать. Когда вы овладеете упражнением, все этапы долж­ны слиться в один.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ДВИЖЕНИЙ

Движения человека делятся на три основных типа: рефлекторные, автоматические и произвольные.

Рефлекторные движения - это неизменная реакция на физический стимул. Они могут быть условными и безусловными и представляют собой элементарную форму нейромышечного поведения.

Автоматизмы, как их определил профессор Далла Нор в своей книге «Биологические условия личности», - это «упорядоченная, но неустойчивая последовательность врожденных (эмоциональная и инстинктивная мимика) или приобретенных (например, движения, свойственные различным профессиям) движений, которые устанав­ливаются одно за другим».

Произвольные движения всегда сопровождаются сознательным решением. Они могут быть спонтанными, приобретенными или при­кладными.

Какой бы ни была форма самовыражения человека - рефлектор­ной, автоматической или произвольной, она всегда неразрывно свя­зана с эмоциональным и ментальным состоянием человека. Напри­мер, состояние страха вызывает двигательную активность, отлич­ную от той, которая вызвана гневом, беспокойством или состоянием покоя. Между движениями, эмоциями и мыслями есть постоянное взаимодействие. Эта взаимосвязь открывает перед нами удивитель­ную возможность: мы можем добиться определенного самоконтро­ля, управляя своими движениями. Покажем, что произвольные дви­жения заметно повышают уровень сознания, давая человеку массу преимуществ, о которых мы уже говорили.

Большинство наших произвольных движений являются таковыми лишь наполовину, поскольку у человека существует ограниченное число возможных комбинаций поз тела, основную часть которых он

Перевоспитание движений

освоил в совершенстве, повторив бессчетное множество раз и дове­дя до автоматизма. Но надо заметить, что до того как движения ста­ли привычными, они были произвольными.

Хорошим примером служит ходьба. Во время ходьбы мы почти не обращаем внимания на свои движения. Но если нам вдруг придется пройти перед группой зрителей, демонстрируя что-либо, то мы сра­зу начнем осознавать свою походку, волнуясь за ее неуклюжесть, из-за чего можем даже потерять равновесие. Обычно считается, что ав­томатизм увеличивает эффективность труда и снижает утомляе­мость. Проанализируем некоторые факторы, связанные с утомляе­мостью. Если деятельность человека не требует регулярного силь­ного и продолжительного мышечного напряжения, то мышечная ус­талость наступает очень редко. Однако очень часто он испытывает усталость и изнуренность, которую можно назвать состоянием «об­щей усталости». Такую усталость было бы правильнее назвать «псевдоусталостью», но не потому, что ее нет в действительности, а потому, что причина ее кроется только во временной или же в перманентной потере нормального ментального тонуса. Общая ус­талость обычно сопровождается беспокойством, раздражительнос­тью, подавленностью, страхом, унынием и отсутствием инициативы. Необходимо различать мышечную и общую усталость. Общую, или псевдоусталость, мы уже определили. Мышечная усталость не тре­бует отдельного рассмотрения, поскольку она хорошо известна каждому.

Широко распространенное утверждение, что автоматизмы снижа­ют утомляемость и увеличивают продуктивность, нам кажется боль­шим преувеличением. Это утверждение может быть верным только для отдельных видов работ, выполняемых в специфических услови­ях, и лишь в отношении эффективности и усовершенствования авто­матизированного ручного труда. Рассмотрим пример: рабочий на ав­томатизированной линии сборки автомобилей завинчивает винты. Если бы он думал о том, как завинтить каждый винт, и пытался бы совершать все действия осознанно, он, вероятно, потерял бы свой навык, и эффективность его труда снизилась бы. Что касается утом­ления, то проблема не так очевидна, поскольку энергия, сэкономлен­ная за счет мышечной деятельности, может быть растрачена в го­раздо большем количестве при нервных и умственных конфликтах, развивающихся по причине низкого уровня сознания, вызванного ав­томатическими действиями. Постоянное повторение одной и той же задачи оставляет свободной большую часть ума, которая продолжа­ет активно функционировать самостоятельно, в то время как чело­век работает, и это вызывает крайнюю несогласованность между

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

мыслью и действием. Как мы указывали ранее, такое разделение приводит к существованию двух одновременных видов деятельности, которые противоположны друг другу как абстрактное и конкретное, как психическое и соматическое. Несмотря на то что они неразрыв­но связаны, они действуют в разных и противоположных друг другу мирах. Другими словами, человека раздирают две противоположные тенденции: выполняемая им ручная работа и напряженная деятель­ность воображения, которая часто является для него более привле­кательной и желанной, чем его физические действия. С другой сто­роны, его монотонный труд обусловлен единственным мотивом -экономическим вознаграждением. Человек работает потому, что вынужден работать, и знает, что выполняет необходимую обязан­ность. Деятельность воображения имеет две различные цели: избе­гать и приобретать. Человек старается избежать одних ситуаций и получить другие. Важную роль здесь играет гедонизм. Желание -один из важнейших элементов в игре воображения. Таким образом, мы имеем два одинаково важных и сильных, но противоположных фактора: долг (работа) и желание (поток воображения). Эта проти­воположность усиливает несогласованность между мыслью и дви­жением, из-за чего ментальный и волевой тонус значительно пони­жается, не давая проявиться «Я» человека. Вследствие этого опыт­ный рабочий, возможно, ощущает большую усталость, чем подмас­терье, который все еще должен работать «осознанно». Однообразие и ментальная скука неотделимы от состояния астении, они усилива­ются при отсутствии сознательных волевых действий. Если бы по­вседневная деятельность человека время от времени требовала мак­симального использования его сознательного внимания, то он не­пременно находился бы в лучшем физическом и психологическом состоянии.








Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 708;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.