Парфянское искусство. жеств или царей. Стены помещения также окрашивались в белый и ярко-красный цвета.
жеств или царей. Стены помещения также окрашивались в белый и ярко-красный цвета.
Святилище храма было окружено многочисленными помещениями (подобную композицию имеет храм в Персеполе, III в. до н. э.). С течением времени все реже используются колонны, но появляется купол — элемент, типичный для восточного зодчества. Таким образом, в храмах Парфянского царства наблюдается соединение чисто местной — иранской — традиции с декоративными мотивами, заимствованными из греческой архитектуры. Принципиально новым в этом соединении является то, что цель его — вертикальное развитие композиции интерьера, равно чуждое и иранской, и греческой архитектуре. К тому же ордерная система применяется только в декоративных целях. Отдельные ее элементы имеют плоскостный вид и выполняются не из камня, а из терракоты.
Значительным явлением парфянского зодчества является т. н. Круглый храм, наиболее своеобразное произведение раннего П. и. По композиции это четырехгранная призма, над которой высится цилиндр, увенчанный пирамидальным шатром. Внутреннее пространство представляет собой круглое помещение, и только коридоры повторяют очертания призмы. Нижний ярус внутреннего помещения — гладкая беленая стена; верхний — череда пристенных колонн коринфского ордера. Граница между ярусами обозначена фризом из терракотовых плит с рельефным изображением на местные (лук и колчан, полумесяц) и греческие (палица Геракла, львиная голова) мотивы. В нишах второго яруса располагались статуи божеств. Не установлен с определенностью культ, которому служил Круглый храм. Возможно, что, как и Мавзолей в Галикарна-се, храм предназначался для церемоний, посвященных обожествленной посмертно царской чете.
Важно отметить, что сходные черты имеет и римское погребальное зодчество. Культ души умершего владыки также характерен для древних индийцев, иранцев и египтян. Квадрат в плане постройки при этом символизировал Космос (четыре стороны света); круг служил символом вечности и неба.
С Круглым храмом соседствовал и объединялся переходами и коридорами т. н. Башенный храм на высокой шестиметровой платформе, возможно, служивший напоминанием о древней иранской традиции поклонения божествам на горных вершинах.
О культовых зданиях периода расцвета Парфянского царства можно с определенностью сказать, что композиция большинства храмов слагается из трех компонентов: глубокого айвана (просторного сводчатого зала, открытого с одной стороны во внутренний двор), квадратного святилища и системы обводных коридоров (Большой храм в Мансур-депе). Храмовая архитектура западной части Пар-фии интересна наличием многих типов святилищ. Храмы вавилонского типа — с внутренним двором, по периметру которого располагались помещения, — строились в Ниппуре. В храмах Хатры очень значительно греческое и римское влияние. В некоторых городах Маргианы был распространен буддизм, в связи с чем возводились ступы — буддийские культовые сооружения.
Один из самых загадочных памятников П. и. — т. н. Квадратный дом, возведенный во II в. до н. а Видимо, он служил посмертной сокровищницей парфянских царей. Композиционное решение Квадратного дома — чисто эллинистическое, но греческая основа претерпевает заметную модификацию. Дом имел квадратный двор в центре, окруженный колоннадой из 36 деревянных колонн с маленькими каменными базами-стилобатами. На южной стороне здания имелось еще семь колонн, выступающих вперед. За колоннадой располагались 12 прямоугольных вытянутых комнат, по три с каждой стороны. По длинной оси каждой комнаты также были поставлены колонны. В этом доме греческого типа перистиль изолирован от окружающих помещений, что говорит о творческом восприятии традиции местными зодчими. Первоначально открытые комнаты с ценной утварью и другими дарами царю (именно здесь были найдены знаменитые нисийс-кие ритоны) постепенно замуровывались, уменьшалось и число колонн. Видимо, каждая отдельная комната была сокровищницей одного из умерших членов царского дома. В результате всех перестроек перистиль исчез. Подобной трансформации подвергаются строения и в городах парфянской Месопотамии: происходит процесс ориентализации эллинских типов архитектуры.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 726;