Взаимосвязь со смежными дисциплинами.

Следует обратить внимание на тесную взаимосвязь данной дисциплины с такими богословскими дисциплинами как: «церковная археология», «литургика», «догматика», «общецерковная история», «византология».

Поскольку предметом изучения «церковной археологии» являются древнейшие памятники христианского искусства в его зарождении и историческом развитии для дисциплины «церковно-христианское искусство» накопленные знания в этой сфере есть основанием для осмысления сущности христианского искусства и тенденций в его современном развитии.

Не случайно, как было отмечено выше, некоторое время «литургика» (как наука о богослужении) и «церковная археология» изучались в качестве единой дисциплины. Полное евхаристическое богослужение, во время которого совершается таинство преломления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, определяло и находило свое выражение уже в раннехристианском искусстве, которое свидетельствовало и выражало суть происходящего и являемого в культе. Таким образом, церковное искусство (как явление и нами изучаемая дисциплина) с античных времен и поныне находится в теснейшей взаимосвязи с богослужением и литургикой как дисциплиной, которая его изучает.

В не менее тесной связи находится «церковно-христианское искусство» с «догматикой» Как пишет О.В. Стародубцев (автор учебника «Церковное искусство»): «знание догматического учения Церкви помогает понимать сложные иконографические образы, объясняет назначение элементов и составных частей храмовой архитектуры, учит правильному пониманию самого церковного искусства и его значения в жизни Церкви» (- с. 10).

4. Предмет, содержание и цель изучения христианского искусства.

Приступая к изучению предлагаемого курса, как и всякого нового предмета, полезно найти ответы на вопросы: каков его предмет, содержание и цель (зачем необходимо его изучение)?

Предметом изучения церковного искусства О.В. Стародубцев выделяет «наиболее известные вещественные памятники Русской Православной Церкви за весь период ее существования» (-с. 10). Из этого следует, что предмет курса О.В. Стародубцев склонен рассматривать исключительно в историческом аспекте осмысления наиболее ярких образцов русского церковного искусства.

С нашей точки зрения предметом изучения дисциплины «церковно-христианского искусство» есть не только наиболее известные памятники церковного искусства от момента его зарождения до современности, но и принципы, нормы его организации, законы его функционирования.

Таким образом, предмет исследования изучаемой дисциплины обретает конкретность в наполнении изучаемого исторического факта церковно-христианского искусства, который является носителем и выразителем христианской мысли, а так же:

- не дублирует предмет исследования «церковной археологии» и

- не есть сводимым исключительно к «истории церковного искусства»,

- предлагая осмыслить не только динамику (развитие) христианского искусства в целом и церковного искусства конкретно, но и изучить его глубинные истоки и смысл.

Следовательно, содержание курса включает материалы теоретического блока и исторического:

В теоретическом блоке мы рассмотрим этимологию (происхождение) слова «искусство»; особенности и отличия церковно-христианскогого искусства от мирского (светского, секулярного); сущность и полифункциональность церковно-христианскогоискусства. Важным являются вопросы сущности символа, знака, знаковых систем и их роль в художественном общении и, собственно, символа и знака в христианском искусстве; сущность канона и каноничности церковно-христианского искусства. В обязательном порядке обратимся к вопросу сущности образа и его осмысления Отцами Церкви; смысла и содержания иконы. Рассмотрим мы и основные виды церковно-христианского искусства к которым относятся: архитектура (храмы, часовни, колокольни); иконография монументальная (фрески, мозаики) и станковая; церковно-прикладное искусство (церковная утварь, оклады, литье); церковное пение.

В историческом блоке, посвященном истории церковно-христианского искусства, есть основания выделить следующие этапы его развития:

- апостольский период,

- византийский,

- древнерусский,

- период нач. 14-17 вв.(включая ренессансную эпоху, барокко),

- синодальный период 18-нач.20.,

- советский период.,

- постсоветский современный период.

Цель курса: осмыслить сущность, особенности и тенденции развития церковно-христианского искусства в его взаимосвязи с богословием и жизнью Церкви.

И, наконец, нам остается попытаться кратко ответить на последний вопрос: зачем этот курс нужен?

Церковно-христианское искусство есть зримое выражение сущности Церкви. Как писал Леонид А. Успенский (автор книги «Богословие иконы Православной Церкви»): «Бога мы познаем в слове и в образе, и Церковь исповедует свою веру как словом, так и образом» ( «Философия русского религиозного искусства». М. Прогресс, 1993, -с.370). И связь эта нерасторжима. Для того, чтобы осмыслить и понять теснейшую эту взаимосвязь, курс этот нам и нужен.

 

Литература к теме 1. 1

- Ладинский А. Церковная археология С.-Пб. 1878.

- Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. С.-Пб. 1916.

- Стародубцев О.В. Церковное искусство. М. Лепта Книга. 2007.

- Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М. 2006.

- Успенский Л. А. На путях к единству //Философия русского религиозного искусства. М. Прогресс. 1993.

 

 








Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1478;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.