Кубическая статуя
стел. Новые пилоны, стелы и статуи сфинксов были возведены по указанию Харемхеба, последнего фараона XVIII династии. Крупнейшим событием в истории К. было возведение гипостильного зала Сети I и Рамсеса П. Стены и, особенно, колонны зала были обильно украшены рельефами, повествующими о военных деяниях правителей. Некоторые из рельефов — и это весьма типично для искусства Нового царства — представляют собой иллюстрации к поэме Пентаура. В течение последующих эпох были возведены и многочисленные второстепенные постройки, посвященные тем же божествам и самим фараонам. Преемники Рамсеса П (Мернептах, Сети II, Рамсес III, фараоны-жрецы XXI и XXII династий) продолжили застройку территории комплекса, нередко не только возводя новые храмы и высекая на стенах свои имена и записи исторического содержания, но и перенося или перестраивая существующие сооружения.
После ассирийского нашествия строительные работы в К. возобновились только при фараонах XXX династии. Культурная значимость К. была так очевидна, что даже Александр Македонский после завоевания Египта также принял участие в сооружении комплекса, перестроив и заново украсив некоторые помещения. Строительство продолжали представители династии Птолемеев и даже римские властители. История комплекса, разрастаясь, охватывает в целом период с XX в. до н. э. по конец I тыс. до н. а, благодаря чему К. является своего рода архитектурной энциклопедией Древнего Египта.
Литература:
Матье М. Искусство Нового царства ХУ1-ХУ ее. Л., 1947.
Михаловский К. Карнак. Варшава, 1970.
КУБИЧЕСКАЯ СТАТУЯ,тип скульптурного изображения, получивший распространение в искусстве Древнего Египта эпохи Среднего царства (ок. 2060-1785 гг. до н. э.). Представляет собой фигуру, заключенную в каменный блок кубических очертаний и отличающуюся по этой причине особой статической обобщенностью и лапидарностью. К. с. относится к типу канонизированных изображений.
Литература:
Лапис И. А. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1969.
КЭМВАСЕТ,четвертый сын фараона Рамсеса II (время правления 1290-1224 гг. до н. э.), наследный принц. К. предпочел жреческий сан карьере военачальника и был первым, кто еще во времена правления фараонов занялся изучением и реставрацией пирамид и других гробниц Древнего царства. Закончив обследование гробницы, он распоряжался вьг'.гтъ на надгробии иероглифическую
надпись, удостоверяющую имя ее владельца (обычная практика современного работника музея). К. открыл и определил происхождение множества предметов культуры Древнего Египта; среди его находок была статуя сына Хеопса, Каваба, по приказу которого была возведена Большая пирамида в Гизе. Мотивы деятельности К были побуждениями истинного ученого, и за труды его часто называют первым в мире египтологом и археологом.
Кубическая статуя хранителя сокровищ Хотепа. Ок. 2000-1785 г. до н. э. |
ЛУКСОР,выдающийся храмовый комплекс, созданный в Древнем Египте в период Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.) и посвященный Амону-Ра, высшему египетскому божеству этой эпохи, входящему в т. н. фиванскую триаду (Амон, Мут, Хонсу). Первая строительная эпоха Л. приходится на время правления фараона Аменхотепа III (XVIII династия). Храм Амона-Ра расположен вдоль Нила по направлению с севера на юг; в его ансамбле ведущую роль играют колоннады. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса обрамляют открытый двор. Несмотря на грандиозные размеры, эти колонны отличаются изяществом и удивительной легкостью, что достигается при помощи маленьких абак, венчающих капители в виде стилизованных
4«
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 2230;