ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. «Горизонт поздней красной керамики» — следующий этап (800-600 гг
«Ка»
«Горизонт поздней красной керамики» — следующий этап (800-600 гг. до н. э.), на котором формируются уже бесспорные черты И. и. Этим временем датируется крепость Нуш-и-Джан в Мидии, центром ансамбля которой является ромбовидный в плане храм огня с треугольным святилищем внутри. Алтарь представлял собой столб с четырехступенчатой капителью. Святилище было украшено глухими окнами и нишами. В крепости, построенной позднее, имеется зал с колоннами — прообраз апа-дан ахеменидской эпохи. Стилистический облик храма и крепости хранит много черт, роднящих его с индийской культурой, памятники расцвета которой пока еще недостаточно уверенно выделяются археологами в сложном конгломерате ирано-мидийского наследия. В круг таких памятников входят многие предметы знаменитого клада из Зи-вие, крепости одного из местных правителей. В их числе — пектораль (нагрудное украшение), золотой пояс и серебряное блюдо с золотыми аппликациями, художественный стиль которых сочетает элементы урартской, ассирийской и древнеиранс-кой (в частности, луристанской) традиций. Существует предположение, что авторы вещей из Зи-вие, знакомые с различными стилями, свободно варьировали их в своих изделиях. Особенно примечательны изображения оленей, пантер и грифов, служивших традиционными символами древне-иранских божеств. Фантастические существа с памятников Зивие перейдут позднее в искусство эпохи Ахеменидов, частично же воздействуют на художественную культуру скифов.
Литература:
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
«КА», тип круглой скульптуры ритуального назначения, являющийся одним из основных в искусстве Древнего Египта. Скульптура «ка» символически связывалась с культом мертвых и помещалась в усыпальницах всех типов, начиная с мастаб и пирамид и заканчивая скальной гробницей. Поскольку представление о загробной жизни предполагало существование не только вечной души, но и нетленного тела, в захоронениях помещались различные изображения, главным из которых считалось «ка», являвшееся как бы двойником умершего. Согласно культовым представлениям, человек был наделен несколькими душами, среди которых «ка» являлось физическим двойником, «ба» — проявлением сущности человека, «ах» — тенью, «рен» — именем и т. д. «Ка» обозначалось иероглифом в виде поднятых рук, согнутых в локтях; «ба» — птицей с человеческой головой.
«Ка» являлось материальным, наделенным плотью и способностью питаться, в связи с чем статуи
Статуя «ка» фараона Гора. XVIII в. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 665;