Нового царства искусство
Музыкантши. Деталь росписи в гробнице Нахта в Фивах. XV в. до н. э.
Фараон Аменхотеп II с жертвенными дарами. XIV в. до н. э.
в открытый двор, обнесенный колоннадой, за которым следовал ряд гипостильных залов и, наконец, — святилище. В ансамбль входили аллеи сфинксов, ведущие ко входу от берега Нила. К типу наземных храмов принадлежат два знаменитых храмовых комплекса восточной стороны Фив: Карнак и Луксор, посвященные Амону-Ра. На западном берегу Нила, по обычаю, строились заупокойные храмы, также отмеченные самобытными чертами. Принцип соответствия ландшафту при сочетании типа скальной гробницы и гипостильного сооружения, некогда открытый создателями храмов Среднего царства, был особенно полно развит зодчим Сенмутом, создателем знаменитого храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Он относится к типу полускальных храмовых сооружений, в которых наземные помещения сочетаются с молельней, вырубленной непосредственно в скале. С этого времени зодчие полностью отказываются от традиционной для царской усыпальницы пирамиды и размещают храм на двух террасах, подобных ступеням гигантской лестницы. Тем самым дух величественной статики, суровой, покоящейся тяжести, свойственный египетской погребальной архитектуре, был заменен, как и в храмах Карнака и Луксора, идеей подчинения здания ритму шествия, движущейся процессии, перед глазами которой разво-
рачивается храмовый ансамбль. Здесь также основная выразительная роль отводится колоннадам, в том числе четырехгранным и каннелюрованным. Рельефы на стенах портиков повествуют о жизни и деяниях царицы. Стены и сводчатый потолок молелен украшены росписью. Принцип симметрии не является основополагающим (как, например, в римских храмах), и в основу планировки положен композиционный контраст, хотя заупокойные храмы в целом более статичны, чем строения Карнака и Луксора. Важным нововведением архитектуры становится отделение гробницы от заупокойного храма.
К числу известных храмовых памятников относятся т. н. колоссы Мемнона — огромные тронные статуи из разрушенного заупокойного храма Аменхотепа III — и сфинксы (два из них находятся в Санкт-Петербурге). К типу скального храма относится и комплекс Рамсеса II в Абу-Симбеле.
Н. ц. и. отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуализированность отличает портретные изображения Хатшепсут; иконография,
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 551;