ДРЕВНИЙ восток. разрушено множество памятников П
разрушено множество памятников П. и. Интерес к нему стал возрастать только в XX в. К числу первых находок относятся росписи близ города Дура-Европоса. Они позволили поставить вопрос о собственно П. и. и его своеобразии.
В истории П. и. своеобразным является не столько довольно быстрое и легкое усвоение традиций греческого (частично и римского) искусства, сколько энергичный отход от них и обращение к местным типам и формам. Это происходит не только в прикладном искусстве, но и в архитектуре. В настоящее время считается признанным, что именно Парфия пробила первую брешь в политической и культурной системе эллинизма в Азии. Парфяне были ираноязычным народом, и их первоначальная культура была близка культуре восточноиранских племен: маргианцев, бакт-рийцев, согдийцев и др. Кроме того, в П. и. сильно сказалось влияние официального искусства державы Ахеменидов (т. н. имперского искусства), известного по памятникам Персеполя. Определенную роль в формировании П. и. сыграли и художественные традиции кочевников-парнов. Антиэллинская реакция в П. и. объясняется также влиянием противников Рима, которые выступали объединенными силами. Исконные парфянские традиции играли существенную роль в упорной и непрекращающейся борьбе за единство и независимость Парфии.
К числу крупнейших культурных центров Парфянского царства, кроме Дура-Европоса, относятся Новая и Старая Ниса, Мерв (территория Туркмении), Гекатомпил — первая парфянская столица (Иран). В XX в. было опровергнуто утверждение, что парфянская архитектура не имела собственных стилистических особенностей и находилась под подавляющим греко-римским влиянием. Характерной особенностью парфянских городов являлась строго выдержанная трехчастная планировка: цитадель (т. н. арк), собственно город и сельская округа. Каждая из этих частей имела свою линию обороны, причем укрепления цитадели соединялись с укреплениями города. В обособленной крепости находились дворцы, храмы, казармы, склады оружия. Укрепления цитадели были обращены как наружу, так и внутрь города. Сам город строился планомерно, и его территория была разбита на ровные прямоугольные кварталы. При этом в Парфии существовал и тип собственно оборонной крепости, без дополнительной городской застройки. Стены крепостей были усилены мощными башнями из сырца с конусообразным цоколем и с завершающими башню зубцами и стреловидными бойницами. Такие крепости очень близки по архитектуре замкам раннего Средневековья, и
современными учеными рассматриваются версии об их преемственной связи.
; |
Деталь фриза Круглого храма с изображением головы льва. Терракота. 11-1 вв. до н. э. |
Для восточной части Парфии были типичны храмы, которые по своей планировке, возможно, восходят к древним святилищам огня. Такой храм представлял собой строение в виде квадратного зала, окруженного закрытыми помещениями и украшенного внутри колоннами. Храмы воздвигались на мощной сырцовой платформе, имели толстые стены. Из центрального квадратного зала проходы вели в глухие коридоры. Стены внутренних помещений разделялись на два яруса. Нижний был оформлен пилястрами дорического ордера в сочетании с окрашенными полосами. Фриз состоял из чередующихся терракотовых плит, гладких и рельефных (с пальметтами). Второй ярус был оформлен полуколоннами с капителями из терракоты, близкими по стилю коринфскому ордеру. В центре зала располагались четыре большие круглые колонны из кирпича Иногда в верхнем ярусе интерьера появлялись круглые пристенные колонны, а между ними располагались ниши, в которых помещались ярко расцвеченные глиняные статуи бо-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 727;