Общество как система.

 

Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Во-первых, это природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т.д. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые образуют самые различные социальные группы. Третий необходимый элемент - культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не являются обществом. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

Социальное взаимодействие - это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.

Социальные взаимодействия или связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют совей социальной (общественной) направленности.

Кроме того, социальные связи делятся по уровням взаимодействия. Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем следуют групповые, далее - организационные (между организациями), институциональные, социетальные (т.е. связи на уровне отдельного общества, страны) и, наконец, - цивилизационные.

Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие этим видам связей. Если социологи говорят о социальной структуре общества, то они имеют в виду следующую иерархию: организация, социальный институт и общество. Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии следует добавить еще цивилизацию.

Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.

Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.

Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).

Общество - динамическая система. Для развивающегося общества характерно постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Дифференциация общества определяется следующими процессами:

· разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

· удовлетворение новых потребностей людей;

· расширение представление людей о природе и обществе;

· появление новых ценностей и норм. Например, новая ценность для России плюрализм привела к новой норме - многопартийности., которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.

Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты. Общество все более дифференцируется.

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и социальных структур общества, и, вместе с тем, ослаблению его единства и сплоченности (солидарности) происходит и обратный процесс - интеграция (восстановление целого, объединение частей - лат.).

Интеграция - это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры.

Если дифференциация ослабляет его социальные связи, как бы отталкивает отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.

Интеграции общества способствуют:

· единая культура общества как система материальных и идеальных объектов;

· единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру;

· система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства общества.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтеграционные процессы.

Общество как единое целое и, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидрорэлектростанции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

· наличие отдельных частей;

· наличие связей между частями;

· наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

· взаимодействие с окружающей средой – природой.

Одним из основоположников современной теории систем, первым применившим формальные законы термодинамики и физической химии к исследованию живых организмов был австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал американский социолог Толкотт Парсонс к исследованию человеческого общества. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), Т.Парсонс определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде таблицы (см. таблицу 2)

 

Таблица 2.

  Функции Подсистемы Организации, институты  
ИНСРУМЕНТАЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ 1. Адаптивная (А) (adaptation – приспособление) 1. Экономика Заводы, банки  
2. Целенаправленная (G) (goal attainment – целедостижение) 2. Политика Государственные органы, партии.  
ЭКСПРЕССИВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ 3. Интегративная (I) (Integration - объединение) 3. Социальный контроль Полиция, культурные и общественные организации, церковь.  
4. Латентная (L) (Latency pattern maintenance – скрытое удержание образца) 4. Социализация Семья, родство, образование.  
 
 

 

Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество - открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели - целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными) направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены вовнутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями является интегративная и латентная. Ей соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества, (набор ценностей и норм). Латентная, т.е. скрытая функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующегопорядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения.

Структура общества носит сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система, может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм и т.д.

Система Т.Парсонса из 4 функций получила в социологии название «система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущую роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют социальную структуру общества.

Личность всегда стремиться играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству членов общества, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая интенсивная уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить. Очень важно, каким образом образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Системный подход к анализу общества, взгляд на него как на социокулътурную систему позволил вывести на новый уровень социологического исследования.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что понимается под культурой в социологии?

2. Каковы структурные элементы культуры?

3. Что такое культурные универсалии?

4. Каковы функции культуры в обществе?

5. Что такое социальная группа?

6. Чем отличаются формальные и неформальные, первичные и вторичные, аут и ингруппы?

7. Каковы свойства толпы как квазигруппы?

8. Как противодействовать толпе?

9. Что понимается под социальной общностью в социологии?

10. Какую роль в современном обществе играют социальные движения?

11. Почему люди, элементы природы и культура являются необходимыми

12. составляющими общества?

13. Перечислите основные процессы, протекающие в обществе.

14. Почему общество можно рассматривать как социокультурную систему?

15. Что представляет собой система AGIL T. Парсонса?

 

Литература

1. Гуревич П.С, Культурология, Учебное пособие, М., 1996, гл.1

2. Исаев Б.А. Курс социологии. СПб., 1998, Лекция 2.

3. Исаев Б.А. Социокультурный анализ общества. СПб., 1997, гл.1

4. Маркович Д.Ж. Общая социология, Ростов-на-Дону. 1993, гл.1,5.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., 1995, лекция 16.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1994, гл.2,3

7. Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. М. 1994.

8. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

9. Социология, Учебник для ВУЗов. Отв. ред, Осипов Г.В. М., 1998.

10. Социология. Сост. И.П. Яковлев. СПб., 1993.

11. Социология. Учебное пособие под ред. Тадевосяна Э.В, М., 1995.

12. Фролов С.С. Социология М., 1998, разделы 2,4.

13. Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хрестоматия. М., 1992.

14. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

 

 








Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 841;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.