Позднего периода искусство


 


Большая галерея, ведущая к царской камере в пирамиде Хеопса. XVIII в. до н. э.

После смерти Хуфу его сын Хефрен (Хафра) и внук Менкаура (Микерин) построили близ Гизы еще две пирамиды меньших размеров. В их ан­самбле были повторены принципы комплекса Хуфу. Возле П. Хафры был также поставлен высечен­ный из целиковой скалы Сфинкс с лицом фараона.

Последняя П. Древнего царства была возведена в Саккаре фараоном Пепи II. В дальнейшем такие усыпальницы строились не из камня, а из сырцо­вого кирпича, что вело к их сравнительно скоро­му разрушению. Идея же вечного дома властителя перешла к типу скальной гробницы.

Постройки наподобие П., зачастую служившие постаментами для храмов, связанных с космологи­ческими культами, возводились зодчими I тыс. н. э. в древних культурах ацтеков и майя. Особенно много черт внешнего сходства П. имеют с зиккура-тами Месопотамии.


В древнеримском искусстве мотив П. использо­вался в сооружениях мемориального типа. Литература:

Кинк X. А. Как строились египетские пирамиды. М., 1967. Лауэр Ж. Ф. Загадки египетских пирамид: Пер. с франц. М., 1966.

Михаловский К. Пирамиды и мастабы. Варшава, 1973.

ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ИСКУССТВО,в истории культуры Древнего Египта художественные па­мятники эпохи ок. 1085—332 гг. до н. э., завершаю­щейся покорением Египта Александром Македонс­ким, а затем римскими императорами. В Древнем Египте этого времени заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослабле­нии роли царского единодержавия. Бразды госу­дарственного правления в 1085 г. до н. э. переходят к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладевают представители ливийской зна­ти (основатель династии — правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Но­вое объединение страны в т. н. саисский период за­тем сменяется персидским владычеством. Персидс­кие правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александ­ра Македонского.

В подражание великим царям многие из правите­лей позднего периода вели строительство в Карна-ке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пи­рамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции. В области скульптуры навыки древнего высокого ремесла отчасти угаса­ют — так, портретные изображения на погребаль­ных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, прояв­ляясь главным образом в декоративной области. Одной из лучших портретных работ, представляю­щих П. п. и., является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистически достоверной манере.

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится г. Саис. Период влады­чества Саиса часто выделяется как наиболее само­бытный в искусстве Египта данной эпохи. Во всех областях культуры в саисский период заметен це­ленаправленный поворот к классическим образцам древнего искусства. В скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и пропорции и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царств. Однако мастера Саиса










Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 695;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.