Базилика Северов в Лептис Магне. Деталь рельефа. III в.

О базилике как сооружении, весь­ма распространённом у римлян, следует сказать особо. Тип базили­ки (от греч. «базилике» — «царский дом») — прямоугольного вытянутого здания для общественных собра­ний и советов — возник уже в Гре­ции в III в. до н. э. Здание разделя­лось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько про­ходов — нефов. Средний неф был обычно выше и шире боковых и ос­вещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом — апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики ис­пользовалась как образец для строи­тельства христианских храмов.

На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка),

была построена базилика, которая отличалась от всех прежних осо­бым замыслом и роскошью отдел­ки. На узких сторонах, восточной и западной, у неё были две полукруг­лые ниши — апсиды. Обрамляв­шие их пилоны (столбы) посвяща­лись Дионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов. С этими двумя героями античности отождествлял себя император. Так уже поступал Александр Македон­ский в IV в. до н. э., бросая вызов не­бесам. Теперь в это начинали веро­вать буквально.

Дионис и Геракл — два главных божества позднеантичного мира. Их почитали повсюду, но Дионис намного популярнее. На замечатель­ных римских саркофагах, которые

воплощают духовный мир позднего Рима, Дионис побеждает Геракла. На знаменитом «саркофаге Уварова» из Государственного исторического музея (Москва) Дионис опьяняет ге­роя, считавшегося воплощением ра­зума, воли и недюжинной физиче­ской силы. Дионис вершит ритуал его смерти и возрождения. Ведь он

тоже умирал в облике виноградных гроздьев, которые давили в чанах, похожих по форме на саркофаг, и возрождался уже в виде молодого вина. Путь бога от мученической смерти к воскресению воплотился в страстях Диониса. От него один шаг до спасительной смерти хри­стианского бога-человека.

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, зна­чимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он до­стоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство рим­ского времени оставило множество замечательных памятников в самых раз­ных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную вре­менем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информа­цию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, кото­рому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех прин­ципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

*Уваров Сергей Семёно­вич (1786-1855) -совре­менник А. С. Пушкина, министр народного просве­щения, президент Россий­ской Академии наук.

**Римский саркофаг, при­обретённый в 1843 г. в Риме, граф Уваров привёз в своё подмосковное поместье По­речье. После Октября 1917 г. саркофаг попал в музей и его стали называть «сарко­фагом Уварова».








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1250;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.