Маски погребальные
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Луксор. Колоннада храма Амона. Круглые колонны. Начата в конце XV в. до н. э.
Луксор. Колоннада храма Амона. Папирусообразные колонны. XV в. до н. э.
!
побегов папируса. Зодчий Л., тезка фараона Аменхотепа, применил в организации внутреннего про-транства прием нарастания ритма по направлению к центральной колоннаде. Ряды сдвоенных, близко поставленных папиру-образных колонн сменяются цепочкой идущих параллельно колонн, расположенных с большими нтервалами. Колоннады первого двора имеют картели в форме бутонов, центрального прохода — зиде раскрывшихся цветов. Таким образом, при :влжении вдоль оси ансамбля разворачиваются меняющие друг друга символы зарождения, вес--гы и расцвета.
Рельефы храма в Л. посвящены жизни фараона -.менхотепа III, который считался сыном бога Амо-^-Ра. Рельефные композиции находятся в строгом ~;:левом единстве с архитектурным решением мплекса. Фигуры, изображенные на них, исполины динамики, и при этом их композиции перетыкаются с основными очертаниями монументаль-ьос форм ансамбля. Следующий этап строительства связан с именем Рамсеса II, который возвел в серной части комплекса открытые колонные дво-пилоны и монументальные статуи каноничес-типа. Комплекс Л. продолжает и развивает
архитектурную и культовую идею крупнейшего памятника египетского зодчества — Карнака, с которым он композиционно связан. Литература:
Михаловский К. Луксор. Варшава, 1970.
МАСКА ПОГРЕБАЛЬНАЯ,в ритуальном искусстве Древнего Египта — неотъемлемая часть оформления погребального культа. Помимо ритуальных целей, М. п. имеют яркое художественное значение. Изготавливались на всем протяжении культурной истории Древнего Египта, с древнейших времен вплоть до эллинистического периода и эпохи владычества Рима. В классические эпохи (периоды Древнего, Среднего и Нового царств) М. п. были в большинстве своем портретными изображениями. Начиная с конца I тыс. до н. э. пор-третность постепенно сменяется условной, идеализированной типизацией. Долгое время (в период Нового царства) основным типом М. п. была позолоченная маска, которой покрывалось лицо мумии в захоронениях знатных вельмож и фараонов. Индивидуальное начало в таких произведениях полностью оттеснено декоративным; исключение составляют некоторые царские захоронения (см. Ту-танхамона эпохи памятники). В первые века
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 729;