Позднего периода искусство. трактуют эти приемы всего лишь как тему для стилизаций
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
трактуют эти приемы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно так же свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих известных комплексах присутствуют наземные и скальные сооружения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры — гипостили, пилоны, цепочки зал.
В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами. В архитектуре происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвященные древним
богам, теперь становятся гораздо меньше по ;: а -мерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. В большинстве памятников он сохраняется вплоть до начала Римской эпохи (30 г. до н. э. — 395 г. н. э.). Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филе, названный Геродотом «жемчужиной Египта». Символика египетских верований не исчезла из декора этих храмов: так, широкое распространение получили изображения богов земли и неба, особенно богини Нут; зодиакальные композиции, мифологические сюжеты, связанные с Великой Девяткой гелиопольского цикла мифов (Атум-Ра, Шу — воздух, Тефнут — влага, Геб — земля, Нут — небо, Сет, Осирис, Исида и Нефти-да). При Птолемеях сохранялся и традиционный погребальный ритуал вместе с формой гробницы, напоминающей храм с колонным портиком. Рельефы, украшающие ее, сочетают местные черты с эллинистическими приемами.
Деталь покрытия женской мумии из гробницы «певицы Амона» Тайки в Фивах. X—IX вв. до н. э.
Голова статуи Ментуемхета. М-У вв. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 639;