Древнего царства искусство
Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Первая половина III тыс. до н. э.
Голова Гора из Иераконполя. Первая половина III тыс. до н. э.
лись одним из чудес света. Самая большая из них создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.
В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большой роскошью. Фараоны Среднего царства станут отдавать предпочтение гробницам, вырубленным в скале.
К числу наиболее известных святилищ принадлежит храм Ниусирра в Абидосе — один из т. н. солярных, т. к центральное место в ансамбле отводилось каменному обелиску, покрытому золоченой медью. Он считался символом священного камня Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившись из бездны. Обелиск устанавливался на возвышении в виде террасы, огороженной стеной.
От эпохи Д. ц. сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребения и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умершего — «ка», в которых сложились принципы портретного
искусства Египта. Д. ц. и. особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющие традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Статуарные композиции в Д. ц. и. строго следовали определенному количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные. Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введен прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художники достигли в деревянной скульпту-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 937;