Построение информации и ее восприятие
Правильный отбор информации отвечает потребности людей в целостном восприятии событий в мире и в стране. Однако для полного удовлетворения этой потребности важен не только отбор информации, но и организация ее изложения на страницах газет или в программах телевидения и радио. Как отмечалось выше, упорядоченность восприятия, стремление к гармоничности в построении образов внешнего мира означает не только целостность воспринимаемых объектов, но и их построение в определенные знакомые комплексы, формы, сочетания.
Если рассмотреть эту психическую особенность человека применительно к восприятию информации, то можно утверждать: чтобы мысль автора дошла до аудитории и была воспринята ею должным образом, изложение этой мысли должно быть подчинено определенному порядку. При этом имеется в виду не просто соблюдение правил языка, грамматики и логики, а такая упорядоченность, которая учитывает психологические особенности восприятия и обработки информации человеком.
Этот процесс можно представить следующим образом: вначале возникает вопрос-гипотеза, затем происходит дополнительный отбор информации и итоге делается вывод - заключение. В принципе, это самая общая схема восприятия, которая носит универсальный характер, если не считать, конечно, самых простых случаев, когда нет необходимости ни в вопросах, ни в гипотезах.
При восприятии информации, которая должна как-то повлиять на взгляды и позиции людей, в роли вопроса - гипотезы для них выступает основная мысль или идея информационного сообщения, статьи или очерка и все изложение материала должно быть посвящено одной задаче: обоснованию этой идеи таким образом, чтобы она была осознанно принята аудиторией. С точки зрения психологической науки оптимальный вариант схемы такого изложения в самых общих чертах должен выглядеть так: изложение основной мысли - ее обоснование и доказательство фактами и аргумент - краткое повторение основной мысли в виде заключения. Например, одна из наиболее авторитетных американских газет "Лос-Анджелес таймс" требует от своих корреспондентов и авторов обязательного соблюдения следующих правил: любая статья должна начинаться с изложения основ: идеи автора, далее должны следовать факты, на которые она опирается, затем аргументы, развивающие и подтверждающие ее. Завершаться статья должна кратким повторением сути идеи.
Основная мысль статьи или сообщения, пользуясь терминологией правила "фигуры и фона", с начала и до конца должна выступать в роли фигуры, а все остальное должно составлять тот необходимый и достаточный фон, на котором она будет выглядеть
отчетливо и ярко.
(Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989.)
5.Структурность.Как и любой другой системный психический процесс, восприятие имеет свою структуру. Структурно процесс восприятия может быть представлен как некоторая последовательность качественно различных, но не расчленяемых этапов—психических действий:
· первичный синтез получаемых ощущений,
· анализ получаемых ощущений, в ходе которого выявляется соответствие или несоответствие ощущаемого мыслимому,
· завершающий этап конечного синтеза; в данном процессе происходит выделениекакой-то группы ощущений в некоторый целостный образ, который осмысливается и узнается как соответствующий хранимому в памяти образу предмета или явления.
Ю.А.Шерковин указывает, что на каждом из указанных этапов психические действия могут подвергаться влиянию помех, в итоге дающих искаженное восприятие. Так, на основе не полностью завершенного анализа куст в темноте может быть принят за фигуру человека и вызвать испуг. Под влиянием неверно найденного в памяти словесного соответствия фраза в радиокомментарии может вызвать искаженное понимание ее смысла и ложную интерпретацию всего сообщения. Такого рода искажения нередко происходят в практике СМИ. Например, неверное интонационное членение фразы в радиопередаче направляет восприятие радиослушателя по ложному пути. Смысловое гипертрофирование (словесное или образное) какой-либо части информационного сообщения, которое может допустить редактор, искажает восприятие целого.
Установлено, что перцептивная структура — это система зависимых друг от друга отношений, в которой каждое изменение одного из отношений влечет изменения целого в виде психического продукта—знания, чувств и воли.
Из-за большого числа возникающих отношений и значительных возможностей субъективных изменений каждого из них в одной и той же информации люди видят различные связи с действительностью, их внимание оказывается привлеченным к различным частям, свойствам, сторонам описываемых или изображаемых предметов и явлений. Как следствие восприятие одной и той же информации, поступающей в аудиторию от СМИ, бывает неодинаковым.
6. Избирательность. Это важное специфическое свойство восприятия обусловлено наиболее общим свойством психики — вниманием, благодаря которому в окружающей действительности одни предметы и явления субъективно выделяются, а другие составляют лишь фон восприятия. Читая газету, человек не откладывает в своем сознании то, что находится в поле его зрения за пределами газетного листа, не воспринимает звуки, достигающие его слуха. Войдя в помещение любой редакции, где одновременно разговаривают между собой несколько групп людей, звонят телефоны, посетитель воспримет сначала лишь разрозненные отрывки значимых разговоров. Если он присоединится к одной из беседующих групп, вслушается в тему разговора и примет в нем участие, все остальные звуки сольются в шумовой фон, в котором отдельные слова утратят для него конкретное значение.
Аналогичный по своей психологической природе процесс происходит и при восприятии того, что СМИ предлагают реципиенту, считает Ю Шерковнин. Реципиент в массовом информационном процессе может обойти вниманием или перетолковать по-своему те части сообщения или те аспекты личности самого коммуникатора, которые в какой-то мере не соответствуют его интересам, вкусам и опыту или искажают ранее усвоенное им из других источников. Благодаря свойству избирательности восприятие человека «селекционирует» значимый для него «полезный сигнал» от «шума» в кибернетическом смысле этого слова. В потоке знаков, достигающих органов чувств человека и передающих определенное значение, субъективную значимость для него приобретают лишь те, которые выделяются из общего фона, проходят фильтр апперцепции и превращаются из информации «в себе» в информацию «для нас». Для того чтобы это произошло, журналисты должны учитывать максимально возможное число факторов, влияющих на восприятие: его уровни, его предел, ритмическое, акцентное и интонационное членение информации, стилевое соответствие формы содержанию, необходимую «дистанцию доверия». Но прежде всего – учитывать интерес реципиента к содержанию материалов СМИ и сходство между его установкой по отношению к затрагиваемой проблеме и той, которая выражена в сообщении.
В журналистской деятельностивыделение фигуры может происходить непроизвольно, без затраты волевых усилий, когда объект знаком, когда известны его составные части. Например, журналист, знакомый с версткой газетной полосы, при ее просмотре легко выделяет и воспринимает все то, что относится к задумке редакции в подаче опубликованных на ней материалов. Выделение фигуры (объекта) требует затраты некоторых волевых усилий в том случае, если элементы воспринимаемого незнакомы. Например, при первом выезде на выполнение задания телестудии студент-стажер не знает с чего начать вести репортаж о конкурсе народного творчества. В этом случае выделение объекта восприятия осуществляется произвольно, на основе указаний редактора, руководителя практики студента или рекомендаций из лекции преподавателя.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1300;