К истории формирования дисциплины.
Вопросы, предметно раскрываемые в сфере изучения церковно-христианского искусства, в истории богословской мысли поднимались и изучались Отцами Церкви с первых веков ее создания (еще в апостольские века), поскольку проблемы сущности образа, изобразительности и выразительности интересовали всегда. Но как самостоятельная дисциплина (Церковно-христианское искусство), изучающая церковное искусство в его сущности и истории развития, начинает формироваться только в ХIХ веке.
Одним из первых исследователей древних христианских памятников искусства в Российской Империи был иеромонах Иродион (Вертинский). В 1829 году он впервые использует термин «церковная археология», а спустя 40 лет, согласно новому Уставу, в 1869 году в программу высших духовных учебных заведений совместно с литургикой вводится учебный предмет «Церковная археология». Как самостоятельные учебные дисциплины, которые в обязательном порядке изучались в Духовных Академиях Российской империи, «литургика» и «церковная археология» были выделены согласно распоряжению Священного Синода от 1911 года. Со временем из дисциплины «церковная археология» выделяется в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины «церковное искусство», огромный вклад в развитие которой внесли выдающиеся умы ушедшего века: Ф.И. Буслаев (работа «О русской иконе»), профессор С-ПбДА Н.В.Покровский («Лекции по церковной археологии», «Церковная археология в связи с историей христианского искусства»), профессор Петербургского университета Н.П.Кондаков («Русские древности в памятниках искусства», «Современное положение русской народной иконописи»), профессор МДА А.П.Голубцов («Из истории древнерусской иконописи»). С инициативой о создании специального учебного курса по церковному искусству для духовных семинарий в 1912 году выступил на Всероссийском съезде художников В.Т. Георгиевский, призыв которого был услышан, но работа по созданию и внедрению самостоятельного курса, в связи с событиями 1917 года, затянулась надолго. И только в 1993 году с 1 сентября «церковное искусство» как самостоятельная дисциплина была внедрена в курс обучения семинаристов в Московской духовной семинарии на основании решения Совета академии от 31 августа 1993 года. В дальнейшем вопрос о необходимости художественного образования всего духовного сословия в духовных учебных заведениях был представлен на рассмотрение Священному Синоду. Своим решением от 27 декабря 1996 года Священный Синод, в принятой им новой концепции богословского образования Русской Православной Церкви, утвердил новый учебный план и обязал преподавание дисциплины «церковное искусство» во всех духовных семинариях.
2. Соотношение терминов «церковное искусство» и «христианское искусство».
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов о предмете, содержании и цели изучения предлагаемой дисциплины следует остановиться на соотношении понятий церковное искусство и искусство христианское. В каких обстоятельствах корректно употребление понятия «христианский» и «церковный»?
Как известно слово церковь имеет греческое происхождение (kyriake от слова oikia) и буквально переводится как божий дом. «Церковь есть специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинствах» (прежде всего евхаристии). Универсальный (вселенский), кафолический (соборный) характер Церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа», делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической или другой общностью. Следовательно, он не может быть ограничен ни племенем, ни нацией, ни границами какого либо государства. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36) - как сказал Сам Спаситель. Это пространство пронизано молитвенным опытом человека. Поэтому «надмирная» природа Церкви, Глава которой Иисус Христос и главной целью которой есть спасение человека, определяет употребление понятия «церковный» в отношении указания на надмирские цели, опыт и саму жизнь во Христе правоверных христиан. Например: «церковный опыт», «церковная жизнь», «церковная утварь» и «церковное искусство».
«Церковью с большой буквы, той Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, которую основал Господь Иисус Христос и в которой незамутненным пребывает Его истинное учение, Церковью как Телом Христовым является только сообщество Поместных Православных Церквей, составляющих единство Вселенской Церкви Христовой». Эти строки принадлежат автору учебного пособия по сравнительному богословию проф. МДА Дмитрию Петровичу Огицкому («Православие и западное христианство», МДА, 1995, -с.11). И далее: «А когда мы говорим «Римско-католическая Церковь», «Протестантская Церковь», даже «Баптистская Церковь» или тем более «Новая Московская Церковь Иисуса Христа», то понятно, что в данном случае мы употребляем это слово в контексте церковно-историческом, чтобы всякий раз не оговариваться: «так называемая Церковь» или «католицизм, который учит о себе, что он является Вселенской Церковью». И далее: «В отношении протестантизма вообще лучше употреблять выражение «христианское общество» или «конфессия», тем самым более точно определяя его сущность» (-с. 11). Таким образом, понятие «христианский» употребляется в отношении к жизни, творчеству и деятельности группы людей или конкретного человека обращенных к личности Господа Иисуса Христа, но не всегда пребывающих в лоне Церкви, включая, таким образом, и творческое наследие тех, кто представляет иные конфессии. Последнее обстоятельство есть весьма характерным в пространстве истории искусства как такового. Такое искусство по форме – церковное, но по содержанию – нет и потому его могут называть искусством на христианскую тематику, религиозным но не церковным.
Особого внимания заслуживает искусство светское по форме, но содержательно открытое религиозной тематике.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1171;