Канон древнеегипетский
Статуя Ранофера. Ок. 2423 г. до н. э.
Сцена охоты в Нильских зарослях. Роспись гробницы в Фивах. Конец XV в. до н. э.
ный размер фигуры соответствует стороне большого квадрата. Местоположение отдельных элементов фигуры — уровень носа, рта, шеи, плеч, пояса и т. д. — определяется восемью последовательно возрастающими величинами, отмеряемыми от верхнего предела. Благодаря мастерскому применению системы пропорций, в одном и том же изображении могли органично сочетаться элементы человеческой фигуры и тела животного (примером может служить Большой Сфинкс в комплексе фараона Хефрена в Гизе).
Не менее важен и канонический тип передачи фигуры на плоскости. Голова и ноги фигуры изображаются в профильном повороте, а плечи — в повороте в фас. Впервые этот прием появился в росписях египетской неолитической керамики, пройдя впоследствии путь длительного развития и соединившись с принципом пропорций. Именно за счет тончайшего расчета пропорций и достигалась изящная стилизованность и вместе с тем жизнен-
ная убедительность таких изображений. К числу канонизированных приемов в скульптуре относится и правило ставить статую, изображающую человека, во фронтальный разворот, с вьщвинутой вперед левой ногой.
По этим же соображениям, требующим одновременно полной устойчивости фигуры, обобщенности ее художественного решения и пластической точности в передаче сюжета, многочисленные египетские фигуры сидящих писцов заключены в воображаемый треугольный контур.
В число канонических входит принцип фризообраз-ного построения рельефных композиций, которые разворачиваются в виде повествовательных поясов-регистров, как в изображениях эпохи Раннего царства, даже тогда, когда в художественном арсенале египетских мастеров обнаруживается множество вполне реалистических приемов. Многие из принципов К. д. находятся на границе собственно художественных правил и требований ри-
Канопа
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 783;