Зиккурат
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ре (статуя Каапера, известная под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображающие работающих людей. Здесь канон соблюден менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.
Д. ц. и. отличает высокое мастерство в обработке металла, в том числе золота. В храме Нехена была обнаружена уникальная золотая голова бога Гора в виде сокола — с глазами, инкрустированными черным обсидианом, и короной в виде двух стилизованных перьев.
В эту эпоху сложились три основных принципа древнеегипетского искусства: синтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность и изысканная декоративность. Они проявляются в памятниках прикладного назначения (особенно в алебастровых сосудах); в разработанном к этому времени типе написания иероглифических знаков; в ритуальной утвари и мебели. Мебель при всей простоте отличалась подчеркнутой декоративностью в использовании растительных мотивов (ложе и кресла из гробницы царицы Хе-тепхерес), которая выражалась в сдержанной простоте образов и отточенности каждой детали и композиционного решения в целом. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм; теперь в них появляется сюжетная повествователь-ность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или гробницу помещаются фигуры двух божеств или зладельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, :южетно направленные к средней нише с ложным
входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостностью исполнения и обычно расписывались красками. Иногда использовались цветные пасты, которыми заполняли углубления внутри контуров. Рельефные композиции дополнялись росписью.
В период правления VI династии стали развиваться местные художественные центры, в которых создавался своего рода «провинциальный вариант» официального столичного искусства. Совокупность этих приемов получила развитие в последующие десятилетия и во многом определила стиль художественных памятников Среднего царства.
Литература:
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
ЗИККУРАТ(аккад), культовое сооружение в Древней Месопотамии. 3. возникли в Шумере в III тыс. до н. э. и состояли из нескольких (от трех до семи) огромных платформ в виде параллелепипедов или усеченных пирамид, выложенных сплошной кладкой сырцового кирпича и помещенных уступами одна на другую. Размеры плит уменьшались кверху; иногда поверхности стен разделялись на прямоугольные ниши. Террасы 3. соединялись наружными лестницами или пандусами, сами же ярусы были окрашены в разные цвета. На верхней площадке помещалось небольшое святилище — «жилище бога». Возможно, форма 3. представляет собой отражение идеи храма-горы, поскольку именно с гор являлись людям боги в шумеро-аккадской мифологии.
Принесение жертвенных даров. Роспись в мастабе Меху. III тыс. до н. э.
Зиккурат в Уре. Конец III тыс. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1037;