Парфянское искусство
Фриз ритона. Слоновая кость. Старая Ниса. 11-1 вв. до н. э.
Пластина с изображением царя. Слоновая кость. 1-11 вв. н. э.
Фрагмент сосуда с изображением
мужского лица. Мансур-депе.
11-1 вв. до н. э.
гим и трудным; стабилизация наступила лишь при Митридате II (ок. 123-88 или 87 г. до н. а). Парфянские цари активно вмешивались в государственную жизнь многих держав; под политическим влиянием Парфии находилась Великая Армения. Как и держава Селевкидов, Парфянское царство делилось на сатрапии, и власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов.
Первое соприкосновение парфян с Римом произошло в начале I в. до н. э., в период борьбы с понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Вторжение римских войск во главе с Марком Крассом в Парфию встретило сокрушительный отпор. Завоевания парфян угрожали владычеству Рима на Востоке, и в результате сложных межгосударственных интриг в Парфянском царстве сложились две противостоявшие друг другу группировки, одна из которых тяготела к торговым контактам с Римской империей, другая же занимала по отношению к Риму непримиримую позицию и стремилась к дальнейшим завоеваниям. Длительный период внутренних войн в Парфии и быстро закончившаяся эпоха внутренней стабилизации (около 50-80 гг.) завершились резким упадком государства. Хотя парфянам удавалось время от времени наносить римлянам поражения, процесс распада Парфянского царства был необратим. Однако оно прекратило свое существование не в результате победы Рима, а после сокрушительного поражения, нанесенного ему в 224 г. войсками
Парсы, самостоятельной области царства, не пожелавшей сохранять свой вассалитет. Территория Парфии после этого разгрома вошла в состав древнеиранского государства Сасанидов.
Художественная культура Парфянского царства достаточно своеобразна и первоначально представляла собой одну из ветвей культуры эллинистического мира. В дальнейшем элементы эллинизма, принесенные завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местными мастерами. П. и. не имело опоры в единой государственной или религиозной доктрине. Постоянной государственной религии в Парфии не существовало вовсе. На востоке преобладали различные формы зороастризма; в северных областях распространился буддизм. На западе страны были в почете греческие и старовавилонские культы, а также различные синкретические учения, подготавливавшие к концу парфянской истории приход христианства. Долгие годы отношение историков к П. и. было весьма скептическим. Еще римский ученый Лукиан пишет: «Не заботило Аршакидов прекрасное, и, выставляя что-либо напоказ, думали они не о наслаждении зрителей, не об одобрении, а лишь о том, чтобы поразить взоры; ибо варвары — друзья не красоты, а одного лишь богатства». Оценка греческих и римских авторов надолго предопределила суждения исследователей позднейших эпох. В ходе археологических изысканий XIX в., в особенности в Месопотамии, было
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1448;