Культура и идеология.

Термин «идеология» восходит к слову «идея», которое появилось еще в древнегреческом обществе. Развитая теория идей была дана древнегреческим философом Платоном, который полагал, что идеи не зависят от времени и пространства, что они существуют сами по себе как некий идеальный мир, из которого они и проникают в человеческое сознание как отблески подлинного и сверхреального, заставляя человека чувствовать и действовать иначе, чем он делает это под влиянием повседневной действительности. В той же Древней Греции сложилось и учение (логос)как упорядоченное знание о космических, социальных и человеческих свойствах. В этом знании отразился культурный и политический строй общества. Впрочем, на протяжении большей части человеческой истории такого рода знание былосоставной частью религии, а если и выходило из ее рамок, то лишь в сфере теоретико-познавательной конструкции.

Напряженный интерес к идеологии — и сам термин — возник в начале XIX в., когда стало очевидным, что упадок религиозного мировоззрения и укрепление светских принципов, усиление влияния научных взглядов с их рационализмом отнюдь не ведут к подлинной научности сознания общества в целом и различных социальных групп. Более того, упадок религии означал распад целостной картины мира и объединяющих духовных принципов, что приводило к напряженной борьбе между разными ориентациями, идейными установками, которые превращались в разные идеологии, обладающие огромной действенной силой.

Убедительным примером для всей Европы стала революционная Франция, в которой была отменена прежняя религия, чтобы утвердитькульт Разума, но самоотверженная борьба за «свободу, равенство и братство» привела совсем не к тем результатам, которые ожидали революционные массы. Прежде единое духовное пространство, в котором не допускались существенные расхождения в основных мировоззренческих вопросах, превратилось в поле напряженного соперничества между разными идеологиями.

Сопоставление идеологии и культуры очень важно, так как взаимоотношение их достаточно сложное. Существует точка зрения, что феномен идеологии в корне отличен от культуры. Более того, от идеологии всегда исходила, исходит и будет исходить опасность для того, что несет в себе культура. Именно поэтомукультуру и идеологию необходимо размежевать. Их сближение и отождествление, неспособность противостоять идеологии дорого обходились культуре, особенно если иметь ввиду постсоветское пространство, Россию, Украину. Проблема идеологии и культуры очень актуальна для понимания не столько того, что естькультура, сколько того, чем она не является и не должна быть. Данная точка зрения основана на аксиологическом подходе к культуре.

Подчеркивается, что культура ориентирована на достижение истины, добра и красоты, а идеологией движет воля к власти. Истина, добро и красота идеологией безоговорочно не отвергаются, но она готова принять их только на служебных ролях, как подспорье для достижения своих целей. Предположим, феномен эксплуатации и классовой борьбы — несомненная истина общественного развития XIX в. Ее охотно взяла на вооружение марксистская идеология. Но когда в XX в. классовая борьба стала затихать, так как интенсивно размывалась классовая однородность пролетариата, теряла свои родовые черты и эксплуатация буржуазией других слоев общества, тогда марксистская идеология потеряла всякий интерес к истине, т.е. настоящему положению вещей. Она с необыкновенной легкостью пошла на обман и подтасовки.

Идеология — это всегда и во всем воля к власти. Но осуществляет она себя не прямым насилием, а через убеждение, аргументацию, наглядными средствами. В своем наиболее чистом и простом виде идеология выступает как агитация и пропаганда. Но она может принимать внешние формывнутренне глубоко чуждых ей феноменов культуры: науки, философии, искусства. Идеологию не всегда просто отличить от религии. Но и наука, и философия, и искусство, и религия для идеологии — это всегда средство, реквизит, используемые для чуждых им целей. Поэтому идеология, привлекая те же науку и искусство, может решать свои цели, достигать успеха, но для науки и будучи пагубной и разрушительной для искусства.

Несмотря на всю чуждость и враждебность культуре, ее возникновение и существование опирается на культуру. Идеология не способна к саморазвитию, она обязательно питается ресурсами культуры. По отношению к культуре идеология всегда вторична. Как и в чем проявляется эта вторичность? Источник культуры — творчество. В идеологии присутствуют интересы, польза, корысть. Но очень часто идеологический текст по всем внешним признакам неотличим от принадлежащего культуре философского, научного, литературного текста.

Идеология — всегда борьба с кем-то или с чем-то. У нее обязательно есть противник, которого нужно сокрушить. При всем несовпадении идеологии и культуры, их чуждости друг другу между ними возможно "мирное сосуществование", более того, оно необходимо. Ведь феномен идеологии,несмотря на все его изъяны и негативные стороны,неустраним. Он возникает и воспроизводится не по чьему-то капризу, злой воле или исторической случайности. Постольку, поскольку любое общество в обозримой исторической перспективе будет социально дифференцировано, т.е. включать в себя различные социальные группы, чьи интересы не совпадают и противоречат друг другу, с необходимостью эти интересы будут оформляться в идеологические доктрины и лозунги. И проблема состоит в том, чтобы исключить экспансию идеологии в сферу культуры. Это становится возможным в ситуации плюрализма идеологий. Идеологический плюрализм предполагает не просто наличие в обществе множества идеологий. Более важно, чтобы каждая из них отказалась от претензий на господство над другими идеологиями в качестве единственно верного учения.

Таким образом, взаимодействия названных явлений непросты. Для того чтобы представить их наиболее предметно, надо определиться с содержанием такого феномена, как культура.

Существенными признаками культуры являются следующие.

Во-первых, явления культуры отличаются от явлений природы тем, что последние существовали и существуют вне воздействия на них людей, общества, в то время какявления культуры обязательно несут на себе печать такого воздействия.

Во-вторых, к явлениям культуры, прежде всего, следует относить те феномены, которые вовлечены людьми в процесс своей жизнедеятельности. Другими словами, явления, на которых лежит печать действий, труда людей (позитивных или негативных – это другой вопрос) автоматически обретают статус явлений культуры.

В-третьих,в первую очередь феноменами культуры стали природные явления, подвергшиеся воздействию людей, претерпевшие определенные изменения в силу такого воздействия.

В-четвертых,высшим этапом в развитии культуры является созидательная фаза. Ее суть: человек, общество не просто изменяют явления природы, но и творят, создают такие феномены, которых не было в окружающей человека действительности.

Вышеприведенные содержательные признаки культуры формируют основание для определения ее сути.Культура– это совокупность явлений природы, подверженных воздействию, изменению обществом, вовлеченных в процесс его развития, и феномены, являющиеся результатом деятельности людей. При этом заметим, что воздействие людей на природные явления и создание ими «неприродных» феноменов может быть как продуктивным, так и контрпродуктивным. Словом, культура – это соединение и тех и других явлений ( в русле антропологического подхода).

Обычно культуру разделяют на материальную и духовную.

Исходя из сказанного, можно представить механизм взаимодействий идеологии и культуры.

1. Идеология как продукт деятельности людей, их сознания является элементом культурыобщества. Более того, важным, необходимым элементом культуры политического общества.

2. Идеология – это важнейший элемент, прежде всего, духовной культуры общества.

3. Являясь элементом духовной культуры общества, идеология, как уже отмечалось, выполняет функциюдуховной основы материальной деятельности людей, а это значит, что она лежит в основе материальной культуры общества.

4. Культура выполняет функцию реализации задач идеологии (идеологий). Более того, она является специфическим индикатором, подтверждающим или опровергающим жизненную силу той или иной идеологии.

5. На процесс развития культуры того или иного общества, как правило, оказывают воздействие разные идеологии. В то же самое время, культура является средством реализации на практике содержаний многих идеологий.

6. В конкретный период развития культуры того или иного государства, та или иная идеология наиболее существенно влияет на развитие его культуры.

7. Изменения в культуре общества оказывают воздействие на развитие идеологических процессов в нем, как и наоборот: идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения в их культурах.

8. Отмечая достаточно прочную, органичную связь идеологического и культурного процессов в обществе, следует иметь в виду их относительную независимость друг от друга.








Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 3608;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.