Сущность и функции политической идеологии.
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контр-идеологии. Запрещенные, гонимые контр-идеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.
Современные политические идеологии, как и те, которые существовали раньше, обеспечивают порядок в обществе, поддерживают его целостность. И это при том, что в социуме существует множество групп часто с абсолютно противоположными мнениями. То есть, политические идеологии современности – это такие утверждения, касающиеся фактов и ценностей, которые актуальны для определенной группы, частного лица или партии и выражают их цели. Они служат словнокаркасом, на который опираются структура власти в конкретном обществе. Все основные политические идеологии современности независимо от их сути неотделимы от проблем авторитета и власти. Каждая из них признает свою модель общества и применяет свои средства и методы для ее реализации на практике.
Современные политические идеологии одновременно выполняют две, казалось бы, противоположные роли. С одной стороны, они сплачиваютмежду собой членов конкретной партии (интегративная функция), а с другой – отделяютее от других (разграничительная функция). Тенденциозный характер политических идеологий, как правило, ярко выражен. Это обусловлено их стремлением привлечь наибольшую поддержку. Идеологии придают отношениям между людьми, группами, партиями, институтами политический оттенок. Они объясняют, принимают или отвергают те или иные реалии общественной жизни в конкретный исторический период. Это общие, характерные для любого времени черты данного явления. Современные политические идеологии, впрочем, отличаются от прежних отсутствием невидимой оси, которая делила мир на два полюса. Это случилось после развала Советского Союза и прекращения «холодной войны». Понятие «Запад» утратило свой старый смысл. Японию стали относить к азиатским странам. Теперь она может вместе с другими государствами, принадлежащими к Азиатско-Тихоокеанскому региону, строить отношения с другими регионами, не оглядываясь на политические и идеологические соображения.
Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения»(Макиавелли) той или иной политической силы. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Мы об этом говорили на прошлой лекции.
И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.
Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.
Таким образом, основными функциями политической идеологии являются:
– овладение общественным сознанием;
– внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;
– создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей,не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру.
В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность.
Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 723;