ГЛАВА 10 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 13 страница
Право и нравственность имеют один корень — духовную природу человека; они действуют на одном и том же поприще человеческих отношений; внешние действия и внутренние побуждения тесно связаны друг с другом, а потому тут необходимо оказывается взаимодействие двух начал, а вместе и потребность привести их к соглашению. Это требование относится в особенности к праву, ибо нравственный закон не имеет принудительного характера, а право может вынуждать свои повеления. Основное правило, которым определяются эти отношения, состоит в том, что юридический закон не должен вторгаться в область внутренней свободы и определять то, что, по существу своему, не подлежит его действию. Сюда относятся религиозные убеждения человека; они выходят из ведения принудительной власти. С другой стороны, в собственной своей сфере юридический закон может отказать в помощи действиям формально правомерным, но по существу своему безнравственным, например, в признании законности процентов свыше известной нормы. Наконец, он может даже положить наказание за безнравственные поступки, когда они составляют посягательство на чужую личность или оскорбляют общественную совесть; но такого рода постановления требуют особенной осторожности. Где есть совместная сфера, там разграничение не всегда легко; но общее правило должно состоять в том, что область нравственности не подлежит юридическому закону, который имеет дело только с внешними отношениями свободы и касается внутренних побуждений лишь настолько, насколько они выражаются в действиях, нарушающих право.
Принудительным юридический закон становится тогда, когда он в известном обществе признается действующею нормой права. Таков закон положительный, который получает силу именно от этого признания. Вследствие того он может быть разный в разные времена и у разных народов. Прилагаясь к жизни, общие начала права видоизменяются сообразно с условиями, потребностями, взглядами и степенью развития общества, в котором они призваны действовать. Отсюда разнообразие и изменчивость юридических норм. В этом выражается реальная сторона права, представляющая осуществление общих начал в жизненных явлениях. В этой сфере проявляется вместе с тем и человеческая свобода; от нее зависит установление тех норм, которыми определяются ее действия, и изменение этих норм сообразно с развитием правового сознания. Отсюда понятие о юридическом законе как о произвольном человеческом установлении, в отличие от законов природы, которые всегда и везде действуют одинаково. Это воззрение развивалось уже древними софистами и воскресло с новою силой в настоящее время.
Оно грешит тем, что принимает во внимание одну внешнюю сторону или способ установления норм, упуская из вида связь их с самыми необходимыми и элементарными потребностями человеческого общежития. Положительные нормы права составляют принадлежность всякого общества. Они являются не только в устроенном гражданским порядке, но и на самых низших ступенях общежития, здесь они имеют форму обычая, признанного всеми и которому все бессознательно подчиняются. Обычай возникает чисто практическим путем; он слагается из жизненных потребностей, вытекающих из взаимодействия свободных единиц. Чем ниже сознание, тем более он имеет характер естественного проявления присущих человеку духовных сил. Отсюда учение немецкой исторической школы, что право, подобно языку, представляет органическое явление народного духа, вследствие чего оно должно развиваться не искусственными и произвольными мерами, а органическим путем, по мере развития народных потребностей и сознания.
Однако этот характер органического роста оно сохраняет только на низших ступенях. С высшим развитием сознания и жизни является противоположность воззрений и потребностей, а с тем вместе необходимость установить общие нормы, одинаково обязательные для всех, что может совершаться только действием общественной власти. Тогда право принимает форму положительного закона, в котором проявляется свободная воля человека, но которого сила и действие в значительной степени зависят от условий той среды, где он прилагается. Это и есть господствующий тип в гражданском порядке. Но закон установляет только общие нормы. Приложение этих норм к бесконечному разнообразию жизненных явлений составляет дальнейшую задачу правоведения. Из этого возникает третья форма положительного права — право юристов. Здесь к практическим приемам присоединяются уже и теоретические взгляды. Правоведение есть наука, которая не только развивает в подробностях постановления законодательства в приложении к жизненным отношениям, но и сводит к общим началам разнообразие постановлений. Последние через это подвергаются высшей оценке; сознаются требования права, вытекающие из естественного разума, по выражению римских юристов. Эти сознанные юристами начала воздействуют и на самое законодательство, которое изменяется сообразно с этими указаниями. Положительное право развивается под влиянием теоретических норм, которые не имеют принудительного значения, но служат руководящим началом для законодателей и юристов. Отсюда рождается понятие о праве естественном, в противоположность положительному. Это — не действующий, а потому принудительный закон, а система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства. Она и составляет содержание философии права. Что же дает нам в этом отношении разум?
Мы видели, что существенная задача состоит в разграничении области свободы, отдельных лиц. Для разрешения ее путем общего закона требуется общее разумное начало, которое могло бы служить руководством как в установлении закона, так и в его приложении. Что же это за начало?
Оно искони было присуще сознанию человеческого рода и всегда служило правилом для всех тех, кто беспристрастно, невзирая на личные интересы, разрешал столкновения, возникающие из взаимодействия человеческой свободы. Оно было в совершенно сознательной форме высказано римскими юристами и не может составить предмет ни малейшего колебания для того, кто в праве видит не один только продукт практической пользы, а условие истинно человеческого существования. Это начало есть правда, или справедливость. Самое слово показывает, что оба эти понятия, право и правда, проистекают из одного корня. И это было высказано уже римскими юристами: jus a justitia appellatium est, право получило свое название от правды. И все законодательства в мире, которые понимали свою высокую задачу, стремились осуществить эту идею в человеческих обществах.
В настоящее время, когда все метафизические понятия подверглись отрицанию, идея правды вместе с другими была сдана в архив. Философствующие юристы, как например Иеринг, ищут для права всякого рода оснований в практических, целях, в политике силы, в эгоизме общества, но о правде у них нет и помину. Даже юристы с высшими нравственными побуждениями видят в этом начале не более как смутный инстинкт, под которым можно разуметь все, что угодно, и который следует устранить из объективного обсуждения юридических норм. А между тем только оно раскрывает нам истинную их сущность и дает ключ к пониманию явлений. Не выяснивши его. мы погрязнем в хаосе практических соображений или собьемся на совершенно ложные пути. Конечно, одного смутного инстинкта недостаточно для руководства; инстинкт служит лишь указанием на присущие природе человека побуждения. Выяснение же этих побуждений, возведение их на степень сознательного начала, служащего человеку правилом действий, есть дело разума, постигающего предметы не в случайных явлениях, а в самом их существе. И этого достигнуть нетрудно, ибо эти начала давно были выяснены высшими умами, которые были светильниками человеческой мысли. Только реализм, отвергающий мысль во имя бессмыслицы, не хочет их ведать.
Искони понятие о правде связывалось с началом равенства. Справедливым считается то, что одинаково прилагается ко всем. Это начало вытекает из самой природы человеческой личности: все люди-суть разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему и, как таковые, равны между собою. Признание этого коренного равенства составляет высшее требование правды, которая, с этой точки зрения, носит название правды уравнивающей.
Сознание этого начала не вдруг, однако, появилось в человеческом роде; оно вырабатывалось в нем постепенно, расширяясь по мере развития идеальных элементов человеческой мысли. Сперва оно ограничивалось тесными пределами отдельных групп; только с высшим развитием философского и религиозного сознания оно распространилось на все человечество. У стоиков, от которых оно перешло и к римским юристам, оно явилось как указание естественного разума; в христианстве оно получило полное признание как религиозная истина: все люди считаются братьями между собою.
Однако это равенство относится только к сущности человека, как существа, одаренного разумом и свободною волею, а отнюдь не к внешним его определениям и к тем условиям, среди которых он живет. Здесь, напротив, господствует полнейшее неравенство. Люди неравны между собою и по своим физическим свойствам, и по умственным способностям, и по нравственным качествам; есть между ними сильные и слабые, красивые и безобразные, умные и глупые, добрые и злые. Такое же, и даже еще большее, неравенство оказывается в их отношениях к окружающему их физическому миру и в тех вещественных благах, которыми они пользуются. Одни живут под полярными льдами, где они с трудом добывают себе скудное пропитание, другие в благословенных странах Юга, где природа дает им все в изобилии. А так как различие внешних благ, связанное с различием естественных способностей и образования, порождает различную зависимость одних людей от других, то неравенство увеличивается еще различием общественного положения. Фактически, неравенство есть господствующее явление в человеческих обществах: равенство же есть не более как метафизическое требование, во имя мыслимой сущности. Поэтому те, которые, отрицая метафизику, отвергают возможность познавания сущностей и даже самое их существование, не могут говорить о равенстве людей иначе, как впадая в явное противоречие с собою. Опыт не дает нам ничего, кроме неравенства.
Это фактическое разнообразие положений не ограничивается даже одними человеческими отношениями. Неравенство проистекает из общего закона природы, которым управляются все явления мира, подлежащие условиям пространства и времени. Бесконечное разнообразие, а с тем вместе и неравенство сил и положений, производит бесконечное разнообразие явлений. Это и есть то, что дает полноту бытия. Как физическое существо, подчиняющееся общим законам мироздания, человек не изъят от этих определений. И в нем проявляется бесконечное неравенство сил. способностей и положений. Уже самое существование рас и различное их распределение по земному шару порождают различия, идущие от одной крайности к другой. Только как метафизическое существо, человек возвышается над этими естественными определениями и приходит к сознанию общей, равной для всех духовной сущности. Но и эта духовная сущность, в свою очередь, содержит в себе начало, которое ведет к новому неравенству. Это начало есть то самое, на котором основано признание существенного равенства людей, а именно свобода. Как свободные лица, люди равны, но проявления этой свободы бесконечно разнообразны. Одни приобретают больше, другие меньше; одни умеют пользоваться приобретенными благами и умножают свое достояние, другие, напротив, его расточают; одни пролагают новые пути, а другие только следуют издали. Свобода естественно и неизбежно ведет к неравенству, а потому, признавая свободу, мы не можем не признавать вместе с тем и этих вытекающих из нее последствий.
Но именно этого не хотят знать приверженцы безусловного равенства. Не умея различать понятий, они метафизическое начало равенства распространяют на физическую область; формальное юридическое равенство они превращают в материальное. Таково именно учение социалистов, которое в этом отношении последовательнее всего выразилось в программе Бабефа в последние годы Французской революции. Эти теории находят отзыв в стремлениях масс, для которых одно формальное равенство без материального представляет мало привлекательного. Но такое расширение этого начала возможно лишь при полном подавлении свободы. Материальное равенство неизбежно ведет к общению имуществ и к обязательному труду, одинаковому для всех. Самые умственные способности и образование должны поддерживаться на одинаково низком уровне, ибо и в этом отношении возвышение одного над другими неизбежно ведет к неравенству. Вследствие этого Бабеф требовал, чтобы все умственное развитие граждан ограничивалось самым скудным образованием; остальное он считал излишним. [...]
[...] С признанием личности неразрывно связано признание того, что ей принадлежит, как последствие или произведение ее свободы.
В противоположность этому правилу, определяющему конкретное приложение правды к разнообразию жизненных отношений, равенство остается отвлеченным или формальным началом, во имя которого общий закон одинаково распространяется на всех. В этом состоит равенство пред законом, высокий идеал, к которому стремятся человеческие общества и которого многие уже достигли. Сознание этого идеала издавна лежало в душе человеческой. Отсюда старинное требование, чтобы правосудие изрекало свои приговоры невзирая на лица. Поэтому правда нередко изображается держащею весы с завязанными глазами, в знак беспристрастия. Но осуществление этого начала в общественной жизни было делом долгой истории и упорной борьбы. Только в новейшее время оно получило преобладание над разными историческими наростами.
В силу этого начала закон установляет общие для всех нормы и одинаковые для всех способы приобретения прав. Самое же осуществление этих прав и пользование ими предоставляются свободе. Закон установляет, например, право собственности и способы ее приобретения, но он не определяет, что кому должно принадлежать: это — дело самих лиц. Поэтому, кроме общего закона, для приобретения права нужен акт свободной воли, который дает юридический титул. Закон же охраняет то, что каждый приобрел законным путем и что поэтому по праву ему принадлежит, от всякого посягательства со стороны других. Этим способом человеческая свобода сочетается с равенством перед законом.
При таком свободном взаимодействии лиц возможны, однако, столкновения прав. Разрешение этих столкновений есть дело правосудия. Оно решает, что по закону принадлежит одному и что другому. Такое разрешение не всегда легко, ибо приходящие в столкновение воли могут опираться каждая на признанный законом юридический титул. Возможно и то, что юридический титул оказывается на одной стороне, а между тем другая предъявляет требования, вытекающие из правды и которые поэтому разумным образом не могут не быть уважены. В самом законе, устанавливающем общие нормы права, неизбежно является недостатки и пробелы, присущие всем человеческим делам. По своей общности, он не может обнять бесконечного разнообразия частных случаев. Наконец, в приложении могут встретиться промахи и неблагоприятные случайности.
Если к разнообразию жизненных явлений прилагать одну строгую мерку положительного права, то придется иногда отнять у человека то, что принадлежит ему по существу дела, хотя и не по букве закона. Отсюда римское изречение: summum jus summa injuria. Тут на помощь приходит естественная справедливость (aequitas), в отличие от строгого права. Она состоит в примирении противоборствующих притязаний и в стремлении оказать уважение обеим волям, добросовестно проявляющим свою деятельность во внешнем мире. Нередко самый закон принимает во внимание эти столкновения и полагает соответствующие нормы; но еще чаще это делает суд, который этим путем смягчает строгие требования права естественною справедливостью. Этим способом римское гражданское право перешло от сурового права к праву народному (jus gentium), основанному на естественном разуме и на справедливости. В этих решениях суда принимается во внимание не только нормальный акт, но и самое его содержание. И к последнему прилагаются начала правды уравнивающей. Основное правило здесь то, что при взаимодействии равных между собою лиц должно господствовать уравнение и во взаимных услугах, как бы они ни отличались друг от друга качественно. Вследствие этого прилагаемая здесь правда получает название оборотной или меновой (justitia commutativa). Но очевидно, что для установления равенства между тем, что дается, и тем, что получается, необходимо, чтобы качественно различные предметы были возведены к общему отвлеченно количественному определению. Такое определение есть ценность, мерилом которой служат деньги, какова бы, впрочем, ни была их форма. Таким образом, эти понятия являются не только плодом экономических отношений, но и юридическим требованием. И тут, однако, последнее остается чисто формальным началом. Отвлеченное понятие правды не заключает в себе никаких оснований для определения как ценности вещей, так и общего их мерила, а потому и здесь содержание определяется свободною волей лиц, которая руководится экономическими соображениями. Ценность вещей зависит, с одной стороны, от потребности, которая в них ощущается, с другой стороны — от возможности ее удовлетворения; а так как потребности людей разнообразны и изменчивы, то никакого постоянного правила тут установить нельзя. Цена вещей, то есть измеряемая деньгами ценность, беспрерывно возвышается и падает, вследствие чего-то вознаграждение, которое вчера было справедливым, сегодня может оказаться несправедливым.
Таким образом, по самому существу этих отношений, отвлеченные требования уравнивающей правды должны сообразоваться со свободным движением жизни, то есть с отношениями экономических сил. Это и делается тем, что все такого рода сделки предоставляются свободному соглашению лиц, которое одно может принять во внимание все разнообразие местных, временных и личных условий. Закон вступается только за их недостатком или в случае столкновений; но и тут он должен руководствоваться указаниями практики. Когда требуется установить судом цену предмета, берется та, которая выработалась путем свободных соглашений.
Есть, однако, отношения, в которых принадлежность вещей тому или другому лицу определяется не частными соглашениями, а общим законом. Это бывает там, где приходится делить общее достояние или разлагать общие тяжести. Здесь выступает новое определение правды — начало правды распределяющей, в отличие от правды уравнивающей. Последняя, как мы видели, признает людей самостоятельными и равными между собою лицами, находящимися во взаимных отношениях: первая же рассматривает их как членов союза, составляющего одно целое. Одна руководится началом равенства арифметического, другая началом равенства пропорционального.
Последнее прилагается прежде всего в частных товариществах, в которые люди вступают добровольно, но с неравными силами и средствами. Кто больше вложил своего капитала в общее предприятие, тот получает и большую часть дохода, соразмерно с вкладом. То же начало господствует и в тех союзах, которые, возвышаясь над сферою частных отношений, образуют единое целое, связывающее многие поколения. Таково государство. На этом основано распределение государственных тяжестей соразмерно с средствами плательщиков, а также распределение прав и почестей сообразно с способностями, заслугами и назначением лиц. В государстве лицо не есть только разумно-свободное существо, равное со всеми другими; оно является членом высшего целого, в котором оно призвано исполнять известные, соответствующие его положению обязанности. Это различное общественное значение лиц порождает между ними новое неравенство, которое существенно видоизменяет естественное равенство, составляющее принадлежность гражданской, или частной, сферы. Там, где государственное начало поглощает в себе частное или значительно преобладает над последним, это отношение может дойти до полного уничтожения гражданского равенства, с чем связано непризнание лица самостоятельным и свободным деятелем во внешнем мире. [...]
Текст печатается по изд.: Чичерин Б.Н. Философия права.— С. 84—105, 183—185.
РАЗДЕЛ VII. НОРМЫ ПРАВА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
П.Е.НЕДБАЙЛО
СТРУКТУРА СОВЕТСКИХ ПРАВОВЫХ НОРМ
[...] Всякая правовая норма определяет права и обязанности или только права или только обязанности участников регулируемых ею общественных отношений, указывает обстоятельства, при наличии которых участники правоотношений становятся носителями конкретных прав и обязанностей, и предусматривает последствия за невыполнение ее требований.
В соответствии с этим содержанием норма логически расчленяется на три части: диспозицию (распоряжение, само правило поведения), гипотезу (предположение, указание условий осуществления нормы) и санкцию. Такая структура свойственна только правовой норме. Она вытекает из ее юридической природы и назначения в общественной жизни. Уяснение этой структуры позволяет глубже и конкретнее понять регулирующую роль нормы и овладеть ею в целях правильного ее применения.
Сердцевиной нормы является ее диспозиция (распоряжение), которая содержит в себе требования нормы. Она устанавливает обязанности субъектов, права или соответствующие им притязания или то и другое вместе, определяя таким путем поступки людей. В ней говорится о том, как должны вести себя адресаты нормы. Знание диспозиции, уменье найти и определить ее имеет весьма важное значение для претворения нормы в жизнь.
Определение условий, при наличии которых совершаются конкретные поступки, содержится в гипотезе нормы, то есть в той части, которая предусматривает обстоятельства претворения нормы в жизнь в форме конкретных правоотношений. «Гипотеза служит для того, чтобы установить область действия диспозиции», сферу ее применения. Устанавливая факты и тем самым рамки действия нормы, гипотеза в то же время выделяет участников общественной жизни, между которыми диспозиция распределяет права и обязанности, точнее, связывает их правами и обязанностями.
Следовательно, гипотеза нормы определяет не только обстоятельства возникновения правоотношений, но и указывает на тех лиц, которые выступают в качестве субъектов данных правоотношений.
Гипотеза выражает отношение правовой нормы к жизненным фактам, событиям и действиям людей. Она является критерием, который определяет применимость или неприменимость нормы в данных конкретных условиях. Отсюда вся важность и значение гипотезы в составе нормы, без которой последняя немыслима.
Диспозиция правовой нормы нуждается не только в указании условий ее применения, но и в обеспечении ее выполнения. Этому служит санкция, которая отражает способность государства принудить к выполнению нормы. Санкция нормы содержит указание на те невыгодные последствия, которые наступают для лиц, не выполнивших предписанного нормой поведения. Она представляет собой, следовательно, способ защиты правового правила от возможных его нарушений.
Все три элемента нормы тесно связаны между собой и обусловливают друг друга. Гипотеза обслуживает применение диспозиции, диспозиция нуждается в гипотезе в целях правильного своего существования, санкция зависит от характера и значимости тех прав и обязанностей, которые составляют содержание диспозиции и служат средством обеспечения ее исполнения.
В литературе высказывался взгляд, что не всякая норма по своей структуре характеризуется наличием внутри нее трех указанных элементов.
Так, А. В. Рыбин отрицает наличие гипотезы в уголовно-правовых нормах, поскольку «в норме права, устанавливающей наказуемость действия, нет надобности в предположениях», так как предположения «несовместимы с ее (нормы. — П. Н.) категорическим характером».
Такие утверждения неверны с принципиальной стороны. В социалистическом обществе, в обществе законности и правопорядка, безусловных норм нет и быть не может. В противном случае это означало бы установление условий их применения по усмотрению применяющего, что характерно для режима произвола и беззакония. В буржуазном праве, особенно в настоящее время, имеют место законы, в которых гипотеза сформулирована в столь неопределенной форме, что она превращается в свою противоположность, в отсутствие гипотезы. Но это уже связано с отрицанием и игнорированием самой нормы как таковой. Там же, где есть норма, есть и гипотеза нормы. Правильно пишет А. Ф. Шебанов, что «без гипотезы, без указания, когда применяется норма, норма немыслима, она теряет свое практическое значение».
В советской литературе высказан взгляд, что юридическая норма может быть и без санкций. Так, С. В. Курылев пишет, что «любая норма (правило поведения) состоит из двух элементов: гипотезы, как предположения условий — юридически значимых обстоятельств, и диспозиции, как распоряжения о последствиях — возникновении, изменении или прекращении правоотношений». Та же «часть нормы, которую в теории принято именовать «санкцией» и считать, наряду с гипотезой и диспозицией, третьим элементом юридической нормы, в действительности таким элементом не является, а служит разновидностью юридических последствий, образующих элемент не любых, а лишь правоохранительных норм», то есть и в этих нормах это не санкция, а диспозиция, разновидность ее.
На самом же деле правовых норм без санкции, как и без гипотезы, не бывает. Исключение этих элементов из состава нормы основано на смешении нормы со статьей нормативного акта. Действительно, ряд статей Конституции и других законов не содержит указаний на условия их применения или на последствия их нарушения. В таких случаях гипотезу или санкцию нужно отыскивать в других статьях или других актах или же устанавливать чисто логическим путем. [...]
[...] Несовпадение норм права и их элементов со статьями закона диктуется жизнью, удобствами законодательства и целенаправленностью нормативных актов.
В связи с несовпадением норм права со статьями закона элементы правовых норм никогда, как правило, не даются в чистом виде. Их приходится устанавливать логическим путем из сопоставления ряда статей или расчленения одной статьи на отдельные нормы, а также путем анализа текста статьи и ее конкретной цели в общественной жизни. Следовательно, речь идет о логической структуре нор мы и логических ее элементах.
Только при наличии всех трех элементов мысль законодателя, хотя бы и высказанная в разное время, является правовой нормой. В противном случае это будет или часть нормы, или положение не правового характера.
Правовые нормы отличаются от других социальных норм строгой определенностью, состоящей в точной и отчетливой формулировке каждого из элементов нормы. Но степень определенности может быть различной — гипотеза, диспозиция и санкция могут быть вполне или достаточно определенными, недостаточно определенными или относительно определенными. Мы не будем в данном случае рассматривать каждый из видов элементов правовых норм, заметим только, что правовая норма не может состоять из неопределенных, или, как говорят, «абсолютно (безусловно) неопределенных», элементов. А. В. Рыбин находит, что диспозиция нормы может быть бланкетной, при которой «в норме права нет указаний воспрещающих или разрешаемых действий».
Понятия эти не выражают сущность вопроса, так как абсолютная неопределенность — это не степень определенности, а исключение из всякой определенности, полная замена ее произвольным усмотрением, что не свойственно социалистическому праву. Короче говоря, неопределенная правовая норма означает отсутствие всякой нормы. К этому выводу подходит и А. В. Рыбин, который пишет, что норма с бланкетной диспозицией «носит весьма условный характер, обретая свое существование в существовании другой нормы права». Здесь снова смешиваются статьи закона с нормами права. Статья закона действительно может быть бланкетной, когда она самого содержания правил поведения не определяет, а предоставляет право их устанавливать определенным лицам или органам, в актах которых бланкетная статья и находит свое воплощение. В таком случае норма права содержится в ряде статей и даже ряде актов.
С понятием неопределенной гипотезы связывается отсутствие каких-либо указаний на условия применения нормы. В русской дореволюционной литературе Н. М. Коркунов писал, что при неопределенной гипотезе нормы орган, призванный применять ее, «...получает так называемую дискреционную власть, власть действовать, руководствуясь только соображениями целесообразности, а не формальными определениями права». [...]
Текст печатается по изд.: Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм.— С. 61—65.
E. Н. ТРУБЕЦКОЙ
РАЗДЕЛЕНИЕ ФОРМ ПРАВА ПО УСЛОВИЯМ ЕГО
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ
[...] Источники права. Мы уже убедились в предшествовавшем изложении, что, в зависимости от того чем обусловливается обязательность правовых норм, все они могут быть разделены на две различные группы, причислены к двум основным формам права. Все те правовые нормы, коих обязательность обусловливается санкцией того или другого внешнего авторитета (напр. государства, церкви, вообще того или другого организованного общества), суть нормы права позитивного, или положительного. Напротив того, все те правовые нормы, коих обязательность обусловливается не каким-либо внешним авторитетом, а требованиями разума, суть нормы права естественного.
Общественный авторитет, создающий нормы права позитивного, выражается и проявляется двумя различными способами, а соответственно с этим и позитивное право, в свою очередь, распадается на две основные формы. Во-первых, нормы позитивного права могут возникать вследствие прямого предписания власти, представляющей собой авторитет того или другого общества и установляющей законы, обязательные для всех его членов. Таков наиболее распространенный способ возникновения правовых норм в человеческих обществах, достигших известной ступени развития: так именно возникает большая часть правовых норм в государстве, церкви и международном союзе государств. Но законодательство — далеко не единственная форма проявления общественного авторитета и, следовательно, — далеко не единственный способ возникновения позитивного права.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 773;