Палетка
с Иудой Маккавеем на территории Палестины возникло государство Хасмонеев; на рубеже тысячелетий Палестина стала римской провинцией, и ее культура впитала традиции римлян. Дальнейшая культурная история Палестины развивается под эгидой Византии, а позднее — исламских государств.
Истоки палестинской художественной культуры восходят к эпохе мезолита, которая представлена открытыми в начале 1930-х гг. памятниками т. н. натуфийской культуры (Х-VIII тыс. до н. э.). К до-керамическому искусству неолита относятся памятники древнейшего поселения — Иерихона. В V тыс. до н. э. появилась керамика с росписью или гравированным геометрическим орнаментом. Позднее была освоена расписная и лощеная красная и серая керамика; повсеместно изготовлялись изящные статуэтки из слоновой кости, сочетающие средиземноморские, египетские и хурритс-кие мотивы; ювелирные изделия.
Скульптурные памятники, известные пока в очень небольшом количестве, уступают по художественному мастерству отточенным изделиям соседней Финикии. Один из ранних образцов — базальтовый рельеф из Бет-Шеана, неподалеку от Самарии. Этот рельеф восходит к середине III тыс. до н. э. и воспроизводит распространенную во всей Передней Азии сцену — охоту на львов. Композиционно он разделен на два регистра. Движения животных еще отличает некоторая статичность, их экспрессия минимальна. Для П. и. характерны переносные алтарики из терракоты конической формы, украшенные росписью или рельефами, изображающими птиц и змей (атрибуты переднеазиатских богинь плодородия). Один из них, самый необычный, выполнен в виде трехъярусного прямоугольного здания, напоминающего месопотамские зиккураты. Памятники круглой скульптуры имеют очень много общего с работами сирийцев.
Археологических сведений о культовой и светской архитектуре Палестины немного, хотя их библейские описания отличает не только высокое литературное мастерство, но и замечательная скрупулезность. Судя по всему, зодчество Древней Палестины вбирало в себя множество самостоятельных местных традиций и не может быть связано только с культурой народа Иудеи и Израиля. К эпохе хал-колита относятся известные поселения в Мегиддо, Бейсане (IV тыс. до н. э.), где имеются памятники т. н. апсидальных жилищ с полукруглыми и квадратными в плане каменными выступами. Подземные дома сохранились в районе Беершебы. Поселения городского типа возникли в III—II тыс. до н. а, когда Палестина была заселена ханаанеянами. Такие города, как Иерусалим, Иерихон, Лахиш,
имели оборонительные укрепления. Типичной является крепостная стена из кирпича на каменном основании с углублениями с внутренней стороны, с прямоугольными и полукруглыми башнями. Дворцы и храмы не сохранились даже в развалинах, но, судя по описаниям, представляли собой сооружения, типичные для сирийской и финикийской архитектуры: каменные или кирпичные, с двойными дверями, фланкируемыми пилястрами. Возможно, некоторые здания были многоэтажными, что характерно для прибрежных жилых построек. Как и финикийские дворцы, они отличались величественностью и богатством внешней отделки.
Монументальная живопись Палестины представлена стенными росписями Телей-лат-Гассула, но большая часть памятников относится к эллинистическому периоду (вплоть до IV в. н. э.). Это гробницы с росписями в погребальных помещениях (например, марисская); мозаика в убранстве храмов и жилых домов периода римского владычества. Техника таких мозаик близка римско-византийской; тематика же примечательна исключением изображений человеческих фигур и тем более — изображений божества.
Литература:
Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.
ПАЛЕТКА(от франц. ра1ех.1е — пластинка, планка), плоская, слегка вогнутая деревянная или каменная пластина для растирания и смешивания красок В художественной культуре Древнего Египта П. утрачивают свое чисто прикладное значение и относятся к сфере малых форм искусства. Памятники этого рода, как и священные ножи, булавы и др., создавались для ритуальных целей и использовались при совершении обрядов. Египетские П. додинастического периода и эпохи Раннего царства играют значительную роль в формировании художественной композиции повествовательного характера.
В отличие от ранних росписей они имеют вполне определенный композиционный канон: изображенные сцены развернуты не в условном пространстве по принципу заполнения свободного поля, а подчиняются членению на полосы-регистры в вертикальном или горизонтальном направлении. На культовое, а не утилитарное назначение П. указывает устойчивая повторяемость одних и тех же фигур и сюжетов на разных памятниках.
Большинство П. имеет вид прямоугольной пластины с сильно округленными углами или форму, приближающуюся к треугольной и напоминающую щит. В центре находится небольшое углубление, связанное с первоначальным назначением П., слу-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 587;