ДРЕВНИЙ восток. лы). Как известно, Пальмира была одним из центров, где формировалось то направление в искусстве, которое оказалось своеобразным предвосхищением искусства
лы). Как известно, Пальмира была одним из центров, где формировалось то направление в искусстве, которое оказалось своеобразным предвосхищением искусства Средневековья. Ряд найденных в Мерве скульптур — индийского происхождения, и привозились они по заказу местных буддистов. Среди них — голова статуи Будды, миниатюрные изображения Будды и арфистки, выполненные из шифера. Все эти скульптуры были ярко раскрашены. Что касается монументальной скульптуры, развивающей только местные традиции, го такие работы найдены лишь во фрагментах. 3 Маргиане были очень популярны мелкие терракотовые статуэтки, изображавшие богинь и богов местного пантеона. Возможно, они являлись копиями крупных храмовых статуй. Ясно лишь, что в развитии П. и. общей тенденцией стало усиление фронтального характера, плоскостности скульптуры, которая нередко заменяется рельефом (осо-"■енно в декоре фризов) и даже росписью. В область парфянской скульптуры входят также плоскостные и фронтальные наскальные рельефы, например на скале Бехистун (первые века н. э.).
Среди изделий прикладного искусства выделя-- тся ритоны из Нисы, изготовленные из слоновой кости во II в. до н. э. Здесь отчетливо проявляется местная традиция. Декоративные фризы на таких
'Судах создавались на греческие или местные сюжеты. Нисийские ритоны принадлежат к тому типу, который был особенно популярен в иран-:ком и скифском мире, хотя иногда встречался и = Греции. Он характеризуется удлиненным изогнутым туловом, сохраняющим естественную форму ";:вня, т. е. более широким сверху и суженным конца. Нисийские ритоны при этом выполнены
г из цельного бивня, а из отдельных кусков кос-
:. укрепленных на каркасе. На узком конце рито--гы украшались скульптурной головой какого-либо -:;тотного. Горловина ритона оформлялась в виде
-льефного карниза из отдельных небольших изоб-
.-жений; ниже располагался рельефный фриз.
>мпозиция фриза исполнялась в технике барель-
-фа. Чаще других встречается композиция, пред-
тавляющая 12 олимпийских божеств. При общей " тизости этих изображений к эллинистическому
:кусству примечательно изменение типа женских " Щ, придание им этнических восточных черт. По-
• лярны в рельефах ритонов были и дионисийские
- 'Жеты, решенные очень динамично. Среди таких
- >жетов преобладают сцены вакханалий. Фигуры,
--.зершающие ритон, в большинстве своем элли
нистические, но иногда встречаются и иные, свя-
анные с миром иранских эпических и религиозных казаний. Особенно явным признаком воздействия райского искусства является изображение крыла-
тых зверей. Нисийские ритоны не были предназначены для повседневного пользования. Это ритуальные или парадные сосуды, использовавшиеся, в частности, при коронации и в ритуалах поклонения священному огню города. Ритон (или лук со стрелами) служил одним из знаков царской власти в искусстве парфян и скифов.
В сокровищницах парфянской Нисы найдены также бронзовые зеркала, бляшки с фигурами бегущих животных. Они достаточно близко напоминают искусство народов Северного Причерноморья. Сохранились и остатки круглых парадных щитов, парадных топориков из серебра с позолотой. В таких изделиях черты эллинистического искусства наименее заметны. Богатый материал для суждения о П. и. представляет и местная глиптика, хотя сохранилось больше оттисков, чем самих печатей. Большая часть печатей была каменной; но, вероятно, изготавливались и стеклянные, и металлические. Их тематика близка древнеиранской (единоборство царя с чудовищем, священное дерево, фантастические животные). На некоторых печатях изображены греческие боги.
Большой интерес представляет парфянская вазопись. Наиболее ранний образец росписей по керамике — осколок вазы с эскизным изображением мужского лица. Он предвосхищает стиль ранне-средневековой вазы, найденной в Мерве. Она была замурована в фундамент буддийского святилища и содержала священные рукописи (правда, при этом ее стиль вовсе не связан с искусством буддизма). Сосуды таких форм (сильно расширяющееся туло-во, ручки с выступами-шариками) использовались в качестве оссуариев, но неизвестны как бытовые. На вазе изображены сцены царского свадебного пира, царской охоты, прощания у постели умирающего, сцена погребения. Таким образом, перед наблюдателем проходит целая человеческая жизнь — тематика, необычная для вазописи и более принятая в монументальном искусстве. Стилистически ваза из Мерва близка монументальной живописи Средней Азии и сасанидского Ирана. Здесь господствует ли-неарность, фигуры очерчены контуром, краски ярки и насыщенны. В манере художника, почти целиком связанной с каноничностью, условностью, еще угадываются черты античного искусства с его пристрастием к многоплановым композициям.
П. и. оказало серьезное воздействие на художественную культуру соседних стран. Градостроительные и архитектурные находки парфян получили широкое применение в эпоху первых Сасанидов; традиции парфянской скульптуры проявились в оформлении дворцов государства Кушан и в Бактрии. На Западе заметную роль в становлении искусства позднего Рима и Византии сыграли художественные
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 710;