ДРЕВНИЙ восток. Ра именуется царем всех богов, и большая часть возводимых храмов посвящается ему
Ра именуется царем всех богов, и большая часть возводимых храмов посвящается ему. Культ Амона приобретает вполне конкретные жизненные формы, он мыслится прежде всего не как космический демиург, но как покровитель фараонов и царской власти.
Параллельно в Н. ц. и. существует культурное влияние, связанное не с Фивами, а с другим крупным центром — Мемфисом. Религиозная философия Мемфиса связана с богом Пта, создавшим мир с помощью изреченного слова. Культ Пта носит более абстрактный характер, но он вполне самостоятелен, и его жречество участвует в религиозных противостояниях Египта до времени, завершившегося победой фиванской религии. Крупнейшая реформа этой религии была осуществлена в XIV в. до н. э. фараоном-еретиком Эхнатоном (Аменхотепом IV), эпоха царствования которого выделяется з истории египетской культуры в качестве самодеятельного и чрезвычайно яркого, хотя и недолгого периода (см. Амарнский период).
Характер культовой архитектуры Нового царева в XV в. до н. э. во многом определен спецификой новых обрядов. Так, расположение помещений храма по продольной оси обусловлено ритуалом зстречи божества на Ниле и перенесения в святилище ладьи богов фиванской триады (Амона, Мут и их сына Хонсу). В храмах Нового царства ярко проявилась синкретическая природа египетского
Интерьер гробницы Нахта в Фивах. XV в. до н. э.
искусства: сочетание его пластических видов с музыкой, пением и танцами.
В Н. ц. и. уточняются художественно-символические черты трех основных типов храмовых архитектурных комплексов: наземных, скальных и полускальных. Складывается строгая последовательность помещений и система декора. Вход в храмовый комплекс, украшенный порталом и статуями, вел
Фрагмент статуи царицы Хатшепсут из
храма в Дейр-эль-Бахри.
Начало XV в. до н. э.
Роспись в гробнице Нахта. XV в. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 629;