Виды внимания
Внимание бывает непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное внимание. Оно возникает под воздействием внешних и внутренних факторов, независимо от желания человека и часто неожиданно для него. Так, непроизвольное внимание может быть вызвано новизной объекта, его необычностью, большой значимостью для воспринимающего. Непроизвольное внимание не требует волевого усилия, оно не связано с заранее поставленной целью. Оно становится активным в том случае, если сила раздражителей выше чем уровень осознаваемых человеком мыслительных операций, которые он выполняет в конкретный момент времени. Например, звук выстрела, яркая вспышка ночью сразу же привлекает внимание человека. Непроизвольное внимание, вызываемое внешними факторами, чаще бывает вынужденным: человек просто не может не заметить некоторые события в своем окружении, поскольку они обладают рядом свойств, которые выступают в роли раздражителей психики человека. Обычно такими свойствами становятся интенсивность, уникальность, движение, повторяемость, контрастность и размер.
Интенсивность. Чем ярче объект или громче звук, тем вероятнее индивид прервет свое занятие и сосредоточится на них, чтобы обратить внимание на стимул, попавший в его сенсорное поле. Если такие раздражения выше порога восприятия, то их интенсивность определяет степень сосредоточенности направляемого на них внимания. Яркий свет на большом расстоянии или отдаленный звук автомобильного сигнала, разумеется, могут быть восприняты, но их интенсивность оказывается явно недостаточной для того, чтобы сосредоточить на себе внимание. Однако тот же звук автомобильного сигнала, раздавшийся на улице за спиной, или вспышка фар создает максимальную концентрацию внимания и вызывает реакцию испуга. В массовых информационных процессах интенсивность раздражения выражается в броском заголовке крупным шрифтом на газетной полосе, в эмоциональной лексике, в темпе подачи материала по радио и телевидению, в его интонационном или изобразительном оформлении и т. д. Интенсивность раздражения не может повышаться до бесконечности. За определенным порогом она перестает быть фактором непроизвольного внимания: люди привыкают к высокой степени интенсивности и «не обращают» на нее внимания. Недостаточная интенсивность используемых стимулов может создавать ситуацию полного игнорирования аудиториями предлагаемой информации.
Уникальность. Этим терминомобозначается отличие данного раздражения от всего, что заложено в прошлом опыте человека. Уникальность как фактор внимания широко используется в практике массовой информации, чтобы приковать внимание к своему содержанию. Свойством уникальности обладает информация:
· о беспрецедентных фактах;
В Древнем Риме, где, по свидетельству Плутарха, в течение двух с лишним столетий ни один муж не покинул свою жену, все знали имя Карвилия Спурия — человека, который первым решился на развод. Внимание общества было привлечено к информации об этом исключительном факте, так как он был связан с нарушением общественных норм.
· признаки новизны и непривычности;
В силу действия этого фактора объект привлекает к себе внимание тем, что он нарушает привычный фон восприятия. Так, необычная новость, сообщаемая в газетном заголовке, вызывает непроизвольное внимание читателя, а непривычно торжественные нотки в голосе радиодиктора, заставляют человека непроизвольно прислушаться к содержание передачи.
· резкое изменение в характере раздражений, попадающих в поле восприятия;
Например, возникшая пауза в речи телевизионного комментатора, убыстрение или замедление темпа его речи.
Движение. Неподвижные объекты часто теряются на окружающем фоне и не привлекают к себе внимания. Неподвижность служит надежным защитным средством, особенно в сочетании с мимикрией (в живой природе) или камуфляжем (в военном деле). Наоборот, подвижность привлекает внимание и вызывает его сосредоточение на движущемся объекте. Даже неподвижное изображение какого-либо движущегося объекта— снимок прыгуна-лыжника в воздухе, броска вратаря за мячом и т. д. — неизменно привлекает внимание больше, чем снимки того же лыжника и вратаря в статичных позах.
Повторение. Оно действует аналогично движению. Эксперименты показали, что раздражения, даже если они очень слабы, могут благодаря именно повторяемости привлекать непроизвольное внимание. Звонок телефона, неяркая вспышка света, стук в дверь нередко оказываются нераспознанными и не привлекают к себе внимания, если они единичны. Это происходит из-за того, что внимание, занятое каким-либо другим объектом, не было переключено на данное раздражение. В практике массовых информационных процессов повторение играет очень важную роль. С его помощью увеличивают число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию.
Контрастность. Непроизвольное внимание легко привлекается и удерживается с помощью раздражений, которые контрастны по отношению к окружающему фону. Контрастность широко применяется в практике СМИ в виде тематической противоположности мнений, расположения информации от имени выдающейся или просто известной личности среди ряда материалов не очень известных авторов или же в виде контрастирующей формы в газетных заголовках, в цветной печати, в звуковом оформлении радиопередач и т. д. На основе контраста построен известный прием мобилизации ресурсов внимания радиослушателей через передачу звука нового по качеству тембра или некоторую остановку звучания вообще.
Длительность и размер внимания. Действенным фактором привлечения непроизвольного внимания является увеличение длительности раздражений. Линейные и объемные размеры предметов, отличающиеся от обычных, также неизменно привлекают внимание. Большая иллюстрация на газетной полосе, заголовок крупным шрифтом, большие временные рамки в радио- или телевещании неизменно привлекают внимание тех, кому адресована информация. Но беспредельное увеличение размера, также как и длительности раздражения, вместо привлечения внимания может вызвать его утомление.
Однако следует заметить, что каждый из внешних факторов, который вызывает непроизвольное внимание, обычно выступает в связи с другими. Свойство контрастности присуще объектам, которые также выделяются своими размерами; то, что отличается размерами, придает одновременно раздражению интенсивность и некоторую уникальность в виде новизны или необычности. Поэтому, выбирая средства привлечения внимания к газетному материалу, к радио- или телевизионной программе, следует учитывать разносторонность каждого из упомянутых факторов и дозировать их соответственно информационной задаче.
Ю.А.Шерковин считает, что внешние факторы привлечения непроизвольного внимания играют основную роль, но это не значит, что следует игнорировать внутренние факторы, которые вызывают непроизвольное внимание. Особенно это касается информационных потребностей людей. Влияние этой группы факторов на внимание аудитории делает обязательным для журналистов поиск и распространение актуальной информации, т.е. той, которая соответствует психическим нуждам индивидов в данное время. Несоблюдение этого требования выливается в игнорирование «неинтересной» информации.
Опыт людей – знания, представления, установки, стереотипы, навыки, привычки также являются фактором привлечения непроизвольного внимания. К этому относится и конкретный опыт получения информации из данного источника, создающий соответствующую установку (на ожидание «интересных» сообщений или, наоборот, на уверенность, что ничего «интересного» из этого источника получить нельзя).
Эмоциональная информация активно влияет на привлечение непроизвольного внимания. Случайное обнаружение во фразе, услышанной по радио, слов, обозначающих проявление любви, ненависти, отваги, страха, обаяния, злобы, симпатии, антипатии, иронии и т. д., неизменно привлекает внимание, организует восприятие и заставляет реципиента получить больше информации, чтобы удовлетворить свой интерес. (1)
Непроизвольное внимание действует, как правило, непродолжительное время. После этого человек теряет интерес к раздражителю, либо его внимание становится произвольным или послепроизвольным.
Произвольное внимание.Это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно направляется. С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. В связи с тем, что произвольное внимание обеспечивает сознательную концентрацию человека на внешних объектах или внутренних состояниях, то психологи связывают его с волей. Силой воли человек может удерживать внимание на каком-то объекте длительное время. Также важными факторами, которые обусловливают произвольное внимание относят убеждения и интересы, сознание долга и обязанности. Считается, что если непроизвольное внимание привлекает, в первую очередь, форма преподнесения того или иного материала и его занимательность, то произвольное внимание удерживается значительностью содержания.
Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Без сомнения то, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и человек сознательным усилием направляет свое внимание в соответствии с задачами, которые перед ним встают, с целями, которые он себе ставит. По мере того как работа, которой занялся человек и на которую он сначала произвольно направил свое внимание, приобретает для него непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы.
Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем они могут быть, мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затем длительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности, благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором — естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному. В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания. (2)
Характерные черты произвольного внимания — его организованность, целенаправленность, повышенная устойчивость. Эти черты делают произвольное внимание фактором эффективности любой деятельности, в том числе и журналистской. В массовом информировании необходимо учитывать такие важные факторы произвольного внимания как интересы (особенно устойчивые), значимость предлагаемой информации, психическое состояние человека.
Послепроизвольное внимание.Это внимание, которое возникает вначале как произвольное, а затем функционирует непроизвольно. Так, на лекции, которая кажется неинтересной, вначале студент заставляет себя быть внимательным, а затем, когда он начинает понимать материал, внимание поддерживается непроизвольно. Также человеку, произвольно включившему телевизор, вначале требуется некоторое волевое усилие, чтобы сосредоточить внимание на содержании появившейся на экране программы. Если она заинтересовала его, произвольное внимание станет послепроизвольным, так как человеку не потребуется волевых усилий для того, чтобы заставлять себя вникать в ее содержание.
Виды послепроизвольного внимания.Заслуга введения категории «послепроизвольное внимание» в обиход психологической науки принадлежит Н.Ф.Добрынину. Он отметил неоднородность послепроизвольного внимания и выделил два его вида: первый, который поддерживается чувствами; второй - творческим процессом. Послепроизвольное внимание первого вида особенно часто и весьма эффективно реализуется в процессе массовой информации: эмоциональная информация в СМИ не только приковывает к себе внимание аудитории, но и удерживает его.
Шерковин Ю.А. предложил дополнить два указанных выше вида послепроизвольного внимания еще одним, третьим, — послепроизвольным вниманием, которое поддерживается ожиданием от информации эффектов, удовлетворяющих текущие психические нужды индивидов. Этот вид послепроизвольного внимания имеет большое значение для деятельности СМИ. Организация передачи информации таким образом, чтобы она могла вызвать максимум послепропзвольного внимания, — практически неисчерпаемый резерв для повышения эффективности массовых информационных процессов.
Все три вида внимания, рассмотренные выше, не отделены непроходимыми перегородками, а, наоборот, взаимопроникают и поддерживают друг друга. Организуя внимание аудиторий к содержанию предлагаемой информации, журналисты должны продумывать способы не только привлечения внимания вообще, но и сохранения его при переходах из одного вида в другой. (3)
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 2959;