Мастаба
Погребальные маски. Дерево с росписью. Середина II тыс. до н. э.
Погребальная маска. Дерево с росписью. Середина II тыс. до н. э.
римского владычества завоеватели принесли с собой традицию изготовления портретных масок для хранения в домах — обычай, который укоренился и в искусстве позднего периода, и эллинизма.
Древнеегипетские маски подразделяют на два типа: портретные и условные, в которых воплощается отвлеченный тип человеческого лица В первом случае мастера сохраняли индивидуальный образ даже при достаточно сильном обобщении. Во втором — маска выполняла роль личины, посредника между божественным первообразом и его условным подобием. Оба типа М. п. получили своеобразие благодаря связи с культом мертвых, в котором идея слияния конкретного образа с вечным началом была ведущей. Именно она заставляет мастеров придавать изображениям условную, навеки застывшую «архаическую» улыбку и до предела обобщать все характерно-индивидуальное. Данными задачами определялись и приемы исполнения М. п. На начальной стадии изготавливался слепок, который мог служить образцом для М. п. или для гипсовой (алебастровой) модели. Эта цепочка изображений позволяла, сохраняя портретность, доводить изображение до стадии предельной обобщенности. М. п. выполнялись в виде масок-голов или масок-лиц. Последние получили особое распространение в искусстве позднего периода.
МАСТАБА(араб., буквально — каменная скамья), принятое в современной археологии и искусствознании название древнеегипетских гробниц периода Раннего (ок. 3000 — ок. 2800 г. до н. э.) и Древнего (ок. 2800 — ок. 2250 г. до н. э.) царств. М. — результат длительного развития культовой архитектуры Древнего Египта: ее ранним прооб-
разом является погребальная камера, над которой сооружался насыпной холм. С течением времени, в конце эпохи Раннего царства, планировка гробниц изменяется: холм превращается в строение правильной формы, а подземная камера значительно увеличивается в размерах и облицовывается изнутри сырцовым кирпичом. Сформировавшийся тип гробницы-М. долгое время не выходит из обихода. М. состоит из двух основных частей, соединенных вертикальной шахтой: прямоугольного наземного сооружения с плоской кровлей и наклоненными к центру стенами, подземной погребальной камеры с несколькими помещениями. Гробница получила свое название из-за сходства ее со скамьями, стоящими возле домов в арабских селениях.
Такого типа гробницы были обнаружены в большом количестве в Саккара — некрополе Мемфиса. Вероятно, саккарские М. — пример самого раннего применения свода в архитектуре.
Наружные стены М. Раннего царства также облицовывали кирпичом (I династия) или камнем (II династия). Кирпичная и каменная облицовка позволяла совершенствовать форму и увеличивать размеры наземной части гробницы. Это имело огромное культовое и социальное значение, поскольку указывало на большую или меньшую известность и благосостояние погребенного. Фасады ряда царских погребений были украшены изображением бычьих голов, размещенных на высокой узкой площадке, со вставленными в них настоящими рогами (бык имел важное символическое значение в культе правителя). Поверхность стен М. снаружи делили нишами, ярко раскрашивали. Отделка погребальной камеры сочетала каменные и
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 760;