ДРЕВНИЙ восток. Большой Сфинкс фараона Хефрена в Гизе
Большой Сфинкс фараона Хефрена в Гизе. Первая половина III тыс. до н. э.
Статуя царского писца Каи. Саккара. Середина III тыс. до н. э.
-ски выстроенным пантеоном множества богов, сновополагающую роль продолжают, как и в эпо-у Раннего царства, играть культы правителя и -гробного существования. Последний приобретает Д. ц. и. особенно мощное и всестороннее воплоще-:е: «дома вечности», строящиеся для обожествля-чых фараонов еще при их жизни, превращаются :новременно и в символы могущества и величия оаны. Наивысшего подъема Египет достигает при тавителях Ш (2778 — 2723 гг. до а а) и IV (2723 — "3 гг. до н. э.) династий. Создаются самые больше по размерам царские гробницы-пирамиды, -~ сооружением которых десятками лет трудятся только рабы, но и крестьяне. Этот историчес-й период нередко называют «временем пира-л», и его легендарные памятники не были бы даны без блестящего развития в Египте точных =ук и ремесел.
дним из ранних памятников монументальной
. генной архитектуры является ансамбль погре-
тьных сооружений фараона III династии Джосе-
Он был возведен под руководством великого
с:етского зодчего Имхотепа и отражал замысел
го фараона (впрочем, этот замысел несколько
претерпел существенные изменения). Отказав-
:ь от традиционной формы мастабы, Имхотеп
остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Каменные плиты укладывались без связующего раствора, но имели небольшой наклон к центральной оси, что обеспечивало прочность и устойчивость всего сооружения. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге). В декоре ведущая роль была отведена контрастам выступов и ниш, а также имитированным в камне приемам деревянного зодчества и плетения из тростника. В орнаментике преобладают мотивы иероглифических знаков и стилизованные изображения лотоса, папируса и пальм. Пирамида декора не имела. Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.
Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии — Хеопса (Хуфу), Хефрена и Микерина, которые еще в древности счита-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 783;