Мегазил
Зодчий Хесира. Рельеф гробницы. Начало III тыс. до н. э.
сооружений, и, наряду с традиционной пирамидой и М., зодчие в поисках нового решения ансамбля сочетают их с позднейшей формой скальной гробницы.
Литература:
Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М.-Л., 1965.
Михаловский К. Пирамиды и мастабы. Варшава, 1973.
Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.
МЕГАЗИЛ,монументальное сооружение, характерное для художественной культуры Древней Финикии. М. представлял собой круглую каменную
базу, украшенную скульптурным изображением львов, над которой возводились два последовательно уменьшающихся каменных цилиндра (М. в районе Амрита).
НАТУФИЙСКАЯ КУЛЬТУРА,археологическая культура мезолита, развившаяся на территории Древней Палестины в Х-VIII тыс. до н. э. Частично представлена памятниками, найденными на территории Сирии и современной Турции. Выделена английскими археологами по находкам в пещере Шукба на берегу Вади-эн-Натуф неподалеку от Иерусалима. Для Н. к. характерны микролитические кремневые орудия геометрических очертаний; изделия из кости; постройки типа землянок со стенами, облицованными смесью песка и глины или мелкими камнями.
НОВОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД,целостный этап развития вавилоно-ассирийского искусства, исторически относящийся к VII-VI вв. до н. э. Н. п. — время, когда после падения Ассирии искусство древнего Вавилона, завершившееся созданием художественных памятников XIII в. до н. э., получает своеобразное продолжение. Наступает новый кратковременный расцвет Вавилона, с которым связаны последние века истории Месопотамии. Вавилония вновь стала крупнейшим культурным центром при Набопаласаре, воцарившемся в 626 г. до н. э., но подлинного блеска ее искусство достигло при Навуходоносоре II (605-562 гг. до н. э.). От этой эпохи до наших дней дошли главным образом остатки архитектурных сооружений. Величественный городской ансамбль Вавилона VII в. до н. э. представлял собой вытянутый прямоугольник площадью ок. 10 кв. км, разделенный Евфратом на западную и восточную часть — новый и старый город. Пересеченный длинными прямыми улицами — дорогами процессий, ведущими к главным храмам, — он был в некоторых районах строго распланирован. Главные здания помещались в старом городе, новый же представлял собой пригород Большого Вавилона и соединялся с ним мостом на каменных опорах.
Архитектура и искусство Н. п. носят подчеркнуто религиозный характер — уже хотя бы потому, что власть в вавилонских городах находилась в руках жрецов. Основная улица города — дорога процессий богини Иштар (Аибуршабу) — соединяла главный храм бога-покровителя Вавилона Марду-ка — Эсагилу — с парадными северными воротами, носившими название «ворота Иштар». Храмовый комплекс включал в себя семиярусный зиккурат Этеменанки («Дом основания небес и земли» — знаменитая Вавилонская башня). Сохранилось имя зодчего: им был Арадаххешу, архитек-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 755;