ДРЕВНИЙ восток. Идол. Бронзовое навершие штандарта
Идол. Бронзовое навершие штандарта. Луристан. IX—VIII вв. до н. э.
Серебряное блюдо с золотыми аппликациями из Зивие. Конец VII—VI в. до н. э.
Памятники И. и. доахеменидского периода восходят к древнейшим эпохам неолита и энеолита. Помимо выделяемых как самостоятельные культур, находившихся под влиянием шумеро-аккадской радиции (Элам, Урарту и др.), группа памятнике, объединенных общностью изображения, стиля : техники, позволяет говорить о становлении свое-бразной культуры Древнего Ирана. Это единство роявляется прежде всего в керамике, глиняной ластике и торевтике. Начальный этап развития -той культуры связан с т. н. ранней серой керамикой (1300—1000 гг. до н. э.). Она представлена темно--рыми сосудами необычных форм (тонкостенные ршки с длинным носиком наподобие чайника; вы->кие узкие чаши; триподы — чаши на трех высо-■згх ножках). В это же время встречаются сосуды з красной глины, лишенные, однако, росписи, голь типичной для изделий других культур. «Се-ая керамика» была представлена главным образом зделиями, предназначенными для погребений, начимость ее так велика, что благодаря этим на-дкам все изделия, найденные в тех же археоло-:ческих слоях, традиционно относятся учеными горизонту серой керамики» (включая и ряд об-
разцов золотой утвари и оружия). Металлические изделия данной эпохи объединяет общий тип орнаментики (узоры плетенкой) и характер исполнения изображений, сюжеты которых вполне типичны и для других древних культур (мифологические сцены, повествования о животных).
Следующий этап, условно именуемый «поздней серой керамикой» (после 1000 г. до н. а), ознаменован распадом прежнего стилевого единства и возникновением нескольких локальных стилевых групп. Наиболее интересны изделия, найденные в Луристане и относящиеся к древнему «звериному» стилю (т. н. луристанские бронзы). Золотым веком луристанских бронз называют Х~УП вв. до н. а В это время выполнены многочисленные детали сбруи (т. н. псалии), украшенные изображениями реальных и фантастических зверей и человекоподобных божеств, которые не имеют иконографических аналогий. Некоторые из них, т. н. идолы, носят определенно ритуальный характер и составлены из переплетенных элементов различных существ (возможно, луристанских божеств, исчезнувших вместе с самой культурой к началу ахеме-нидского периода).
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1108;