ДРЕВНИЙ ВОСТОК. тенсивно ведется строительство в новой царской резиденции, г
тенсивно ведется строительство в новой царской резиденции, г. Танисе. В Фивах возводится храм фараона Рамсеса (т. н. Рамессеум), четкая планировка которого берется за основу зодчими последующих поколений. В ансамбль Рамессеума входили заупокойный храм и комплекс дворцовых сооружений, и это сочетание становится отличительной особенностью зодчества конца Нового царства. Сложная система портиков-колоннад в Рамессеуме была разработана зодчим Пенра. В планировке интерьеров дворца использованы некоторые приемы амарнского искусства. Планировка и декоративный стиль Рамессеума продолжены в заупокойном ансамбле Рамсеса III в Мединет-Абу, где сохранились замечательные рельефные композиции.
Одним из последних выдающихся памятников Н. ц. и. является комплекс Рамсеса II и царицы Нефертари в Абу-Симбеле. Этот скальный храм из двух самостоятельных сооружений уникален благодаря редчайшему единству своего архитектурного и скульптурного замысла. Его фасад украшают двадцатиметровые статуи Рамсеса, углубленные в ниши и отличающиеся мастерским пластическим исполнением. Их художественное воздействие связано с естественным освещением, с изменениями светотени, в которых учтено суточное движение солнца.
В конце эпохи наблюдается заметное возвращение к каноничности и строгому следованию древним ритуалам. Примером этого является планировка гробниц Долины царей фиванского некрополя, подобных погребениям фараонов XVIII династии (усыпальница Сети I). Художественные традиции Н. ц. и., таким образом, неоднородны. С одной стороны, в начале и в конце этого исторического периода господствуют канонические формы и приемы, в развитии которых тем не менее со временем нарастает значение декоративности. С другой стороны,
вспышка амарнской культуры составляет в Н ц и. одну из самостоятельных и важных страниц, и ее влияние распространяется на позднейшие эпохи.
В период правления ХХ1-ХХГУ династий (1085-751 гг. до н. э.) в очередной раз наступает общеполитический и культурный упадок Египта.
Вскоре трон переходит к представителям ливийских семей; возникает долгая династическая борьба, и период междуцарствия, в который существовало одновременно несколько правящих династий, заканчивается интервенцией соседней Ассирии. Очередное воссоединение Египта связано с союзом, заключенным правителем Саиса — Псаметихом — с греками, и с изгнанием ассирийцев.
Последующий захват Египта Персией сменяется, после недолгого освобождения, подчинением Египта империи Александра Македонского и началом блестящего эллинистического периода, лежащего за пределами истории классического египетского государства.
Литература:
Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.
ОРТОСТАТ(с греч. — прямостоящий), каменные плиты, поставленные вертикально и применяемые в искусстве Древнего Востока для облицовки стен здания (раньше всего — строений типа бит-хилани). В хеттской традиции О. располагались с наружной стороны постройки, в ассирийском зодчестве — с внутренней стороны. Как правило, О. покрывались рельефными изображениями.
ПАЛЕСТИНЫ ИСКУССТВО,памятники художественной культуры Древней Палестины, исторической области в Западной (Передней) Азии Х-1 тыс. до н. э. Выделение самобытных основ П. и. представляет для историка крайне сложную проблему, что объясняется соединением многообразных культурных традиций, развивавшихся на этой территории, где в ходе длительных войн сменяли друг друга владычества ханаанеян, гиксосов, египтян, вавилонян и филистимлян. Древнееврейские племена начали расселение в Палестине с ХШ к до к а, и спустя два столетия было образовано Израильско-Иудейское царство, распавшееся впоследствии на две отдельные державы (ок. X— VIII вв. до н. э.). Последующие исторические события привели к подчинению этих царств Ассирии и Вавилону и переходу их на роль провинций. В VI в. до н. э. на территории Древней Палестины установилось владычество Ахеменидов, сменившееся в результате вторжения греческих армий Александра Македонского, столетним управлением династии египетских Птолемеев и, наконец, сирийцев. Во 11-1 вв. до н. э. в результате народного восстания во главе
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 559;