Рельеф древнеегипетский
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ние и уточнение содержания культа. К этой эпохе относится обычай помещать в гробницу статую покойного, чтобы душа могла вновь обрести собственное тело. Р. ц. и. еще сохраняет связь с культурой тотемизма, и в живописном и пластическом убранстве его памятников встречается огромное количество изображений животных, многие из которых считались священными.
Примечательно, что к начальному этапу воссоединения Египта они превращаются в богов номов (административных округов); культ их становится упорядоченным и обретает строгую иерархию. Таким образом, развитие художественной традиции находится в прямой связи с важнейшими процессами становления культуры Египетского царства. Изобразительное искусство Древнего Египта еще в период Р. ц. и. оказывается тесно связанным с иероглификой, т. е. имеет особенно интенсивную символическую окраску.
Стела фараона Джета из Абидоса. Ок. 3000 г. до н. э. |
Скульптура раннединастического периода сосредоточена в трех крупных центрах, где строились
храмы: Оне, Абидосе и Коптосе. Большая группа памятников связана с обрядом хеб-сед — ритуалом обновления физической мощи фараона. Сюда относятся сидящие и идущие фигуры царя (круглая скульптура и рельеф), а также изображение его ритуального бега (только рельеф). Характерной чертой скульптуры эпохи является постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком, а также каноническая поза стоящей фигуры с выставленной вперед левой ногой. Последнее станет в особенности важным для скульптурной манеры Древнего царства. В рельефах Р. ц. и. многофигурные композиции сменяются более лаконичными изображениями и мастерским использованием выразительности пустого поля поверхности. Наглядным примером является прославленная стела фараона Джета из I династии. Иероглиф змеи (имя Джета) вписан в прямоугольное поле над условным изображением дворцового фасада-«серех», символизирующего дом божественного правителя. С замечательным вкусом неизвестный мастер сочетает в композиции стелы прямоугольные и зигзагообразные контуры. Изображение сокола Гора — пример иероглифического компонента в художественном памятнике.
Р. ц. и. очень богато на ювелирные изделия, сосуды и мебель ритуального назначения, прикладные предметы. Усложняются и становятся разнообразными их формы; возрастает техника обработки. В ряде вещей появляются столь популярные впоследствии растительные элементы, как бутоны и листья лотоса. Широкое использование декоративных камней разного типа привело к развитию техники инкрустации, особенно предметов утвари и мебели храмов. Р. ц. и. становится фундаментом, на котором строится мощное здание культуры Древнего Египта.
Литература:
Померанцева Н. Искусство Древнего Египта // Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ,характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальности с начала династического периода и до конца эпохи эллинизма в Египте. Рельефные изображения встречались с древнейших времен на бытовых и культовых предметах, погребальных стелах, но особенно часто — на стенах храмов и гробниц. При различиях в сюжетах изобразительный принцип остается единым и основывается на требованиях древнеегипетского канона. Рельеф, украшая поверхность, не должен был разрушать ее фактуру, в связи с чем высота Р. д. очень невелика, иногда меньше одного миллиметра. Перспектива и пространственные планы отсутствуют, ракурсы в изображении фигур не используются. Групповые сцены всегда развертываются в одну
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1671;