ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. Богиня Селкит, охраняющая ковчег с канопами Тутанхамона
Карнак
Богиня Селкит, охраняющая ковчег с канопами Тутанхамона. XIV в. до н. э.
др. материала. Крышки К. выполнялись в форме портретной головы усопшего либо в виде голов сыновей бога Гора (павиана — Хапи, человека — Амсета, сокола — Кебексенуфа, шакала — Дуаму-тефа). К. помещалась в специальный богато декорированный ящик с рельефными изображениями богинь-покровительниц К. (Исиды, Нефтиды, Мут, Нейт, Селкит). Знаменитая гробница фараона Тутанхамона имела специальное помещение позади усыпальницы с мумией, в котором находился наос (подобие ларца-ковчега) с четырьмя свободно стоящими позолоченными статуями богинь, охранявшими каждую из его сторон. Внутри помещался ящик-К. Тутанхамона из полупрозрачного белого кальцита. В его четырех цилиндрических углублениях, закрытых сверху крышками в виде портретной головы фараона, находились внутренности. Они были помещены в четыре миниатюрных золоченых саркофага, каждый высотой ок. 33 см, повторявших форму и декоративное решение золотого саркофага мумии.
В Древней Этрурии К. называлась урна для хранения пепла после сожжения усопшего. Имела яйцеобразную или округлую форму, две ручки по бокам, крышку в виде человеческой головы. Иногда К. помещалась на высокую подставку.
КАРНАК(др.-егип. — Ипет-Исут), уникальный по культурному значению храмовый комплекс, посвященный т. н. фиванской триаде богов (Амону, Мути их сыну Хонсу) и возведенный в Древнем Египте близ Фив. Свое название комплекс получил по одноименному арабскому селению. Строительство К. продолжалось ок. десяти веков, и древнейшие его сооружения восходят к периоду Среднего царства (2060-1785 гг. до н. э.). В эпоху Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.) были созданы основные части ансамбля К, в который входил храм Амона, а также комплексы Мут и Хонсу, расположенные к югу от главного храма. В разное время, начиная с XVIII в., раскопки К. привлекали таких выдающихся ученых, как К. Сикар, Джован-ни Бельцони, О. Мариэтт, Г. Масперо и мн. др.
Начало интенсивного строительства К. связано с временем правления фараона Тутмоса I, главным зодчим при котором был Инени (колонный зал, возведенный под его руководством, не сохранился). Каждый большой период строительства заканчивался сооружением стены вокруг храма с двумя башнями-пилонами на фасаде, к которым были приставлены обелиски и статуи. Комплекс строился при нескольких фараонах XVIII династии, и датировка основных сооружений К. устанавливается по типу пилонов. Особенно существенна была роль зодчего Сенмута, советника и главного архитектора дочери Тутмоса I, царицы Хатшепсут.
На месте разрушенного зала Инени были возведены тридцатиметровые обелиски царицы, начат комплекс богини Мут и ансамбль открытого двора перед храмом Амона. Однако и эти постройки были уничтожены преемником царицы, Тутмосом III, который повелел начать строительство нового храма. Зодчими была воздвигнута обширная пятинефная базилика с массивными, тяжелыми перекрытиями, а также знаменитый «зал анналов», на стенах которого помещены летописные тексты. Зал отличает утонченная декоративность; его четырехгранные столбы украшены стилизованными изображениями лотоса и папируса — символами Верхнего и Нижнего Египта.
Этап самого активного строительства К. связан с царствованием Аменхотепа III. Строительные работы в это время проводились в нескольких местах. Особенно много скульптурных памятников К., относящихся к данному периоду: так, храмовые постройки богини Мут были украшены 600 двухмет-
Карнак
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ровыми гранитными статуями богини Сохмет. У священного озера рядом с храмом Амона была установлена гигантская фигура царского скарабея. Возможно, именно при Аменхотепе III была создана колоннада Большого гипостильного зала храма Амона, составляющая главную достопримечательность К. При нем был создан и храм Хонсу, соединенный аллеей сфинксов с бараньими головами с другим знаменитым фиванским святилищем — храмом Амона-Ра в Луксоре.
Храм Хонсу — образец культовой архитектуры Нового царства. Канон расположения храмовых построек предписывал такую последовательность помещений, которая отражала этапы обряда, связанного с церемониальным шествием. От берега Нила к храму вела аллея сфинксов, которая заканчивалась у пилонов. За ними находился большой открытый двор, окруженный колоннами; за двором располагался гипостильный (многоколонный) зал, в котором два средних ряда колонн составляли нечто вроде среднего нефа. За этим залом находился второй, меньших размеров, и рядом с ним — зал для ритуальной ладьи, на которой привозилась статуя божества. Храм завершался тремя молельнями для триады божеств. Позади этого основного храмового комплекса помещений, расположенных на одной оси, были построены сокровищницы, архив,
кладовые и т. д. С комплексом был также связан парк и священное озеро. Вход в помещения комплекса был разрешен далеко не всем желающим: существовал четкий отбор по социальному положению. Вблизи статуи божества, кроме фараона, могли находиться только жрецы и в некоторых случаях — высшие сановники. Важно, что последовательное движение внутри комплекса предусматривало использование света и полумрака: двор был ярко освещен, в гипостильном зале царил полумрак, в молельнях же господствовала темнота и необходимое для церемонии освещение было строго определенным. Этот эффект достигался понижением высоты потолков и постепенным повышением уровня залов. При этом каждое последующее помещение было уже предыдущего. Расположение храмов на местности зависело от астрономических вычислений и наблюдений за светилами, однако во многих случаях решающую роль играло положение солнца и суточное перемещение его лучей по территории храма.
В период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) на территории К. был выстроен комплекс Атона (к востоку от храма Амона). После смерти фараона-реформатора этот храм был полностью уничтожен. Преемники Эхнатона, Тутанхамон и Эйе, продолжили строительство К, воздвигнув ряд статуй и
Карнак. Интерьер храма. XV в. до н. э.
Карнак. Колоннада бокового нефа гипостильного зала храма Амона. Конец XIV — начало XIII в. до н. э.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1058;