Искусство светское.

Следует отметить, что современные исследователи, задающиеся вопросом о сущности искусства как такового, настаивают на том, что отождествление искусства с эстетичностью «кажется нам неприемлемым, потому что, если, с одной стороны, оно и упрощает проблему, то, с другой, ограничивает сферу эстетического опыта, абстрагируя и изолируя реальность искусства» (Банфи.А. Философия искусства. М. Искусство. 1989. –С.358). Однако, это внехудожественное основание, к примеру, писатель Шиллер и философ Спенсер видели в игре. Спенсер рассматривал игровой характер искусства в качестве развлечения, вызванного необходимостью восстановить физические силы человеческого организма. Для Шиллера игровой характер искусства сводим к «иронической диалектике для отдыха духа», своеобразное отвлечение от привычной работы. Потому-то, как пишет А. Банфи, «в искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования, неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти магического, в чем для нас, по-видимому, только и должна проявляться красота» (-С.34). Любопытным есть и вывод, который делает на основании анализируемого материала этот автор: «Всякое произведение искусства - это в известном смысле некий идол, тот самый идол, которого грешники слепили собственными руками, чтобы ему поклониться» (-С.35). И далее: «Ибо каждое произведение искусства является таковым лишь благодаря излучаемому им ощущению духовности, благодаря содержащемуся в нем откровению, откровению, которое не сводится к какому-либо аспекту мира или личностных ценностей, а является отражением присутствия в мире и личности духа, который таким образом обозначил новый источник своей идеальной жизни».(-С.35) Другое дело, как понимает представитель и выразитель светской мысли, что есть «присутствующий в мире и личности дух», какие задачи и в чем сущность искусства? Оказывается сфера духа для него – это сфера художественной жизни: «Лишь в сфере художественной жизни художник выступает в качестве художника, то есть творца: его чудотворная гениальность и состоит именно в участии в этой жизненной потребности, чуждой каких-либо личностных поползновений, свободной от настроения публики и идеально абстрактного схематизма: в мучительном стремлении к решению своих конкретных проблем» (-С.37). Потому-то искусство своим источником имеет жизнь, «ею и вскармливается». «Искусство не знает других норм, других традиций, помимо своей жизни; не знает других проблем, иных решений, кроме тех, которые выдвигает перед художественной реальностью сама жизнь в своем непрерывном развитии» (- С.38).

Таким образом, светский мастер или светский аналитик искусства, не отрицая наличие духовности и духовного вектора в искусстве, видят её в самопроизвольном, непрерывном развитии жизни как таковой, которая сама себя направляет, питает, вдохновляет. Следовательно, только изучив законы и тенденции развития этой жизни, с точки зрения светской мысли, можно ее понять, отразить, выразить. Чем более глубоко художник и мыслитель сможет проникнуть в тайны мирозданья, жизни как таковой, тем более ярко он сможет ее и выразить, отразить. Отсюда подчеркивается важность овладения методами и приёмами изобразительности, а также развития личностных качеств и собственных усилий творца. Жизнь многогранна и богата и каждый видит ее сквозь призму собственного вкуса, настроения. От того-то уже с эпохи Возрождения (Ренессанса) столь значимо и важно было сформировать авторскую манеру, неповторимый почерк, который бы указывал на уникальность мастера и его творения. Так становится нормой подписывать свое произведение мастером или указывать с помощью символов, кто есть его автор. Таким образом, в светском искусстве внешняя выразительная форма подчинена тому откровению, которое открылось мастеру, и было явлено миру сквозь призму его чувств и переживаний. Однако закономерным следствием такого настроения ума становится следующая, хорошо нам известная тенденция в современном искусстве: сколько взглядов и настроений, столько и стилей, подходов, форм выражения. Следовательно, искусство светское предлагает многообразие форм, стилей и не мыслит себя вне этого разнообразия. Суета сует.








Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1328;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.