Риторика 1 страница
Структура уровней файловой системы NFS
VFS (Virtual File System) - виртуальная файловая система. Необходима для управления таблицей открытых файлов.
Записи для каждого открытого файла называются v-узлами(virtual i-node).
VFSиспользуется не только для NFS, но и для работы инородными файловыми системами (FAT, /proc и т.д.)
Алгоритм работы NFS (рассмотрим последовательность системных вызовов mount, open и read):
1. Вызывается программа mount, ей указывается удаленный каталог и локальный каталог для монтирования.
2. Программа ищет сервер, соединяется с ним.
3. Запрашивает дескриптор каталога.
4. Программа mount обращается к системному вызову mount для монтирования полученного каталога.
5. Ядро формирует v-узел для открытого удаленного каталога.
6. Ядро формирует r-узел(удаленный i-узел) для удаленного каталога в своих внутренних таблицах. В результате v-узел указывает либо наr-узел для удаленного каталога, либо на i-узел одной из локальных файловых систем.
7. Система просит программу клиента NFS открыть файл.
8. Создаются v-узел и r-узел для удаленного файла.
9. Вызывающему процессу выдается дескриптор удаленного файла.
10. Теперь этот процесс может работать с файлом, используя вызов read.
Риторика
Вводный курс
Учебное пособие
Москва Издательство «Флинта»
Издательство «Наука»
УДК 80(075)
ББК 83.7я73
А68
Рецензенты:
АЛ. Волков, профессор, зав. кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук;
А.К. Михалъская, профессор, зав. кафедрой русского языка и стилистики Литературного института имени А.М. Горького, доктор педагогических наук
Аннушкин В.И.
А68 Риторика. Вводный курс : учебное пособие / В.И. Аннушкин. — М. : Флинта : Наука, 2006. — 296 с.
ISBN 5-89349-933-6 (Флинта)
ISBN 5-02-034612-8 (Наука)
В пособии рассмотрена классическая и современная проблематика риторики, поставлены вопросы формирования личности ритора, владеющего речью — инструментом управления и организации любой профессиональной деятельности.
Настоящее пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов, начинающих изучать риторику как науку и искусство убедительной и эффективной речи. Материалы пособия могут использоваться на курсах риторики и культуры общения, а также всеми, кто интересуется проблемами речевого мастерства, ораторского искусства, культуры речи.
УДК 80(075) ББК 83.7я73
© Издательство «Флинта», 2006 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................................................. 6
Глава I. Классические и современные определения риторики...................... 7
§ 1. Риторика как учение о речи................................................................. 7
§ 2. Определения риторики в русских классических учебниках 10
§ 3. Риторика в составе наук о речи....................................................... 17
§ 4. Двойственность отношения к языку и риторике.......................... 23
§ 5. Разделы классической общей и частной риторики.................... 26
§ 6. Культура речи как исторический и современный феномен 34
Глава II. Способы обучения риторике................................................................ 46
§ 1. Обучение риторике в античности.................................................... 46
§ 2. Обучение риторике в Древней Руси................................................ 48
§ 3. Как учились риторике Ломоносов, Пушкин, Лермонтов 52
§ 4. Современные советы к овладению речевым мастерством 57
Глава III. Из истории русских словесных наук................................................. 68
§ 1. Термин «язык» в Словаре Академии Российской........................ 68
§ 2. Объяснение понятия «словесные науки»....................................... 71
§ 3. Словесные науки в Словаре Академии Российской 77
§ 4. Толкование словесных наук в последующей традиции 85
§ 5. Язык — речь — слово в филологических науках пушкинского времени 89
Глава IV. Словесность как научный термин и учебный предмет................ 96
§ 1. Словарные определения словесности............................................ 96
§ 2. Периодизация курсов теории словесности................................ 100
§ 3. Взгляды на словесность Н.В. Гоголя и В.Г. Белинского 103
§ 4. Словесность в современной филологии...................................... 106
Глава V. Образ и личность ритора.................................................................... 112
§ 1. Ритор — оратор — автор................................................................ 112
§ 2. Речь — общение — коммуникация............................................... 115
§ 3. Личность человека и его речевые поступки.............................. 116
§ 4. Образ ритора....................................................................................... 118
§ 5. Оратор — образ оратора — актер............................................... 120
§ 6. Внешний вид — мимика и жесты................................................... 121
§ 7. Оценка личности: этическая, интеллектуальная, эстетическая 123
§ 8. Единство образа ритора: неизменность позиции при новизне мыслей 124
§ 9. Ораторские нравы............................................................................. 125
§ 10. Этические и речевые требования к профессиональному оратору 127
Глава VI. Изобретение.......................................................................................... 134
§ 1. Изобретение идей и риторическая аргументация.................... 134
§ 2. Тема — тезис — аргументация — доказательство................. 136
§ 3. Общие места (топосы, источники изобретения)....................... 139
Глава VII. Стиль и качества речи...................................................................... 170
§ 1. Общие понятия о стиле речи........................................................... 170
§ 2. Компоненты стиля речи.................................................................. 174
§ 3. Качества стиля (слога) как требования к речи.......................... 175
§ 4. Отбор слов........................................................................................... 186
§ 5. Стилистический синтаксис. Построение фразы и фигуры речи 188
Глава VIII. Стиль произношения и язык телодвижения................................ 206
§ 1. Стиль произношения................................................................. 206
§ 2. Язык телодвижения.................................................................... 215
Глава IX. Ораторское искусство......................................................................... 227
§ 1. Что такое ораторика?................................................................ 227
§ 2. Требования к оратору............................................................... 229
Глава X. Учебная риторика........... 251
§ 1. Учебная речь как сфера общения................................................. 251
§ 2. Образ оратора и личность преподавателя................................ 253
§ 3. Подготовка учебной речи............................................................... 256
§ 4. Содержание и доказательство в учебной речи........................ 259
§ 5. Текст учебника и учебная речь..................................................... 260
§ 6. Эмоции в педагогической речи..................................................... 261
§ 7. Классическая педагогика и риторика о речи учителя 263
§ 8. Русское академическое красноречие. Образ русского ритора-педагога 267
§ 9. Стиль речи преподавателя............................................................. 271
§ 10. Стиль учебного диалога в преподавании русского языка как иностранного 273
Литература..................................................................................................... 287
Предисловие
Предлагаемое пособие адресовано студентам гуманитарных факультетов, приступающим к изучению риторики как учения об эффективной и целесообразной речи. Пособие содержит теоретические основы риторики, обычно излагаемые в лекционных курсах. Каждый раздел пособия завершают вопросы и задания, которые можно использовать на семинарских занятиях. Практическим заданиям автор предполагает посвятить особую работу.
Поскольку пособие предназначено для студентов-гуманитарев, оно содержит подробный обзор классических определений риторики, историю филологических дисциплин, связанных с изучением речи. Состав словесных наук, традиционное и современное понимание словесности, историческое объяснение терминологии, связанной с языком — речью — словом, даны как прецеденты культурной деятельности с целью применения в нынешней общественно-речевой практике.
Воспитанию современного ритора-профессионала, владеющего искусством и культурой слова, должны более всего способствовать главы, посвященные способам обучения риторики, изобретению мысли, стилю речи и языку телодвижений. Эти разделы традиционно относятся к общей риторике и содержат универсальное описание подготовки и реализации актов речевого общения.
Частная риторика как учение о правилах и рекомендациях к ведению речи в отдельных видах словесности ограничивается в настоящем пособии разделами ораторики (ораторского искусства) и учебной риторики. При этом дан краткий анализ современной политической риторики и изложены основные правила ведения и построения учебной речи (педагогическая риторика), поскольку выпускнику гуманитарного вуза придется заниматься педагогической деятельностью.
Глава /
КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИТОРИКИ
§ 1. Риторика как учение о речи
Риторика — фундаментальное учение о речи. Речь — инструмент управления обществом и общественными процессами. Большинство языковедческих и общественных наук прямо или косвенно затрагивают проблемы речевого общения. Язык, понимаемый как средство и инструмент общения, является всеобщим связующим центром, вокруг которого строится большинство научных теорий и научно-популярных разработок. Принципиальное изменение содержания и стиля общественной жизни в конце XX—начале XXI веков требует от филологов точного взгляда на научные и педагогические дисциплины, занимающиеся языком и речью.
Общественно-идеологический кризис конца 90-х годов, неустойчивость помыслов, расплывчатость идей, разжиженность устремлений заставляют высказать несколько мыслей о важности языка и культуры для жизни общества, в котором по-прежнему главными считаются интересы «экономики» или материальные приоритеты. Между тем «степень образованности общества, т.е. степень овладения им культурой, является основным условием для применения экономического искусства... Примеры XX века показывают, что экономическое процветание в основном связано с культурой» [Рождественский 1999: 4]. Степень культуры зависит от развития форм коммуникации в обществе, поэтому следует установить следующие постулаты:
1. Речь есть инструмент управления обществом и общественными процессами.
2. Лидерство в культурном и экономическом соревновании получают те страны, в которых развивается язык, точнее, формы речевой коммуникации, отражающие технический прогресс в способах создания речи. При этом развиваются как формы массовой коммуникации (телевидение, Интернет, компьютеризация производства), так и прежние формы речевой культуры (печатная литература, деловая письменность, формы устного общения).
3. Современный русский язык показывает, что мы живем не только в условиях информационного бума, способного приобретать кризисные очертания, но и в условиях напряженного поиска нового языка, который станет не «новоязом», а будет отражать удобные формы мысли и слова. Странно предполагать на фоне вульгарного языка и поверхностного содержания, игры телевизионно-политических страстей, что нет «высокого и честного языка» — истинное всегда скрыто и не выставляет себя напоказ, но за ним — будущее. Поэтому мы — свидетели не только бездумно-самоубийственного языка большинства средств массовой информации, но и языка напряженных философских и научных исканий, высокой поэзии, честного делового языка.
4. Общественная речь как форма выражения общественного сознания и настроения предполагает активное творческое отношение и работу по ее совершенствованию. Речевое (риторическое) воспитание не есть воспитание «контактности» или «коммуникабельности», оно предполагает прежде всего философичность и образованность, ответственность за сказанное или написанное слово, нравственно-этическую основу поступков.
5. Результатом такого речевого воспитания должно стать стабильное общественное настроение, упрочение духа, богатство мыслей и разнообразие чувств в жизни людей. Грамотное речевое воспитание гарантирует развитие личности, расцвет внутреннего и внешнего в жизни каждого человека.
Оценка современного языка требует разнонаправленности
описаний, исследования образцов многочисленных жанров словесности. Сегодня нельзя сказать, что русский язык как язык, на котором создана великая речевая культура, стал «плохим» или «хуже». Если к концу XX века в русской философии были И.А. Ильин и А.Ф. Лосев, в русской беллетристике — И.А. Бунин и Б.К. Зайцев, в русской поэзии — Г. Иванов и А. Тарковский, в русской филологии — академики В.В. Виноградов и Ю.В. Рождественский, то мы вправе гордиться достижениями русской словесности в завершившемся столетии.
Для развития современных наук о речи важно понять историческую последовательность возникновения и развития отечественных дисциплин, изучающих речь. Тогда становится ясным сосуществование многочисленных речеведческих дисциплин, то терминологическое разнообразие, которое возникает подчас при назывании одних и тех же явлений разными словами.
Кто из нас не знает, какое значение имеет вовремя и удачно сказанное слово, кто из нас не хотел бы всегда говорить и умно, и красиво, и доходчиво, но, главное, уместно и убедительно? Эта тема злободневна всегда и для всех — ведь о своей речи задумывается каждый: что сказать? как сказать? в какой форме? каким тоном? как сделать так, чтобы язык не предал, не стал «врагом»,
а, напротив, привел бы к успеху?
В фольклоре любого народа, как и во многих суждениях древних, встречается мысль о том, что речью связываются все человеческие дела, языком — практической речью пользуются все люди, и если речь выстроена неверно или не оптимально, то разлаживается и само дело.
Казалось бы, что может быть проще умения говорить — и что сложнее искусства «умное слово молвить», владеть языком и вследствие этого житейскими обстоятельствами? Язык как эффективное средство межчеловеческих связей, слово (не болтовня, а разумная речь) необходимы во всяком деле. Никакая работа невозможна в коллективе, где отношения не отлажены целесообразным общением и добрым словом; никакая семья не состоится, если в ней нет доброжелательных и должных речей; невозможно и цивилизованное благоустроенное общество, если отношения его членов (будь то «субъекты федерации» или отдельные люди) омрачены злобой и неприятием, неумением выслушать и слово молвить. И в этом смысле Мир управляется Словом, но Слово основано на нравственной Мысли и воплощается в полезных Делах.
Всякая интеллектуальная профессия основывается на речевой деятельности. Деятельность политика, юриста, военачальника, журналиста, священника, учителя, врача всегда предполагает, с одной стороны, профессиональные знания, с другой, искусство владения речью. Оценка такого профессионала дается применительно к его речи, вот почему перечисленные профессии можно по праву назвать речевыми. Политик, участвующий в управлении государством, словом (образом оратора, содержанием доказательств, стилем мысли, слов и речевых поступков) убеждает своих сограждан в правоте своей позиции и идеологии. Журналист, желающий овладеть умами и сердцами людей, занимается прежде всего поиском выразительного и убедительного Слова. И дипломат, и юрист, и педагог, и священник озабочены одной и той же проблемой: как в рамках своей деятельности так овладеть профессиональным мастерством, чтобы быть риторически убедительными, чтобы люди подчинились их речи. Впрочем, невозможно указать профессию, которая не была бы так или иначе связанной с речью, потому что всякое дело требует словесной организации.
Какой же должна быть хорошая и эффективная речь? В чем конкретные трудности сегодняшнего общения (от речи в семье до политической речи)? Можно ли научиться владеть словом, говорить убедительно и уместно? Ответы на эти вопросы призвана дать риторика — наука о целесообразном построении речевого общения, искусство убедительной речи.
§ 2. Определения риторики в русских классических учебниках
Множество споров относительно сущности риторики разрешаются обращением к классическим определениям риторики, тем более что любое такое определение остается актуальным и сопоставимо с современной речевой практикой.
«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», — пишет Аристотель, греческий философ IV в. до н.э. [Аристотель 1978:19]. Всякий человек старается развить эту способность, чему и служит искусство риторики, наше стремление обобщить как опыт науки, так и личный опыт для того, чтобы знать способы и приемы убеждения. Обратим внимание на всеобщность риторики, распространяющуюся на множество предметов.
Риторика рождается как искусство управления и решения государственных и судебных дел. Хотя на риторику распространяется требование украшать речь, главное в риторике — не украшение само по себе, а искусство хорошо и достойно говорить. Поэтому в основание риторики всегда закладывались этико-нравственные и философские постулаты. Как только искусство риторики выходило за рамки этики и подлинно глубокого содержания речи, риторика, как и сам ритор (участник речи), бывали критикованы.
Этические основания риторики выражены в классической формуле: «для того, чтобы быть хорошим оратором, надо прежде всего быть хорошим человеком», — утверждал Марк Фабий Квинтилиан, римский теоретик риторики и публицист в «Двенадцати книгах риторических наставлений», ставших одним из первых трудов по речевой педагогике [Квинтилиан 1833: I, V].
В первой русской «Риторике» 1620 года, построенной в виде вопросов и ответов учителя и ученика, на вопрос «Что есть риторика?» следует ответ: «Риторика есть яже научает пути праваго и жития полезнаго добрословием», т.е. эта наука наставляет на правый путь и полезную жизнь добрыми словами |Аннушкин 1999: 21]. В первой русской «Риторике», явившейся переводом латинского учебника «Риторики» Филиппа Меланхтона, «великого учителя» Германии, автор-переводчик не просто дословно перевел латинский текст, но делал собственные добавления для того, чтобы текст стал более понятным ученикам. В результате уже толкование слова eloquentia (в первом переводе «добросло- вие») обогатилось богатым синонимическим рядом: «сию же науку сладкогласием или краснословием нарицают, понеже красовито и удобно глаголати и писати научает... Гречестии же мудрецы риторию сииречь течение слов глаголют быти, паки же латинстии мудрецы риторику сию науку нарекли, и сего ради про- именовашеся от тоя ритор, сииречь учитель благословил наречен есть. Та же наука от Димонтена греческаго ритора, сииречь хит- роречиваго, и от Маркуса Талиуша Кикерона, латынскаго хит- рословия начальника , чюдесным разумом украшена есть. И того ради сию науку никто от философ не преминовал для присноте- кущаго и неисчетиаго от нея происходящаго разума» [Аннушкин 1999: 21].
Весь XVII век состав светских («внешних») наук определялся «тривиумом свободных мудростей» (наук, художеств), который составляли «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, вышеуказанная «Риторика» (автор ее неизвестен, так как ранее сделанная атрибуция новгородскому и великолуцкому митрополиту Макарию оказалась неверной) и «Диалектика» Иоанна Дамас- кина в древнерусском переводе.
Позднее Николай Спафарий, переводчик Посольского приказа, в «Книге о девяти мусах и о седми свободных художествах» (1672) давал риторике следующее определение: «Риторика есть художество, яже учит слово украшати и увещевати» [Николай Спафарий 1978: 33]. Оно восходит к классическому древнеримскому пониманию риторики, записанному у основателей европейской риторики Цицерона и Квинтилиана: Rhetorica est ars recte et ornate dicendi — риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить. Отсюда и разовьется будущий термин «красноречие». Вопрос о том, что такое «украшенная речь», что такое подлинная красота речи и всякая ли красивая речь убедительна, всегда решался неоднозначно.
Петровские преобразования рождали необходимость в новых учебниках, которые показывали бы правила новой общественной речи. В периоды социально-идеологических преобразований всегда рождается особый интерес к руководствам по риторике и словесности. Именно ранним периодом петровских реформ (1698— 1710) датируются учебники Софрония Лихуда, Михаила Усачева, Стефана Яворского, Андрея Белобоцкого, Козмы Афоноивер- ского и «Старообрядческая риторика».
Михаил Усачев дает риторике следующее определение в «Риторике» 1699 г.: «Риторика есть наука добре, красно и о всяких вещех прилично глаголати» [Аннушкин 2002: 81]. У Стефана Яворского, ставшего во главе Московской Славяно-Греко-Латинской академии, риторика определялась как «художество добре глаголати» [Там же: 103]. Аккуратно читавшие все риторики старообрядцы, организовавшие Выговское общежительство на севере России, также записали в своем учебнике «Риторика в пяти беседах»: «Риторика есть хитрость добре глаголати» [Там же: 129].
Козма Афоноиверский, грек-монах Чудова монастыря, настолько овладел русским языком, что не только перевел греческую «Риторику» Софрония Лихуда в 1698 году, но и написал собственное сочинение «Книгу всекраснаго златословия» (1710), где определение риторики дал в разделе о том, как оратору учиться строить само определение исходя из «рода и разнства». Ритор, определив род, указывает на видовое различие предмета («разнство»). Например, «риторика есть художество благо глаголати», то есть (поясняем в переводе): «здесь род — художество, все науки свободные и несвободные объемлющее, например, врачебную, военную и прочее. Различие же риторики — в том, чтобы благо глаголати, и этим она отличается от прочих искусств, ибо только в риторике имеется благое, полезное и потребное к тому, чтобы говорить. Художеством же именовалась потому, что имеется предание, будто присночудным явится глаголющий: словно не речи, но бисеры испускающий драгие» [Там же: 117].
Первое научное определение риторики дал великий русский ученый-филолог М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» 1747 года. Этому событию предшествовал напряженный поиск точного определения, которое необходимо было дать науке и искусству речи. Любопытно, что в первом рукописном неопубликованном варианте 1744 года даже учебник назван по иному «Краткое руководство к риторике».
Выбор слова для обозначения науки риторики из бесконечного ряда существовавших синонимов «благоречие», «добрословие», «хитроязычие», «сладкоречив» и т.д. происходит именно здесь. Ломоносов останавливается на слове «красноречие» и несомненно сознательно редактирует во втором варианте определения § 1 — ср.: 1744 г. — «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать...»; 1747 г. — «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению» [Там же: 23, 91].
Факт ясного отделения риторики от красноречия доказывается в повторном именовании 1-й книги: «Краткого руководства к красноречию Книга 1, содержащая риторику. § 1. Имя сея науки происходит...». Таким образом, риторика — это «наука», «учение», «правила»; красноречие — «искусство», способность, умение «говорить и писать», но также и состав текстов словесности, если употребить взятый впоследствии термин. Говоря о «правилах обоего красноречия: оратории и поэзии», Ломоносов понимает под красноречием также совокупность текстов или словесных произведений — аналог будущей словесности. Это значение термина «красноречие» сохраняется и поныне, когда говорят о разных видах красноречия: судебном, политическом, духовном, академическом и т.д.
Вполне в соответствии с ломоносовскими традициями разделяется понимание риторики и красноречия в учебниках первой половины XIX века. Так, учебник профессора Московского университета А.Ф. Мерзлякова (1804 -1828) фиксирует следующее различие: «Риторика заключает в себе полную теорию красноречия. Красноречие... есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целию говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно искусство оратора, а под именем риторики — правила, служащие к образованию оратора» [Мерзляков 1828: 6].
Другое значение слова риторика — «теория прозаических сочинений», не ограничивающаяся «убеждением и доказательствами»; наконец, риторика — «наука научать наш разум и занимать воображение, или трогать сердце и действовать на волю» [Мерзляков 1828; 6].
И все-таки взгляды А.Ф. Мерзлякова не вполне последовательны. Эта непоследовательность выразилась в том, что риторика «не простирает своих исследований до мыслей и до слов, предоставляя это логике и грамматике» (вспоминаются слова Цицерона: «красноречие состоит в мыслях и словах»). Отношения же с логикой и грамматикой проясняются далее: риторика «более смотрит на красоту и стройность сочинения, т.е. она учит мысли, правильно обдуманные и по правилам грамматики выраженные, представлять в виде изящном и соответственном каждому роду красноречия» [Мерзляков 1828: 7].
Из определений XIX века имеет смысл остановиться на наиболее популярном учебнике Николая Федоровича Кошанского, учителя российской и римской словесности в Царскосельском лицее. Две его книги «Общая реторика» и «Частная реторика» выдержали соответственно 10 и 7 изданий с 1829 по 1849 годы (слово «реторика» Н.Ф. Кошанский пишет через «е», возводя данный термин к латинскому rhetorica).
Словесность названа «способностью выражать мысли и чувствования» и подразделяется на прозу (ее изучает частная риторика) и поэзию (изучается пиитикой). При этом каждая из словесных наук имеет свою теорию и практику. «Реторика вообще» (общая риторика) определена как «наука изобретать, располагать и выражать мысли, и в особенности руководство к познанию всех прозаических сочинений» (частная риторика)» [Кошанский 1829: 2].
В отличие от А.Ф. Мерзлякова Н.Ф. Кошанский возвратил в риторику учение об изобретении, назвав предметом риторики «мысли», точнее способность их «изобретать, располагать и выражать». При этом нет никакого противоречия в споре предметов логики и риторики: логика предстает как наука об умственных операциях безотносительно к слову, риторика — как наука о выражении мысли через слово.
Термин красноречие прокомментирован у Н.Ф. Кошанского в примечаниях. Если каждая из словесных наук (грамматика, риторика, поэзия) имеет, «как наука, свою теорию, и как искусство, свою практику», то очевидно, что практика риторики ближе всего к традиционному значению слова красноречие. В «Частной реторике», пользуясь терминами «гражданское красноречие», «политическое красноречие», «духовное красноречие» при описании конкретных родов речей, Н.Ф. Кошанский предпочел названию вида словесности термин «ораторство». Не исключено, что это произошло вследствие влияния латыни на терминологию автора (ведь все термины у него имеют в скобках латинское слово как источник своего происхождения, а латынь не давала источников для русских слов красноречие и витийство — см. об этом сведения об истории слов риторика — витийство — красноречие в главе 3).
Последним учебником русской классической риторики, предшествовавшим критике риторики, стал «Курс русской словесности» 1849 г. профессора Ришельевского лицея в Одессе К.П. Зеленецкого, состоявший из четырех книг: «Общая риторика»; «Частная риторика»; «Пиитика»; «История русской литературы для учащихся».
Учебник начинался словами: «Предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное выражение наших мыслей на словах или на письме...» [Зеленецкий 1849: 1].
Содержание риторики в XX веке не изменилось по существу, но обогатилось новыми концепциями и идеями, нередко представляя хорошо забытое старое в рамках новых дисциплин: культуры речи, практической стилистики, психологии общения и других. Но риторика после критики ее во второй половине XIX века переживает период возрождения. Однако справедливо встает вопрос: почему же риторика вышла из состава преподавания, почему ее критиковали и забыли?
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1171;