Фигура и фон
Как говорят психологи, все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура - это то, что ясно, отчетливо осознается, что человек описывает, сообщая, что он воспринимает (видит, слышит и пр.). Но при этом любая фигура о6язательно воспринимается на некотором фоне. Фон - это нечто неотчетливое, аморфное, неструктурированное. Например, свое имя мы услышим даже в шумной компании - оно обычно сразу выделяется как фигура на звуковом фоне.
При зрительном предъявлении, как установлено, статус фигуры приобретает поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью. В фигуру объединяются такие элементы изображения, которые сходны по размеру, форме, обладающие симметричностью, движущиеся в одном направлении, расположенные наиболее близко друг к другу и
т.д. Сознание воспринимает фигуру, группируя элементы изображения по фактору близости. Черточки на рис.1 воспринимаются как сгруппированные в колонки по две, а не просто как черточки на белом фоне.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Рис. 1. Группировка по фактору близости
Если испытуемому предъявлять на левое и правое ухо разные сообщения и просить повторять вслух одно из них, то испытуемый легко справляется с такой задачей. Но он не осознает в это время другое сообщение, не помнит его, не может сказать, ни о чем там шла речь, ни даже на каком языке оно говорилось. В лучшем случае он может сказать, была ли там музыка или речь, говорил ли женский или мужской голос. Неповторяемое сообщение в таком эксперименте психологи называют затененным, оно как бы находится в тени, в фоне. Тем не менее, испытуемый как-то реагирует на это сообщение. Он, например, сразу осознает появление в нем своего имени. Вот один из экспериментов, подтверждающих восприятие затененного сообщения. В повторяемом сообщении даются предложения, содержащие слова-омонимы, например: "Он нашел КЛЮЧ на поляне", а в затененное сообщение для одних испытуемых включается слово "ВОДА", а для других испытуемых -"ДВЕРЬ". Затем испытуемых просят из многих предъявленных им предложений узнать те, которые они повторяли. Среди предъявленных предложений есть такие: "Он нашел родник на поляне" и "Он нашел отмычку на поляне". Оказалось, что первые испытуемые уверенно опознают предложение про родник, а вторые - столь же уверенно опознают предложение про отмычку. И, разумеется, испытуемые обеих групп ничего не могли воспроизвести из затененного сообщения, т.е. ничего о нем не помнили.
Относительность статуса фигуры и фона обычно показывают на примере двусмысленных рисунков (их называют также двойственными изображениями). В этих рисунках фигура и фон могут меняться местами, в качестве фигуры может осознаваться то, что при другом понимании рисунка понимается как фон. Обращение фигуры в фон и наоборот называется переструктурированием. Так, на известном рисунке датского психолога Э.Рубина (см. рис. 2) можно увидеть или два черных профиля на белом фоне, или белую вазу на черном фоне. Отметим: если человек осознает оба изображения на таком двусмысленном рисунке, то затем, глядя на рисунок, никогда не сможет увидеть оба изображения одновременно. А если он будет стараться видеть только какое-то одно изображение из двух (например, вазу), то через некоторое время с неизбежностью увидит другое (профили).
:
Рис. 2. Фигура Рубина: два черных профиля на белом фоне или белая ваза на черном фоне
Как это ни парадоксально звучит, но, осознавая воспринятое, человек всегда одновременно осознает, что он воспринял больше, чем в данный момент осознает. Законы восприятия - это экспериментально установленные принципы, в соответствии с которыми из множества раздражений, получаемых мозгом, выделяется осознаваемая фигура.
В качестве фигуры обычно выделяется то, что имеет для человека какой-то смысл, что связано с прошлым опытом, предположениями и ожиданиями воспринимающего человека, с его намерениями и желаниями.
(Аллахвердов В.М. Как человек воспринимает мир /Психология /Под ред. А.А.Крылова. М., 2000. С.102 – 104)
4. Целостность. Под целостностью восприятия понимается отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности. Это означает, что в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются устойчивые качества и качества предмета или явления, даже если отдельные из них в данный момент не воспринимаются. Благодаря этому человек может восполнять в своем сознании качества отражаемого предмета, которые по тем или иным причинам не действуют на органы чувств. Например, по гулу двигателя опытный автомобилист может определить тип автомашины еще до того, как она появится из-за поворота. Таким образом, целостность восприятия выражает тенденцию по одному или нескольким основным признакам воспринимать цельный образ объекта нашего внимания, и если у этого объекта даже чего-то не хватает, мы бессознательно дополняем его недостающими деталями.
Тенденция к целостному видению действительности ярко проявляется и в тех случаях, когда речь идет об информации. В этом убеждает большой опыт, накопившийся в период, когда публикации в СМИ жестко и произвольно регламентировалось цензурой. В результате все, что было не сообщено или не досказано, восполнялось сведениями из неофициальных источников, слухами и просто домыслами.
Стремление к целостному и упорядоченному восприятию действительности обеспечивает предметность и адекватность ее отражения в сознании человека. Для целостности восприятия необходима прежде всего относительная полнота информации о том или ином объекте, явлении или процессе, а точнее - необходимое и достаточное ее количество. Человек, не имеющий представления, например, о слоне, не сможет его описать, если увидит только его хобот. Точно так же читатель не получит адекватных представлений об основных событиях в стране и в мире, если познакомится лишь с отрывочными сведениями о них. (8)
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1854;