Раннего царства искусство
Голова статуи Нектанеба II. 380-343 гг. до н. э.
Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм. Повсеместное распространение получили маски, представлявшие собой нечто среднее между портретом и стилизованным, условным по изображению ритуальным памятником. Ярчайшую страницу художественной истории Египта эллинистического периода составляет т. н. фаюмский портрет. В его возникновении решающую роль сыграли традиции античности, но при этом стилистический облик фаюмских портретов, их дух целиком определяется традициями египетского искусства с его условностью, стилизованностью и явным доминированием духовного над индивидуально-пластическим.
Следует отметить, что художественные принципы, издревле определявшие тематику, жанры и стилистические принципы египетского искусства, не только были сохранены в П. п. и., но и получили развитие в культуре античного мира и раннего европейского Средневековья.
Литература:
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
РАННЕГО ЦАРСТВА ИСКУССТВО,художественные памятники Древнего Египта I—II династий (ок. 3000 — ок. 2800 г. до н. э.). Точные хронологические границы периода династической истории
Египта достаточно расплывчаты. Процесс объединения протекал длительное время, и принято считать, что он начался в период т. н. нулевой династии. Завершился же он с воцарением Менеса, царя Юга, захватившего Нижний Египет и основавшего крепость Мемфис, которая в XXVIII в. до н. э. стала столицей объединенного Египта. Памятники Р. ц. и. имеют важное значение для формирования художественной традиции Древнего Египта, т. к. именно в эту эпоху сложился египетский канон (см. Канон древнеегипетский). Самые ранние примеры его становления относятся к области искусства малых форм, главным образом ритуальной утвари, в декоре которой разрабатывались повторяющиеся образы и символические сюжеты. Их тематика была связана с культами правителя и загробной жизни. К числу таких памятников Р. ц и. относится палетка фараона Нармера.
Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным материалом был в то время легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести произведение к сфере Р. ц. и. Камень применялся лишь как отделочный материал: из него продолжали выполнять также украшения и культовые сосуды. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов — «серех», изображение которых встречается на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Культовые и мемориальные постройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы. Декорировка святилищ еще сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки (та же особенность отличает и искусство Древнего Шумера).
В Р. ц. и. сложились и такие приемы оформления, как вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.
Многие из традиций храмового зодчества отразились и в стиле мемориальных сооружений, которые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погребального культа. Погребения 1-П династий сосредоточены в районе Мемфиса и Абидоса, ставших центрами развития заупокойного культа. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гроб-ниц-мастаб, самых характерных построек в зодчестве Древнего Египта. С другой стороны, именно в связи с разработкой мастаб происходит обогаще-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 745;