Увидели не то, что произошло на самом деле


В начале ХХ века на Конгрессе психологов в Геттингене был проведен инте­ресный эксперимент над толпой, скорее всего, подготовлен­ных наблюдателей. Недалеко от того места, где заседал Конгресс, проходил празд­ник с балом-маскарадом. Вдруг дверь распахнулась, и в зал заседа­ний ворвался клоун, а за ним — преследовавший его разъяренный негр с револьвером в руке. Они сошлись в середине зала, и началась драка. Клоун упал, негр наклонился над ним, выстрелил, а затем оба ринулись из зала. Весь инцидент длился не более двадцати секунд.

Председатель обратился к присутствующим и попросил немед­ленно написать короткое сообщение об увиденном, так как, очевидно, будет проводиться расследование происшествия. В пре­зидиум поступило сорок записок. Только в одной было допущено менее 20% ошибок в описании основных фактов. Четырнадцать содержали 20—40% ошибок; двенадцать — 40—50%, а еще три­надцать — более чем 50%. Более того, в двадцати четырех записках 10% деталей было выдумано. Десять отчетов воспроиз­водили ложную картину, еще шесть — достаточно правдивую. Короче говоря, четвертую часть описаний признали ложными.

Разумеется, весь этот эпизод был инсценирован и даже сфо­тографирован. Десять ложных описаний могут быть отнесены к категории сказок и легенд; двадцать четыре описания являются полулегендами; и только шесть примерно соответствуют требова­ниям точного свидетельства.

Таким образом, большинство из сорока опытных наблюда­телей, добросовестно написавших отчет об эпизоде, произо­шедшем у них на глазах, увидели не то, что произошло на самом деле. Что же они увидели? Свидетели события увидели собственное стерео­типное представление о драке. Все они не раз в жизни сталки­вались с образами подобных стычек, и именно эти образы мелькали у них перед глазами во время инцидента. У одного человека эти образы заняли менее 20% действительных собы­тий, еще у тринадцати человек — более половины. У тридцати четырех из сорока наблюдателей стереотипы завладели по крайней мере десятой долей происходящего.

(Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.С.98.)

 



Пределы эффективного восприятия

Минимальной предел задержки восприятия. Эти пределы прежде всего ограничиваются минимальной задержкой восприятия, которая составляет временную величину порядка 1/10 — 1/20 секунды и остается более или менее постоянной для всех сенсорных каналов. Ниже этого временного порога восприятие не осуществляется из-за особенностей механизмов нервной системы. Поэтому значительное повышение темпа речи диктора или чрезмерно быстрая смена кадров телевизионного изображения создают физические пределы осознанному восприятию. Также предел восприятию ставит разрешающая способность анализаторов. Напечатанный слишком мел­ким шрифтом текст, работающий в салоне автомобиля мощ­ный динамик дают ощущения,но не восприятие в точном смысле этого слова. Процесс восприятия затормаживает­ся на первичном уровне обнаружения отдельных значи­мых символов, которые невозможно объединить в какое-то связное сообщение, чтобы извлечь из него смысл.

Верхний вре­менной предел. Помимо указанного выше предела минимальной за­держки восприятия существует еще один - верхний вре­менной предел, превышение которого приводит к бы­строму падению эффективности коммуникационного воз­действия либо из-за усталости внимания, либо из-за большого напряжения мыслительной деятельности. Эмпи­рически установлено, что предел эффективного восприя­тия для наиболее значительных или просто захватывающих телевизионных передач составляет в среднем 60 минут. Попытки превышения его даже в серийных телефильмах с острым сюжетом или в передачах типа «КВН» приводили к неудачам из-за усталости внимания и снижения остроты восприятия. Для радио этот предел ограничивается примерно 30 минутами, да и то при условии внесения какого-то разнообразия в струк­туру передачи. Разумеется, приведенные величины пре­делов эффективного восприятия условны, так как в каждом конкретном случае предел зависит от степени насыщенности материала содержанием, от его эмоцио­нальности, актуальности и субъективных моментов вос­приятия.

 

Подпороговое восприятие. Стремление воздействовать на человека напрямую, через его подсознание, выражено в разработке самых различных методов, возникающих на основе современных изощренных скрытых психотехнологий, когда субъект воздействия не осознает ни цель, ни даже факт самого воздействия. Это достигается либо предварительным введением субъекта воздействия в измененное состояние сознания, либо внедрением манипулирующей информации на фоне отвлекающих сообщений прямо в подсознание, минуя этап критического восприятия ее сознанием человека. В востребованное время эта информация по условному сигналу (паролю) с уровня подсознания всплывает в сознании и воспринимается человеком как его собственные мысли и убеждения.

Воздействовать на подсознание человека возможно информационными сигналами различной природы и мощности. Создание средств скрытого воздействия на психику человека увязывается, в первую очередь, с сигналами слабой энергетики, не ощущаемой человеком-мишенью. Сверхслабые энергоинформационные взаимодействия тесно коррелируют с подпороговым восприятием - с субъективно не осознаваемыми, но влияющими на поведение человека процессами восприятия, протекающими как бы "под порогом" сознания. На одном из уровней чувствительности происходит выработка условных рефлексов на неосознаваемые раздражители, лежащих ниже порога ощущений. К таким воздействиям относят суггестивные воздействия. Под суггестией (внушаемостью) понимают определенную склонность подчиняться и изменять поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого внушающего лица.

Существуют и развиваются методы воздействия на сознание человека в присутствии логики, т.е. в обычном состоянии сознания, в "здравом уме". Воздействующий и воздействуемый - оба находятся в обычном состоянии сознания. Воздействие здесь осуществляется скрытно путем навязывания объекту "нужной" информации на фоне потока каких-то других аудио- и видео- сообщений (суггестии). Так, наиболее отработанным приемом акустического воздействия (суггестии) является предъявление стимулов ниже порога слышимости на фоне более громкой маскирующей информации. Такой прием легко обнаруживается. Среди наиболее перспективных методов воздействия аудиосуггестии называются спектральной маскирование и использование музыкальной информации в качестве носителя нужной информации. Широко известным методом визуальной суггестии является "вклеивание" 25-го суггестивного кадра в поток зрительной информации. Суть метода состоит в том, что во время демонстрации фильмов человеческий глаз видит только 24 кадра в минуту, а изображенное на 25-м кадре воспринимается на уровне подсознания. Утверждается, что при этом можно добиться потрясающего эффекта воздействия на ничего не подозревающих зрителей .

Предел несоответствия способов организации информации. Серьезным пределом для восприятия нередко стано­вится несоответствие способов организации информации возможностям реципиентов. Общая закономерность, проявляющаяся здесь, сводится к следующему: чем более элементарны формы поведения аудитории, тем проще должна быть организо­вана обращенная к ней информация и тем меньше она должна быть по объему. Эта зависимость хорошо про­слеживается в СМИ, адресуемых де­тям: никому не придет в голову издавать детские журналы и книги в форме академических изданий, а передачу «Спокойной ночи, малыши!» верстать как телевизионную программу «Время».

Разнородность информационного материала, включаемого в номер газеты или в вещательную программу радио и телевидения, тематическое, жанровое и стилевое его многообразие ставят иногда трудные задачи перед реци­пиентом, который отнюдь не всегда оказывается в со­стоянии охватить своим сознанием всю предлагаемую ему даже одним выпуском продукцию. Испытанным средством преодоления этого затруднения является оформление информационного материала в рубрики, программы, блоки и титры. В газете они организуют внимание, создают изобразительную ритмичность формы, помогают составить читателю рабочую гипотезу относительно со­держания материала и сформировать ожидания, которые определяет его восприятие. В телевидении они привле­кают внимание к самым актуальным событиям дня, организуют зрительские аудитории по интересам, посредством графических заставок и титров настраи­вают аудитории на соответствующее восприятие чере­дующихся в данном обзоре сообщений.

 

Эффект левой части поля зрения. Особенности, присущие тому или иному виду вос­приятия, оставляют свой след в реальных перцептивных процессах. Так, в зрительном восприятии, например, ча­сто проявляется так называемый пространственный эффект, действие которого обнаруживается в тенденции несколько переоценивать объект, находящийся в левой части поля, по сравнению с аналогичным объектом, но находящимся в правой части того же поля. До­казанное экспериментально, это положение нашло себе широкое применение в пропаганде и рекламе за счет по­мещения на левую сторону газетного разворота или стра­ницы более важной для целей коммуникатора информа­ции. Психологически данное явление объясняется тем, что в языках, где чтение текста осуществляется слева направо, навык чтения создаст привычку «очищать» поле зрения именно в этом направлении. Это обстоятельство часто определяет более высокие ставки на рекламу, помещаемую на левой стороне газетного раз­ворота, чем на правой, и отдает предпочтение левой сто­роне разворота при публикации важных в сообщений.

Фактор позиции аудитории.Исследования показали, что восприятие информации помогает инди­виду внутренне подтверждать правильность собственной ориентации относительно усвоенных ценностей. Человеку свойственно искать информацию из источников, которые обычно подтверждают эту правильность и в силу данного обстоятельства пользуются его доверием. Подмечено, что в случаях явной неприемлемости информации, исходя­щей из источника, пользующегося у аудитории авторите­том, обычно возникает тенденция к искажению восприя­тия. Реальное содержание сообщений искажается ауди­торией в направлении приближения к ее первоначальной позиции и к подтверждению правильности своей соци­альной ориентации.

Значение особенностей восприятия применительно к деятельности журналистов переоценить трудно. Оно вооружает журналистов знанием того, как наилучшим образом решать большой ряд задач, свя­занных с организацией информации для ее передачи потребителям. И чем больше сотрудники прессы будут знать о восприятии, тем эффективнее будет деятельность тех, кто выступает в ответственной роли коммуникатора — журналиста с пером, микрофоном или телекамерой.

Контрольные вопросы

1.Что такое восприятие? В чем его особенности?

2. Почему восприятие является связующим звеном между ощущением и мыслью?

3. Какие есть виды восприятия и типы людей с характерными особенностями восприятия?

4.Какое влияние оказывают СМИ на формирование и развитие восприятия?

5.Какова роль специального и неспециального узнавания в воздействии СМИ на аудиторию?

6.В чем сущность предметности восприятия и почему необходимо его учитывать в журналистской практике?

7.Как проявляется правило фигуры и фона в журналистике?

8.Как проявляются требования целостности восприятия к отбору информации?

9.В чем особенности структурного процесса восприятия информации и почему необходимо их учитывать журналисту в своей деятельности?

10.В чем особенности свойства избирательности восприятия и его влияние на усвоение аудиторией «полезного сигнала»?

11. Что такое апперцепция, ее виды и влияние на эффективность информационного воздействия?

12.Константность восприятия и ее использование в деятельности СМИ.

13.Каковы существуют различия в восприятии. Их учет в журналистской практике.

14.Влияние на восприятие функциональных факторов и учет возможности их проявления в журналистской практике.

15.Каковы способы организации информации в СМИ для ее эффективного восприятия аудиторией?

Литература

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2007.

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006.

Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология. СПб, 2000.

Липпман У.Общественное мнение. М., 2004.

Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. СПб., 2008.

Морозов А.В. Деловая психология. М., 2005.

Рощин С.К.Психология и журналистика. М.,1989.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1940.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

 

 








Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1163;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.