ДРЕВНИЙ восток. Гуси. Роспись гробницы в Медуме
' 4 |
Гуси. Роспись гробницы в Медуме. Первая половина III тыс. до н. э.
деревянные конструкции, что оставалось характерным для строительного искусства Раннего цар-: тва. Образцовым примером М., отмеченной такими ■собенностями, является гробница царицы Хер-Нейт н Саккаре. Ее украшали также рельефные изображения львов — хранителей гробницы.
В М. Древнего царства наземная часть имеет трогие пропорции наземного помещения с гладкими стенами и сложной внутренней планировкой: гам находились залы, коридоры, кладовые (гробница начальника сокровищницы Ахетхотепа и его _ына Птаххотепа в Саккаре, эпоха V династии). Во внутренних помещениях М. располагались статуи. ! частности, в подземных камерах южной части '. предназначенных для собственно захоронения, лходился саркофаг и сердаб с ритуальной статуей : койного. С северной стороны помещались фигу-ы владельца гробницы, изображенного во весь ст. Среди погребальных статуй М. обязательно .-.ходились ритуальные изображения, связанные культом мертвых, в том числе «ка», т. е. двой-■. :ки, вместилища душ умерших. С восточной стоны М. пристраивалась часовня, где ежедневно "прались родственники умершего (или жрецы -а . получившие в дар его поместье), чтобы :лать ему жертвы в виде еды и питья. М. этой :хи достигали в высоту 3,7 м. На основе конст-нлии М. была создана первая пирамида Древнего 1-ства — Ступенчатая пирамида Джосера, пред-= зляющая собой шесть М., поставленных одна на - -тую.
М. Древнего царства стены по-прежнему
:льно и искусно расписывались, но особенно
~;лярными были рельефные украшения. Тема-
ъ. оформления гробниц определялась ритуаль-
::: задачами, но поскольку загробная жизнь по-
"•е-нного должна была быть обустроена с макси-
мальным для него удобством, то на рельефных и живописных изображениях в М. нередко можно встретить замечательные по реалистической выразительности картины и даже достоверные портреты. К числу наиболее выдающихся образцов принадлежат деревянные обшивки из М. зодчего Хесира, современника фараона Джосера. Рельефы нередко выполнялись в цвете, при этом техника рельефа преобладала, росписью же дополнялись отдельные фрагменты композиции. К образцам собственно росписи в М. относится редкая по изяществу роспись с изображением гусей в медумской гробнице сына фараона Снофру, зодчего Нефермаат и его жены Итет. В живописных и, особенно, рельефных композициях М. Древнего царства усиливается стремление мастеров к передаче движения, процесса. Сцены располагались последовательными фризами-регистрами с соблюдением пропорциональной соразмерности фигур.
М., образующие своеобразные некрополи египетских городов, находились в строгой архитектурной гармонии с возведенными там пирамидами. Гробницы знатных лиц и членов царских семей располагались непосредственно вокруг пирамид. В Гизе они размещены правильными рядами-кварталами, в чем проявляется стремление к скрупулезному математическому расчету, красоте порядка, наивысшее выражение которого воплощена в самой пирамиде. М. могла как содержать захоронение, так и быть ложной гробницей (т. н. кенотафом). Так, в некрополе Саккары было найдено несколько М. с именем одного и того же лица. Пирамиды, в отличие от М. почти не украшенные снаружи, изнутри во многом повторяли правила декорирования и даже устройство интерьера М.
В эпоху Среднего царства мемориальное зодчество Египта осваивает новые виды погребальных
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1042;