Парфянское искусство. Ваза. Керамика, роспись. Мерв
Ваза. Керамика, роспись. Мерв. V в. н. э.
хитектуры (глубокий айван, купольные конструкции) был широко развит в последующую эпоху.
Сведений о парфянской живописи очень немного. В какой-то степени их отсутствие восполняется теми представлениями, которые можно составить о вазописи. Однако монументальная живопись не только существовала, но и была очень развита в П. и В живописи, как и в скульптуре, в первые века н. а заметно стремление к архаической плоскостности, фронтальности композиции (храмы Дура-Европоса). Росписи были найдены и в Большом храме Мансур-депе. Они имеют чисто декоративный характер и очень близки по стилю монументальной живописи эллинистических центров — Александрии, Македонии, городов Северного Причерноморья. Схема росписи внутренних стен нередко воспроизводила кладку; при этом цветом выделялись цоколь, ортостаты, панели. Часть росписей имитирует цветной мрамор. Декоративная роспись внутренних помещений иногда не содержала никаких фигурных изображений, а была только яркой тонировкой архитектурного декора. Фриз окрашивался в черный цвет, капители — в красный, пространство стены между пристенными колоннами — в малиновый и т. д. Верхние ярусы обычно сохраняли белую окраску.
Скульптурные памятники П. и. известны главным образом во фрагментах, но очевидно, что скульп-
тура входила в оформление важнейших общественных сооружений и храмов. Наряду с привозными эллинистическими произведениями пластики в восточной части Парфянского царства распространились местные глиняные статуи (много образцов таких изваяний найдено в зданиях Нисы). Глиняная скульптура изготавливалась в несколько приемов. На свинцовый, деревянный или камышовый каркас накладывалась сырая глина зеленого цвета. Окончательная отделка производилась более мелкозернистой глиной цвета светлой терракоты. Поверх этого слоя иногда наносился тонкий слой обмазки из белого алебастра, затем статуя раскрашивалась. Во многих скульптурах пластически обработаны только лицевая сторона и бока (фигуры были пристенными). Как и для архитектурных памятников, определяющим началом является сочетание в парфянской скульптуре греческих и местных черт, которые неодинаково взаимодействовали в разных художественных центрах и в разные периоды. Есть и точки соприкосновения между парфянской (нисийской) и бактрийской скульптурой, что проявляется в тематике и в облике фигур.
Важная стилистическая особенность монументальной скульптуры — героизация образа, особая масштабность, проистекающая из ее принадлежности к официальному искусству. В разных районах скульптурные изображения в храмах и дворцах устанавливались как в верхней, так и в нижней части интерьера, но во всех случаях скульптура тесно связана с архитектурой. Знаменитой находкой из Нисы является «Родогуна» (так звали дочь царя Митридата I). Эта скульптура выполнена из двух видов мрамора — белого и серого. Статуэтка относится к широко распространенному в эллинистическую эпоху типу Афродиты Анадиомены, прообразом которой являлось живописное изображение работы Апеллеса. Однако поза ее не совсем канонична, а сосредоточенно-суровое выражение лица сильно отличает «Родогуну» от других эллинистических Афродит. Согласно легенде, Родогуна мыла волосы, когда пришла весть о нападении врагов, и поклялась домыть их только тогда, когда враги будут уничтожены. Работа эта является творением иноземного, вероятно, греческого мастера, но в ней учтены вкусы парфянской знати, поскольку скорее всего она делалась по заказу. Большинство привозных статуй невелики по размерам и предназначались не для общественных сооружений, а для украшения жилищ.
Скульптура Маргианы, найденная в Мерве, раскрывает иные связи и влияния: здесь преобладает воздействие восточных стилей. Сохранились памятники скульпторов Пальмиры (надгробные сте-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1184;