Типы восприятия
В психологии принято говорить о трех типах восприятия – синтетическом, аналитическом и аналитико-синтетическом.
Синтетический тип восприятия характеризуется тем, что человек воспринимает окружающее в целом, в совокупности, подчас не замечая деталей.
Аналитический тип восприятия выражается в тенденции к восприятию деталей и в затрудненном восприятии целого. В данном случае имеет место скрупулезное проникновение в детали, которое не позволяет отвлечься для восприятия целого.
Аналитико-синтетический — наиболее распространенный тип восприятия. Здесь присутствует в той или иной степени тенденция к восприятию и частей и целого. Журналистам следует учиться именно такому восприятию.
Восприятие человека человеком
Как объект восприятия человекотличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры.
На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно.
Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с ним.
Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам.
Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные — объединяющие и на дизъюнктивные — разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.
Восприятие речи
Включаясь в процесс восприятия, речь делает его более обобщенным и дифференцированным. С физической точки зрения речь — это комбинация звуков, изменяющаяся по высоте и интенсивности. Громкость обычной речи колеблется от 30 до 70 дБ. Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.
Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.
Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.
Оптимальный темп речи — 70 слов в минуту, верхний предел — 120 слов в минуту.
Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.
В слове различают его содержание и внешнюю форму:определенную совокупность звуков (в устной слышимой речи), систему зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционных образов (в произносимой речи). В русском языке свыше 200 тыс. слов, но далеко не все они употребляются каждым человеком в общении с другими.
Слова делятся на слоги — произносительные единицы речи; в каждом слове одни слоги произносятся более громко, чем другие. Слова в предложении произносятся неодинаково в зависимости от речевой интонации, звуковыми средствами которой являются ударение, пауза, мелодия и темп (имеет значение и изменение тембра речи). С помощью интонации выражается повествовательный, восклицательный или вопросительный характер высказывания, понимание которого очень важно в процессе восприятия. В интонации, обеспечивающей выразительность речи, обнаруживается отношение говорящего к тому, что он сообщает.
Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и отсутствие пауз, затрудняют восприятие речи.
Слово, для того чтобы быть воспринятым на слух, должно иметь не только некоторое количество звуков определенной высоты и тембра, но и такое их расположение относительно друг друга, которое позволяет распознать смысл слова, его значение и оттенки последнего. Таким образом, для нормального восприятия информации ее получателем она должна обладать свойством смыслового единства и цельности. Отсутствие его создает искаженное восприятие и снижает эффективность коммуникации во всех случаях, кроме тех, когда искажение вызывается преднамеренно.
Влияние на восприятие функциональных факторов
Функциональные факторы трудно прогнозировать, но учитывать возможность их проявления в журналистской деятельности необходимо, поскольку их влияние нередко оказывается исключительно важным в ходе восприятия. Они могут быть подразделены на четыре категории: психические нужды; актуальные психические состояния; прошлый опыт; уровень адаптации.
1.Психические нужды, реализующие собой явление интереса, выступают как непосредственные мотивы восприятия и оказываются ведущими среди функциональных факторов.
Заинтересованность, осознание существенности сообщаемого оказывают далеко идущее влияние на процесс восприятия информации человеком.
К.Л.Гельвеций отмечал:"Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах существ вид всякого предмета" (12)Гельвеций К.Л. Об уме. М., 1938. С. 34).
Мотивы деятельности индивида, направленной на конкретные объекты интересов, и сама деятельность, направленная на реализацию интереса, психологически переживаются в виде чувственного и сознательного тяготения к объекту «в силу жизненной значимости и эмоциональной привлекательности последнего».
Такой же эмоциональной привлекательностью обладает информация об объекте интереса. Информационное удовлетворение интереса разрешает одну из важнейших проблем психической деятельности человека — его психические нужды.
Журналист достигает наиболее эффективного контакта с аудиторией, ориентируясь на психические нужды, связанные с интересами различного характера и различных категорий.
Анализ показывает, что ориентация журналистской деятельности на интерес аудитории дает наиболее заметный эффект воздействия через обострение внимания и углубление восприятия. При этом, последнее прежде всего направляется актуальным интересом: то, что происходит сегодня, сейчас, представляет для индивида наибольшую значимость по сравнению с тем, что происходило вчера или неделю тому назад.
Игнорирование интереса как явления, организующего психические нужды, и при передаче событийной информации, и в ходе коммуникации идей в равной степени приводит к полнейшей неэффективности журналистской деятельности.
2.Актуальные психические состояния.Психические состояния- психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации без отчетливого осознания предметного содержания. Примерами психологического состояния могут служить бодрость, утомление, депрессия, эйфория, страх, скука и т.п.
Актуальные психические состояния самым серьезным образом влияют на восприятие. Хорошо известно, что состояние напряженного ожидания приводит к предвосхищению увиденного или услышанного и порождает искажения в восприятии. Точно так же страх ведет к неправильному видению объекта: различные шорохи кажутся подозрительными, звуки громче, движущиеся предметы больше. Нечто подобное происходит и в сфере массовой коммуникации.
Актуальные психические состояния в значительной степени предопределяют собой ход и исход восприятия информации. Хроническое состояние острой эмоциональной недостаточности испытываемое индивидом ориентирует его на поиск и восприятие яркой, возбуждающей интерес информации. На преднамеренной эксплуатации этой закономерности зиждется существование бульварной прессы. Ее же учитывают коммерческие радиотелевизионные станции, которые вместе с рекламой дают большое количество информации, вызывающей самые различные эмоции.
Практика показывает, что если журналисты учитывают актуальное психическое состояние своих аудиторий, эффективность воздействия информации намного возрастает.
3. Прошлый опыт человека может выступать и как потребность познания на основе ранее известного, а может выступать и как нежелание воспринимать то, что кажется уже знакомым — увиденным, прочитанным, услышанным. Этот опыт позволяет индивиду делать предположения относительно содержания предлагаемых ему сообщений и ожидать удовлетворения от их восприятия. Действие следов того, что уже вошло в сознание, на восприятие проявляется в регулярном сопоставлении воспринимаемого с имеющимся знанием и мерой соответствия усвоенным стереотипам. На этой же основе опыта возникает и установка на доверие или недоверие к источнику информации. В прошлом опыте человека заложена и установка на отношение к личности журналиста, которая оказывает заметное влияние на восприятие исходящей от него лично информации. Симпатия к публицисту, диктору, чувство знакоместа, положительные ассоциации, которые вызывают их личности, создают предпосылки для более глубокого восприятия информации. Учет прошлого опыта человека, группы, аудитории является важным моментом обеспечения эффективности журналистской деятельности.
Стереотипы.Журналисту часто приходится реконструировать события на основании сообщений других людей. Однако экспериментальные исследования показали, что даже непосредственные свидетели события не способны объективно описать то, что наблюдали.
Достоверность показаний зависит от типа свидетелей и событий, а также от типа восприятия. Так, оказывается, что менее надежны осязательные, обонятельные, вкусовые восприятия. Слух человека ненадежен в оценке источника и направления звука. А когда человек слушает других людей, то слова, которые он не слышит, он добросовестно реконструирует. Пропущенные слова он замещает такими, которые соответствуют его представлению о содержании разговора. Даже зрительные восприятия могут быть ошибочными, как это происходит при идентификации, узнавании, оценке расстояния или количества, например, размера толпы. Все эти дефекты восприятия осложняются проделками памяти и исключительно творческим характером воображения.
Судя по всему, очевидец привносит в описание что-то от себя, а потом представляет это как впечатление от описанного события. Американский журналист и исследователь массовой коммуникации У. Липпман считал, что лишь немногие факты приходят в наше сознание извне. Большинство, хотя бы отчасти, конструируются в нашем сознании. Воспринятое сообщение - это некий синтез познающего и познаваемого, в котором роль наблюдателя всегда избирательна и обычно созидательна. Факты, которые мы видим, зависят от того, где мы находимся и к чему привык наш глаз.
Для того чтобы охарактеризовать предмет, не обязательно видеть его, отмечал У.Липпман. Обычно сначала мы даем ему определение, а потом рассматриваем. В огромном шумном многоцветий внешнего мира мы вычленяем то, что уже было определено нашей культурой. Мы воспринимаем предметы через стереотипы нашей культуры.
Что такое стереотип? Стереотип (от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - форма целостной, системной деятельности мозга, проявляющаяся в виде фиксированного (стереотипного) порядка системы условно-рефлекторых реакций в типовых ситуациях. На основе этого физиологического понятия сформировались понятия психологического, социального, политического и других стеретипов (привычный канон мысли, образ восприятия, автоматизированное поведенческое проявление). Социальный стереотип - это
устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде (синоним: социальный штамп); усваивается индивидом в процессе социализации. В этом значении термин «стереотип» ввел У. Липман в книге «Общественное мнение» (1922). Хотя стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение, атрибут «социальность» позволяет дифференцировать это понятие от других значений термина «стереотип» (полиграфический стереотип; стереотипное поведение инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип). Однако термин социальный стереотип может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальнойгруппе или общности (и ее членах). Таким образом, социальные стереотипы — это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным представителям. Социальный стереотип, ассоциированный с негативным отношением к той или иной группе, называется «предубеждением».
Таким образом, в процессе памяти создаются стереотипы — стандартизованные, упрощенные образы какого-либо явления, существующего в общественном сознании и усваиваемого индивидом некритически, в готовом виде, как некоторая схема. Стереотипы мнемнчески фиксируют не только черты данного явления, по и его эмоциональную оценку. Возникает стереотип под влиянием повторяющихся эмоциональныхи смысловых акцентов, при многократном восприятии аналогичных фактов или информации о них. Сохраняемые памятью стереотипы аккумулируют в себе опыт прошлого общения, оживая в образах, мнениях, оценках, символах и т. д.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 4090;